Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 22 августа 2011 г. (доведено письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 8 сентября 2011 г. N ЕС/20969)

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
от 22 августа 2011 г.
(доведено письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 8 сентября 2011 г. N ЕС/20969)


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии - Е.А. Соловьевой,

членов Комиссии - О.В. Быковой, П.В. Олейника,

рассмотрев материалы дела N 3-22-12/77-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ненадлежащей рекламы пива "Kozel на стол", сопровождающейся изображением бутылки и бокала пива "KOZEL" без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива или напитков, изготавливаемых на его основе, распространяющуюся ООО ИД "Глобал Медиа Групп" в журнале "SportWeek" N 23-24 от 21 июня 2011 г. на стр. 61, с признаками нарушения требований ст. 16 и ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью Издательского Дома "Глобал Медиа Групп" (далее - ООО ИД "Глобал Медиа Групп"), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - генерального директора ООО ИД "Глобал Медиа Групп" ... на основании ... года, установила:

дело N 3-22-12/77-11 возбуждено Московским УФАС России по факту распространения ненадлежащей рекламы пива "Kozel на стол", сопровождающейся изображением бутылки и бокала пива "KOZEL" без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива или напитков, изготавливаемых на его основе, в журнале "SportWeek" N 23-24 от 21 июня 2011 г. на стр. 61, на основании Докладной записки N 67 по проведению проверки рекламы в средствах массовой информации от 11 июля 2011 г.

Комиссия Московского УФАС России, исследовав материалы дела N 3-22-12/77-11, оценив доказательства, выслушав доводы представителя ООО ИД "Глобал Медиа Групп", установила следующее.

Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации от 08 апреля 2008 г. ПИ N ФС77-31656, выданному Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, учредителем журнала "SportWeek" является ООО ИД "Глобал Медиа Групп" (адрес: 127083, г. Москва, ул. В. Масловка, д. 14).

ООО ИД "Глобал Медиа Групп" (адрес: 127006, г. Москва, Старопименовский пер., д. 18) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией МНС России N 46 по г. Москве 10 августа 2004 года, за основным государственным регистрационным номером 1087746039061, ИНН 7714725372, КПП 771401001.

Согласно материалам дела N 3-22-12/77-11 ООО ИД "Глобал Медиа Групп" в журнале "SportWeek" N 23-24 от 21 июня 2011 г. на стр. 61 распространялась реклама пива "Kozel на стол", сопровождающаяся изображением бутылки и бокала пива "KOZEL", без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива или налитков, изготавливаемых на его основе, и без сопровождения пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

В указанной рекламе усматриваются признаки нарушения ФЗ "О рекламе", а именно:

- ст. 16 ФЗ "О рекламе", выразившееся в распространении рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламное характера, без сопровождения пометной "реклама" или пометной "на правах рекламы";

- ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе", выразившееся в распространении рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В рекламе пива "Kozel на стол", размещенной в журнале "SportWeek" N 23-24 от 21 июня 2011 г. на стр. 61, представлена информация о товаре - пиве "Velkopopovicky Kozel", неоднократно упоминается наименование товара, представлена информация о товаре, его потребительских свойствах, способе употребления: "Velkopopovicky Kozel - самое популярное в России чешское пиво. Причины его популярности очевидны: ведь это настоящее чешское пиво с подлинной историей, рецепт которого вот уже 137 лет является гарантией качества его непревзойденного вкуса. А еще Velkopopovicky Kozel знает толк в шумных дружеских застольях, ведь деревушка Велкопоповице, где родилось это легендарное пиво, своим радушием и гостеприимством славится издавна. Главное условие отличных посиделок - это пиво Velkopopovicky Kozel и крепкий деревянный стол, способный выдержать столько емкостей пенного напитка, сколько нужно для того, чтобы "вечер удался". С открытием дачного сезона Velkopopovicky Kozel позаботился о столичных дачниках и установил подобные столы на территории 80 районов Подмосковья. А теперь предлагает душевно отблагодарить и собственные дачные участки, чтобы встречи с друзьями стали еще душевнее и веселее. 1 июня стартовал конкурс, который продлится до 31 августа. Участники должны сфотографировать преобразившиеся дачные столы и территорию вокруг них и загрузить фото на сайт wwvv.kozel.ru. Авторы лучших работ получат целых 100 л непревзойденного пива Velkopopovicky Kozel". Изображение бутылки и бокала пива "KOZEL", которыми сопровождается реклама пива "Kozel на стол", является средством индивидуализации товара.

Комиссией Московского УФАС России установлено, что журнал "SportWeek" является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы.

