Нижний Новгород |
|
12 января 2021 г. |
Дело N А82-1550/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.06.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020
по делу N А82-1550/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мега"
(ОГРН: 1187627007138, ИНН: 7604340228)
о признании незаконным и отмене постановления
Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской
области (ОГРН: 1027600681261, ИНН: 7604002275),
третье лицо - Степанова Лариса Михайловна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мега" (далее - ООО "Мега", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - Департамент, административный орган) от 24.01.2020 N 189/19 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Степанова Л.М.
Решение суда первой инстанции от 30.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.10.2020, заявленное требование удовлетворено.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), Общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающих возможность визуального определения факта вскрытия тары, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 822 (далее - Общие требования), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, в данном случае при реализации потребителю алкогольной продукции произведена лишь имитация вскрытия бутылки - снята термоусадочная защитная оболочка (колпачок); пробка, изготовленная из натуральной пробковой коры, из бутылки не извлекалась, в связи с чем герметичность потребительской тары не нарушена и в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве возразило относительно доводов заявителя.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 07.11.2019 в 19 часов 30 минут в объекте общественного питания (буфет) ООО "МЕГА", расположенном по адресу: город Ярославль, улица Большая Октябрьская, дом 34, осуществляющем деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии, потребителю была реализована алкогольная продукция - вино защищенного географического указания красное "Армения" (объем 0,75 л, производство ООО Завод "Армения Вайн", Армения, по цене 510 рублей) в количестве одной штуки без вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки) (с бутылки был снят защитный колпачок, пробка не вынута).
Указанные действия Общества квалифицированы административным органом как нарушение требований абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
По факту выявленного нарушения уполномоченным лицом Департамента в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.12.2019 N 167/19.
Постановлением Департамента от 24.01.2020 N 189/19 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, положениями Федерального закона N 171-ФЗ, Общими требованиями, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 3 статьи 14.16 КоАП РФ за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Лицензии на указанный вид деятельности выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ).
Статья 16 Федерального закона N 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте. Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
ООО "Мега" имеет лицензию от 07.08.2018 N 76РПО0000237 на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. В числе мест осуществления лицензируемого вида деятельности указан буфет по адресу: город Ярославль, улица Б. Октябрьская, дом 34.
Следовательно, Общество как организация, осуществляющая деятельность по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязано соблюдать особые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
На основании абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте (абзац 2 пункта 7 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Из оспариваемого постановления административного органа следует, что в буфете ООО "Мега", расположенном по адресу: город Ярославль, улица Б. Октябрьская, дом 34, потребителю была реализована алкогольная продукция - вино красное "Армения" без вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в данном случае при реализации потребителю алкогольной продукции произведена лишь имитация вскрытия бутылки (вина красного сухого "Армения").
На основании пункта 4 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливаются общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающие возможность визуального определения факта вскрытия тары.
В пункте 1 Общих требований определено, что средства укупорки потребительской тары алкогольной продукции подразделяются на пробки, колпачки, капсулы, металлические укупорочные средства (мюзле), крышки, кронен-пробки и другие укупорочные средства.
В пункте 2 Общих требований установлены общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающими возможность визуального определения факта вскрытия тары, в частности, наличие разрушения (разрывания) укупорочного средства в виде защитного средства, устанавливаемого поверх пробки цилиндрической из натуральной пробковой коры или инертного полимерного материала, вводимой в горловину бутылки, и не подлежащее повторному использованию в связи с его разрушением в момент вскрытия (колпачок из алюминиевой фольги, металлического сплава, усадочного полимерного материала, поливинилхлорида с алюминиевым диском или покрытие из окрашенных смолистых веществ и воска - сургуч).
Визуальное определение факта вскрытия тары алкогольной продукции осуществляется в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (пункт 3 Общих требований).
Методика визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции утверждена Приказом Росалкогольрегулирования от 12.05.2010 N 32н "Об утверждении методики визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 16.07.2010 N 17864) (далее - Методика).
Факт вскрытия тары считается установленным, если в ходе проведения ее визуального осмотра выявлены нарушения целостности или деформация тары и (или) укупорочного средства, указанные в Перечне визуально определяемых нарушений целостности или деформации укупорочных средств (далее - Перечень), прилагаемом к настоящей Методике (пункт 3 Методики).
В силу пункта 1 Перечня факт вскрытия тары считается установленным, в том числе в случае нарушения целостности защитного средства-колпачка из алюминиевой фольги или металлического сплава на горловине бутылки.
Наличие события или состава административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
Исследовав в судебном заседании образец представленной алкогольной продукции, суды установили факт снятия с бутылки защитного колпачка и наличия неизвлеченной пробки в бутылке вина, а также разрушение колпачка (капсулы) из алюминиевой фольги. Сторонами данный факт не оспаривается.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая приведенные нормы права, суды пришли к верному выводу о надлежащем исполнении Обществом соответствующей нормативной обязанности.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного административный орган в материалы дела не представил.
Суды верно указали, что Правительством Российской Федерации установлены общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающие возможность визуального определения факта вскрытия тары (пункт 4 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ). Названный Федеральный закон не содержит запрета на применение надзорными органами Методики визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что административным органом не доказано событие вменяемого Обществу правонарушения.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным и отменили постановление Департамента от 18.12.2019.
Оснований для отмены принятых судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Департамента не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь 1 пунктом части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.06.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А82-1550/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Методика визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции утверждена Приказом Росалкогольрегулирования от 12.05.2010 N 32н "Об утверждении методики визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 16.07.2010 N 17864) (далее - Методика).
...
Наличие события или состава административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
...
Суды верно указали, что Правительством Российской Федерации установлены общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающие возможность визуального определения факта вскрытия тары (пункт 4 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ). Названный Федеральный закон не содержит запрета на применение надзорными органами Методики визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции.
...
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 января 2021 г. N Ф01-15432/20 по делу N А82-1550/2020