Нижний Новгород |
|
31 января 2020 г. |
Дело N А43-8414/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2020.
Полный текст постановления изготовлен 31.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019
по делу N А43-8414/2019
по заявлению акционерного общества "Сибур-Нефтехим"
(ОГРН: 1025201738693, ИНН: 5249051203)
о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
и установил:
акционерное общество "Сибур-Нефтехим" (далее - АО "Сибур-Нефтехим", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 29.01.2019 N СЧ-07/548 решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, Теруправление) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 52:26:0050003:9 по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, Промышленная зона, с сохранением его в измененных границах с образованием земельного участка 52:26:0050003:9:ЗУ1, площадью 13 875 квадратных метров, установлением вида разрешенного использования "под железнодорожный транспорт". Одновременно заявитель просил суд обязать Теруправление восстановить его нарушенные права.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.06.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В целях восстановления нарушенного права суд обязал ТУ Росимущества в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения соответствующей схемы земельного участка. Одновременно суд взыскал с Теруправления в пользу АО "Сибур-Нефтехим" судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие неправильного применения норм материального права.
Кассатор полагает, что суды неверно истолковали статью 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации", а также аналогичные положения Федерального закона от 10.01.2003 N 17 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", из которых следует, что Общество не обладает признаками владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования. Эстакада налива, принадлежащая АО "Сибур-Нефтехим", может быть отнесена к объекту инфраструктуры только при условии непосредственного участия этого сооружения в эксплуатации путей необщего пользования, как составной части единого технологического комплекса, входящего в понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования. В рассматриваемом случае железнодорожные пути, относящиеся к инфраструктуре железнодорожного транспорта, могут функционировать без эстакады, являющейся частью имущественного производственного комплекса АО "Сибур-Нефтехим", обеспечивающей завершающую стадию производственного процесса и выполняющей функцию доставки продукта в транспортное средство. Кроме того, заявитель считает, что ГОСТ Р 55056-2012 и СП 153.13130.2013 "Инфраструктура железнодорожного транспорта" к данному спору не применимы.
В отзыве на кассационную жалобу Общество сослалось на законность и обоснованность обжалованных судебных актов, просило оставить их без изменения.
Суд округа удовлетворил ходатайство АО "Сибур-Нефтехим" о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Теруправление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании договора аренды от 01.10.2003 N А191 во временном пользовании АО "Сибур-Нефтехим" находится земельный участок с кадастровым номером 52:26:0050003:9, расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, Промышленная зона.
АО "Сибур-Нефтехим" 02.04.2018 обратилось в ТУ Росимущества с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 52:26:0050003:9 с сохранением его в измененных границах и образованием земельного участка 52:26:0050003:9:ЗУ1 площадью 13 875 квадратных метров, установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка "под железнодорожный транспорт". Цель раздела: образование земельного участка для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования АО "Сибур-Нефтехим" и определения арендной платы в отношении данного участка в соответствии с приказом Минэкономразвития от 13.12.2010 N 626.
На образуемом земельном участке расположены объекты, принадлежащие Обществу: железнодорожный путь N 36, кадастровый номер 52:26:0050015:857, адрес: Нижегородская область, Кстовский район, ст. Зелецино, от изолирующего стыка светофора М 148 стрелки N 160 до предельного столбика стрелки N 3 пути N 36; отдельно стоящее сооружение - эстакада налива пропилен.бутилен.бутадион фракций т.6027/3 (нежилое), кадастровый номер 52:26:0000000:1803, адрес: Нижегородская область, Промышленная зона.
Письмом от 29.01.2019 N СЧ-07/548 ТУ Росимущества сообщило об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 52:26:0050003:9 на кадастровом плане территории. Отказ основан на пункте 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивирован тем, что расположенное на земельном участке отдельностоящее сооружение - эстакада налива пропилен.бутилен.бутадион фракций т.6027/3 (нежилое) не относится к объектам железнодорожного транспорта необщего пользования, в связи с чем не соответствует виду разрешенного использования образуемого земельного участка.
Посчитав такое решение ТУ Росимущества незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования АО "Сибур-Нефтехим", суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, к данным основанием отнесена разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В рассматриваемом случае отказ Теруправления в утверждении схемы расположения земельного участка основан на пункте 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства с учетом пояснений сторон, суды установили, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 52:26:0050003:9 для размещения хранилища сжиженных углеводородных газов, производимых на ООО "Сибур-Кстово", комплекса налива продукции в железнодорожные цистерны для дальнейшей транспортировки, подъездных железнодорожных путей необщего пользования. Единственное возможное использование размещенных на образуемом земельном участке 52:26:0050003:9:ЗУ 1 железнодорожных путей - это подгон и размещение железнодорожных цистерн для налива продукции. Размещенная у железнодорожных путей эстакада - это сооружение, обеспечивающие функционирование комплекса налива продукции в железнодорожные цистерны. Использование эстакады в иных целях, кроме как для налива продукта в железнодорожные цистерны, невозможно.
В силу изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что существующий на земельном участке объект недвижимости (эстакада) обеспечивает функционирование комплекса железнодорожных путей необщего пользования. Доводы кассатора об обратном не учитывают специфику деятельности АО "Сибур-Нефтехим".
При этом возможность использования железнодорожных путей как самостоятельного объекта не свидетельствует об отсутствии у заявителя права на формирование единого земельного участка для эксплуатации комплекса сооружений, объединенных в одно целое.
При таких обстоятельствах у Теруправления отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Ссылки заявителя жалобы на неверное толкование судами положений законов N 17-ФЗ и 18-ФЗ, а также на невозможность применения к рассматриваемому спору ГОСТ Р 55056-2012 и СП 153.13130.2013 судом округа отклоняются, поскольку указание в обжалуемых судебных актах на данные положения не свидетельствует о принятии неверного решения. Суды при разрешении спора исходили из установленных обстоятельств дела, фактического назначения и использования спорного земельного участка.
Таким образом, отказ Теруправления не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Несогласие заявителя с выводами судов, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества освобождено от её уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А43-8414/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, к данным основанием отнесена разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В рассматриваемом случае отказ Теруправления в утверждении схемы расположения земельного участка основан на пункте 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
...
Ссылки заявителя жалобы на неверное толкование судами положений законов N 17-ФЗ и 18-ФЗ, а также на невозможность применения к рассматриваемому спору ГОСТ Р 55056-2012 и СП 153.13130.2013 судом округа отклоняются, поскольку указание в обжалуемых судебных актах на данные положения не свидетельствует о принятии неверного решения. Суды при разрешении спора исходили из установленных обстоятельств дела, фактического назначения и использования спорного земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 января 2020 г. N Ф01-7688/19 по делу N А43-8414/2019