Реклама пива "Kozel на стол" сопровождающаяся изображением бутылки и бокала пива "KOZEL", размещенная в журнале "SportWeek" N 23-24 от 21 июня 2011 г. на стр. 61, направлена на привлечение целенаправленного внимания неопределенного круга лиц, формирование или поддержание интереса к указанной продукции, способствует ее продвижению на рынке.

Согласно п. 16 письма Президиума ВАС от 25 декабря 1998 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" - информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должка рассматриваться как реклама этого товара.

Согласно п. 2 ч. 1 Аналитической записки по отдельным вопросам применения ФЗ "О рекламе", подготовленной ФАС РФ, информационные материалы (статьи, публикации и т.п.) о состоянии определенного товарного рынка, в которых внимание читателя преимущественно привлекается к какому-либо товару, содержат сведения, формирующие или поддерживающие интерес к данному товару, в ущерб информации об иных участниках рынка, товарах, и направленные на продвижение на рынке конкретного товара, могут рассматриваться в качестве рекламы этого товара. На такие материалы распространяются требования ФЗ "О рекламе".

Рекламная статья, размещенная в журнале "SportWeek" N 23-24 от 21 июня 2011 г. на стр. 61, по своему содержанию и структуре не является не справочно-информационными или аналитическими материалами (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющими в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющимися социальной рекламой и подпадает под понятие рекламы, установленное ст. 3 ФЗ "О рекламе".

На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России установлено, что рекламная статья "Kozel на стол", сопровождающаяся изображением бутылки и бокала пива "KOZEL", размещенная в журнале "SportWeek" N 23-24 от 21 июня 2011 г. на стр. 61, является рекламой.

В соответствии со ст. 36 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

Согласно ст. 16 ФЗ "О рекламе", размещение текста рекламы в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометки "на правах рекламы".

В рекламе пива "Kozel на стол", сопровождающейся изображением бутылки и бокала пива "KOZEL", размещенной в журнале "SportWeek" 23-24 от 21 июня 2011 г. на стр. 61, отсутствует пометка "реклама" или пометки "на нравах рекламы".

Таким образом, Комиссией Московского УФАС России при размещении указанной рекламы установлен факт нарушения ст. 16 ФЗ "О рекламе".

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе" реклама пива и налитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

В рекламе пива "Kozel на стол", сопровождающейся изображением бутылки и бокала пива "KOZEL", размещенной в журнале "SportWeek" N 23-24 от 21 июня 2011 г. на стр. 61, отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива.

Таким образом, Комиссией Московского УФАС России при размещении указанной рекламы установлен факт нарушения ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе".

В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Таким образом, реклама пива "Kozel на стол", сопровождающаяся изображением бутылки и бокала пива "KOZEL", размещенная в журнале "SportWeek" N 23-24 от 21 июня 2011 г. на стр. 61, с нарушением требований ст. 16, ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе", является ненадлежащей.

Согласно Протоколу N 51 заседания Комиссии Московского УФАС России по рассмотрению дела N 3-22-122/77-11 и материалам дела N 3-22-12/77-11 реклама пива "Kozel на стол", сопровождающаяся изображением бутылки и бокала пива "KOZEL", распространялась в журнале "SportWeek" N 23-24 от 21 июня 2011 г. однократно.

В соответствии с информацией, представленной в адрес Московского УФАС России статья "Kozel на стол" была получена от пиар-агентства пива Kozel (SabMiller) - Fleishman-Hillard Vanguard Digital. Integrated. Global, и размешена на бесплатной основе без заключения договоров и других документов. Должностным лицом, ответственным за подготовку и размещение статьи, является редактор журнала "SportWeek" ... (вх. N 19225 от 19.08.11 г.)

Таким образом, ООО ИД "Глобал Медиа Групп" является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.

Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе"; согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ст. 16, ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе".

Таким образом, ООО ИД "Глобал Медиа Групп" нарушена ст. 16, ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе".

Руководствуясь ч. 2 п. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пп. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия Московского УФАС России решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу пива "Kozel", сопровождающуюся изображением бутылки и бокала пива "KOZEL", размещенную в журнале "SportWeek" N 23-24 от 21 июня 2011 г. на стр. 61, поскольку в ней нарушены требования ст. 16, ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе".

2. Выдать ООО ИД "Глобал Медиа Групп" Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: о прекращении распространения рекламы пива "Kozel", сопровождающейся изображением бутылки и бокала пива "KOZEL", без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива или напитков, изготавливаемых на его основе и без сопровождения пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы", в том числе в журнале "SportWeek", с нарушением требований ч. 3 ст. 22 и ч. 16 ФЗ "О рекламе".

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме "22" августа 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии

Е.А. Соловьева


Члены Комиссии:

О.В. Быкова



П.В. Олейник



Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 22 августа 2011 г. (доведено письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 8 сентября 2011 г. N ЕС/20969)


Текст решения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение