г. Нижний Новгород |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А29-3723/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.07.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 по делу N А29-3723/2023
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" (ИНН: 1101487223, ОГРН: 1021100523806)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
о признании недействительным акта
и установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" (далее - Учреждение, Поликлиника) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) о признании недействительным акта комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) от 07.03.2023 в части требований о возврате в бюджет Фонда 8 131 419 рублей 72 копеек и об уплате штрафа в размере 817 013 рублей 72 копеек. В случае отказа в удовлетворении требований Учреждение просило снизить размер штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.07.2023 заявленные требования удовлетворены частично: акт от 07.03.2023 признан недействительным в части требования об уплате штрафа в размере 700 000 рублей, а также в части требования о возврате в бюджет Фонда денежных средств в размере 75 028 рублей 29 копеек.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами в части отказанных требований и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, выплата заработной платы воспитателю реабилитационного центра, доплаты в размере 25 % должностного оклада врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей-педиатров участковых, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно неработающих членов семей работников Учреждения, оплата договоров, заключенных с ООО ВДФ "Акцепт" за хранение вакцин, затраты на приобретение бутилированной питьевой воды и одноразовых стаканчиков для кулера, правомерно произведены за счет средств ОМС.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Фонд в письменном отзыве отклонил доводы заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителя в судебное заседание.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в отношении Учреждения проведена комплексная проверка использования средств ОМС, полученных в рамках выполнения территориальной программы ОМС за период с 01.01.2021 по 31.12.2022.
По результатам проверки Фонд пришел к выводу, что Учреждение неправомерно осуществило за счет средств ОМС следующие расходы:
- излишне выплаченная заработная плата сотрудникам Учреждения, трудовые отношения с которыми прекращены на основании статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (44 649 рублей 80 копеек);
- излишне выплаченное пособие по временной нетрудоспособности (40 378 рублей 49 копеек);
- начисление заработной платы воспитателю реабилитационного центра, источником финансового обеспечения которого являются средства республиканского бюджета (23 056 рублей 58 копеек);
- доплата за счет средств ОМС в размере 25 % должностного оклада врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей-педиатров участковых, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (206 271 рубль 68 копеек);
- оплата проезда к месту использования отпуска и обратно неработающих членов семей работников Учреждения (4 733 730 рублей 10 копеек);
- приобретение периодического издания "Медицинская газета" (4 506 рублей 46 копеек);
- оплата по договорам, заключенным с ООО ВДФ "Акцепт", за хранение вакцин, проводимых в рамках национального календаря профилактических прививок Российской Федерации (2 916 920 рублей);
- выплата компенсации за задержку оплаты труда сотрудникам (2 070 рублей 34 копейки);
- приобретение электрического чайника для персонала Учреждения (2 399 рублей);
- приобретение бутилированной питьевой воды и одноразовых стаканчиков для кулера (167 437 рублей 27 копеек).
Результаты проверки отражены в акте от 07.03.2023, которым на Учреждение возложена обязанность возвратить в бюджет Фонда использованные не по целевому назначению средства ОМС в размере 8 507 760 рублей 43 копеек, а также оплатить штраф в размере 850 776 рублей 04 копеек.
С учетом дополнительных документов, представленных Учреждением, Фондом предложено возвратить использованные не по целевому назначению средства ОМС в размере 8 170 137 рублей 22 копеек и оплатить штраф в размере 817 013 рублей 72 копеек.
Не согласившись с названным актом, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федеральных законов от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 N 1268 "О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.10.2019 N 878н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей", Типовым положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 15н, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, Порядком осуществления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 19.12.2013 N 260, Законом Республики Коми от 31.12.2004 N 78-РЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми", учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 24.06.2009 N 11-П, от 19.01.2016 N 2-П, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, Арбитражный суд Республики Коми частично удовлетворил требования Учреждения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
На основании части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2020 N 676; территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2021 N 668 (далее - территориальные программы).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Учреждение в марте, апреле 2022 года за счет средств ОМС начислило заработную плату воспитателю реабилитационного центра в размере 23 056 рублей 58 копеек, источником финансового обеспечения которой являются средства республиканского бюджета.
В силу подпункта 6 пункта 195 Приказа N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
Порядком организации медицинской реабилитации детей, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2019 N 878н, предусмотрено наличие в штате медицинской организации должности воспитателя только при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, то есть в условиях, обеспечивающих круглосуточное наблюдение и лечение.
Каким-либо иным нормативным актом не предусмотрена необходимость включения в штат медицинской организации должности воспитателя при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что расходы на заработную плату воспитателя являются нецелевым использованием средств ОМС.
Учреждение считает, что правомерно осуществило за счет средств ОМС компенсационные выплаты в размере 25 % должностного оклада врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей-педиатров участковых, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, в сумме 206 271 рубля 68 копеек за 4 квартал 2022 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 N 1268 утвержден "Порядок предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией" (далее - Порядок N 1268).
Пунктом 1 Порядка N 1268 установлены компенсационные выплаты в размере 25 процентов оклада (оклада по воинской должности, оклада по занимаемой должности) оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях; участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-инфекционистам, среднему медицинскому персоналу, работающему с данными врачами, фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 506 и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 429 от 26.07.2022 утверждены "Методические рекомендации по порядку применения постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 N 1268 "О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией" (далее - Методические рекомендации).
В пункте 2 Методических рекомендаций определено, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в целях установления компенсационных доплат рекомендуется определить актом:
- медицинские организации, в том числе перепрофилированные, оказывающие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях в соответствии с пунктом 1.2 приложения N 5 к приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н;
- медицинские организации (структурные подразделения медицинских организаций), в том числе перепрофилированные или дополнительно созданные структурные подразделения медицинских и иных организаций, непосредственно оказывающие первичную медико-санитарную помощь пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ), внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19, непосредственно оказывающие медицинскую помощь и осуществляющие отбор биологического материала для исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ежедневном режиме работы в соответствии с пунктом 1.1 приложения N 3 к приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н;
- специально выделенные медицинские бригады (медицинские работники) для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, оказывающие первичную медико-санитарную помощь на дому пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19 и осуществляющие отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Руководителям указанных медицинских организаций (структурных подразделений), а также федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, определенных в маршрутизации оказания медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, рекомендуется установить перечень должностей работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам, в том числе осуществляющих отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, для осуществления компенсационных доплат в соответствии с пунктом 1 постановления N 1268.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми (далее - Минздрав РК) от 12.08.2022 N 1316-р (далее - Приказ N 1316-р) внесены изменения в приказ Минздрава РК от 31.01.2022 N 123-р "Об утверждении временного порядка организации оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях лицам с новой коронавирусной инфекцией и подозрением на нее на территории Республики Коми" (далее - Приказ N 123-р).
На основании приказа N 1316-р Учреждение включено в перечень медицинских организаций, непосредственно оказывающих первичную медико-санитарную помощь пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе осуществляющих отбор биологического материала для исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также имеющих выделенные медицинские бригады (медицинских работников), оказывающих первичную медико-санитарную помощь на дому пациентам с симптомами острых вирусных инфекций, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19 и осуществляющие отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Пунктом 1.2 приказа N 1316-р приказ N 123-р дополнен пунктом 2.7, согласно которому руководителям медицинских организаций Республики Коми, подведомственных Минздраву РК, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях лицам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на нее обеспечить создание медицинских бригад (выделение медицинских работников), оказывающих первичную медико-санитарную помощь на дому пациентам с симптомами острых вирусных инфекций, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19 и осуществляющих отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Минздравом РК издан приказ от 13.10.2022 N 10/389 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Республики Коми от 30.06.2018 N 6/274 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений Республики Коми, в отношении которых Министерство здравоохранения Республики Коми осуществляет функции и полномочия учредителя" (далее - Приказ N 10/389).
Пунктом 2 Приказа N 10/389 приказ Минздрава РК от 30.06.2018 N 6/274 дополнен пунктом 3.2.3-1 следующего содержания:
"Установить компенсационные выплаты в размере 25 процентов должностного оклада оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции:
- врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
- участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-инфекционистам, среднему медицинскому персоналу, работающему с данными врачами, фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.
В Учреждении утверждается перечень должностей работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией, которым устанавливается компенсационная выплата за фактически отработанное время по графику, отдельно по основной работе и работе по совместительству".
Учреждением издан приказ от 19.10.2022 N 902-р, которым утвержден перечень должностей работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией, которым устанавливается компенсационная выплата.
Также Учреждением издан приказ от 02.11.2022 N 951-р, которым установлена компенсационная выплата работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией.
Суды установили, что компенсационная выплата была начислена 18 работникам Учреждения (10 врачам и 8 медицинским сестрам), которые не принимали участия в спорном периоде в оказании медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
Учреждение представило список лиц, которым оказывалась медицинская помощь во втором полугодии 2022 года в связи с выявлением респираторных заболеваний, из которого следует, что только одному пациенту был поставлен диагноз - новая коронавирусная инфекция.
Лечение пациента по этому случаю осуществлялось врачами Чужмаровой Е.С. и Лузиной Н.В., в отношении оплаты труда которых Фонд не выявил нарушений, связанных с установлением необоснованных доплат.
Суды посчитали, что отбор биологического материала медицинской сестрой Черняевой И.В. у пациента, не свидетельствует об обоснованности установления последней указанной надбавки, поскольку данная выплата была начислена не за фактическое отработанное время, а на величину полного месячного оклада медицинской сестры.
С учетом изложенного суды признали спорные выплаты нецелевым использованием средств ОМС.
Как видно из материалов дела, Фондом установлено нецелевое использование средств ОМС в виде оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно, провоза багажа неработающим членам семьи работников Учреждения в сумме 4 733 730 рублей 10 копеек.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно (часть 1).
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (часть 8).
На основании статьи 2 Закона Республики Коми от 31.12.2004 N 78-РЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми" (далее - Закон N 78-РЗ) лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющиеся работниками организаций, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации) проезд в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Работодатели (организации) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, а также несовершеннолетним детям, в том числе находящимся под опекой (попечительством), включая в приемной семье, работника) независимо от времени использования отпуска.
В части 1 статьи 5 Закона N 78-РЗ установлено, что предоставление организациями, за исключением организации, указанной в части второй настоящей статьи, гарантий и компенсаций, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Следовательно, оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, провоза багажа неработающим членам семьи работников Учреждения осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
При таких обстоятельствах суды признали спорные выплаты нецелевым использованием средств ОМС.
Ссылка Учреждения на письмо Министерства здравоохранения Республики Коми от 05.08.2021 N 12546/01-20 признана судами несостоятельной, поскольку из буквального содержания письма следует, что рекомендовано осуществлять за счет всех имеющихся в учреждении источников финансирования компенсацию стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, стоимости багажа сотрудникам учреждений, а не неработающим членам их семей.
В рассмотренном случае Фондом установлено нецелевое использование средств ОМС в виде затрат на приобретение бутилированной питьевой воды и одноразовых стаканчиков для кулера в размере 167 437 рублей 27 копеек.
Суды посчитали, что названные затраты непосредственно не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), не являются необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации, не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Довод Учреждения о том, что вода необходима для того, чтобы пациенты, которые находятся в дневном стационаре, могли запивать лекарственные препараты, признан судами несостоятельным в силу следующего.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.03.2018 N 92н утверждено "Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям".
Названным приказом утверждены "Стандарт оснащения детской поликлиники (детского поликлинического отделения)", "Стандарт оснащения дневного стационара детской поликлиники (детского поликлинического отделения)", которыми не предусмотрена организация питьевого режима для пациентов.
С учетом изложенного суды признали данные затраты нецелевым использованием средств ОМС.
Как видно из материалов дела, Фондом установлено нецелевое использование средств ОМС в виде затрат на оплату по договорам складского хранения, заключенных Учреждением с ООО ВДФ "Акцепт" за хранение вакцин, проводимых в рамках национального календаря профилактических прививок Российской Федерации в размере 2 916 920 рублей.
Из пояснений Учреждения следует, что на складах ООО ВДФ "Акцепт" хранились иммунобиологические препараты, включенные в национальный календарь профилактических прививок. Вакцины приобретались Минздравом РК и в дальнейшем распределялись по медицинским учреждениям через ООО ВДФ "Акцепт".
Подпунктом 4 пункта 4 раздела 4 территориальных программ предусмотрено, что за счет средств ОМС предусмотрена организация и проведение профилактических прививок детскому и взрослому населению (за исключением обеспечения медицинскими иммунобиологическими препаратами, используемыми в рамках Национального календаря профилактических прививок и Национального календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям).
В силу подпункта 15 пункта 3 раздела 5 территориальных программ установлено, что за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми осуществляется финансовое обеспечение в государственных учреждениях Республики Коми, состоящих в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в системе обязательного медицинского страхования, на обеспечение иммунобиологическими препаратами, донорской кровью и ее компонентами.
Территориальные программы не предусматривают финансирование мероприятий по хранению вакцин за счет средств ОМС.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что за счет средств бюджетной системы должны быть приобретены и поставлены в медицинские организации вакцины, используемые в рамках национального календаря профилактических прививок Российской Федерации, а за счет средств ОМС - непосредственно организация и проведение таких прививок в медицинских организациях.
Санитарно-эпидемиологические правила и общие требования к условиям транспортирования и хранения всех групп иммунобиологических лекарственных препаратов (далее - ИЛП), порядок транспортирования и хранения ИЛП от момента их изготовления до использования в медицинских организациях, а также требования к оборудованию, обеспечивающему сохранность исходного качества и безопасность ИЛП, и порядок использования этого оборудования установлены СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2021 N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21).
На основании пункта 4253 СанПиН 3.3686-21 для сохранения высокого качества и безопасности ИЛП проводится с соблюдением "холодовой цепи" (приложение 38 к Санитарным правилам):
1) первый уровень - доставка ИЛП от организации-изготовителя до организаций оптовой торговли лекарственными средствами, включая этап таможенного оформления;
2) второй уровень - хранение ИЛП организациями оптовой торговли лекарственными средствами и доставка ИЛП до других организаций оптовой торговли лекарственными средствами, городских и районных (сельских) аптечных организаций, медицинских организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность;
3) третий уровень - хранение ИЛП городскими и районными (сельскими) аптечными организациями, медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность, и доставка ИЛП до медицинских организаций или их обособленных подразделений (в том числе участковых больниц, амбулаторий, поликлиник, родильных домов) или иных организаций (в том числе медицинских кабинетов организаций, осуществляющих образовательную деятельность и других организаций), использующих ИЛП, а также розничная реализация ИЛП;
4) четвертый уровень - хранение ИЛП в медицинских организациях или их обособленных подразделениях (в том числе участковых больницах, амбулаториях, поликлиниках, родильных домах), иных организациях (медицинских кабинетах организаций, осуществляющих образовательную деятельность и других организаций), где проводится иммунизация или используются ИЛП.
В силу пункта 5.3.1 Методических указаний "3.3.2400-08. 3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Контроль за работой лечебно-профилактических организаций по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней. Методические указания", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2008, длительность хранения медицинских иммунобиологических препаратов на 4-м уровне холодовой цепи не должна превышать одного месяца.
Суды указали, что, осуществляя закупку вакцин, уполномоченное лицо вправе излагать в аукционной документации такие условия, которые в наибольшей мере будут отвечать интересам медицинских организаций, а также обеспечивать эффективность расходования бюджетных средств. В частности, заказчик может сформулировать условие, касающееся ежемесячной поставки вакцин в медицинские организации, в целях минимизации расходов, связанных с хранением вакцин.
Согласно Методическим указаниям "МУ 3.3.2.1172-02. 3.3.2. Медицинские иммунобиологические препараты. Порядок обеспечения государственных муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Методические указания", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.11.2002, оплата и доставка медицинских иммунобиологических препаратов (вакцинами, анатоксинами, иммуноглобулинами, предназначенными для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням) производятся за счет средств федерального и местного бюджетов.
Суды сделали вывод о том, что, принимая во внимание названные указания Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, что до доставки вакцины непосредственно в медицинскую организацию расходы, в том числе по хранению приобретенных вакцин, компенсируются за счет средств бюджетной системы.
С учетом изложенного суды признали названные затраты нецелевым использованием средств ОМС.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования в оспариваемой части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.07.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 по делу N А29-3723/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская детская поликлиника N 3".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно (часть 1).
...
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.03.2018 N 92н утверждено "Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям".
...
Санитарно-эпидемиологические правила и общие требования к условиям транспортирования и хранения всех групп иммунобиологических лекарственных препаратов (далее - ИЛП), порядок транспортирования и хранения ИЛП от момента их изготовления до использования в медицинских организациях, а также требования к оборудованию, обеспечивающему сохранность исходного качества и безопасность ИЛП, и порядок использования этого оборудования установлены СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2021 N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21).
На основании пункта 4253 СанПиН 3.3686-21 для сохранения высокого качества и безопасности ИЛП проводится с соблюдением "холодовой цепи" (приложение 38 к Санитарным правилам):"
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 февраля 2024 г. N Ф01-17/24 по делу N А29-3723/2023