Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 8 августа 2011 г. N 07-01/10-304/10 (доведено письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 22 августа 2011 г. N ДТ/19544)

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
от 8 августа 2011 г. N 07-01/10-304/10
(доведено письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 22 августа 2011 г. N ДТ/19544)


Резолютивная часть решения оглашена "08" августа 2011 года

В полном объеме решение изготовлено "22" августа 2011 года


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела N 07-01/10-304/10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

- Тетушкин Д.Н., заместитель руководителя - начальник аналитического отдела;

члены Комиссии:

- Каркоцкая А.Ю., начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами;

- Кузьмин В.В., государственный инспектор аналитического отдела;

- Синицин В.В., специалист-эксперт правового отдела,

рассмотрев материалы дела N 07-01/10-304/10 по признакам нарушения ОАО "МОЭК" (адрес: Москва, ул. Электродная, д. 4а) части 1 статьи 10 Федеральной закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:

в адрес Московского УФАС России поступило обращение Товарищества собственников жилья "На Митино" (далее - ТСЖ "На Митино") с жалобой на неправомерные действия ОАО "МОЭК", выразившиеся в ущемлении интересов ТСЖ "На Митино" путем нарушения порядка ценообразования при расчетах за услуги горячего водоснабжения. В счетах, выставляемых ОАО "МОЭК" в отношении ТСЖ "На Митино", использовался расчет, согласно которому стоимость услуг по горячему водоснабжению определялась как произведение количества Гкал., потраченных на подогрев воды, на тариф, установленный на тепловую энергию.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела N 07-01/10-304/10 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

ТСЖ "На Митино" является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании Устава, утвержденного протоколом от 02.11.2006 N 1 общего собрания членов товарищества. ТСЖ "На Митино" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037727030219 (свидетельство 77 N 009817990 выдано ИФНС России N 27 по г. Москве), поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП 7727252187/772701001. Местонахождение: 123464, г. Москва, Пятницкое шоссе, д. 6, корп. 7.

В соответствии с Уставом ТСЖ "На Митино" организовано в целях обеспечения сохранности жилищного фонда, организации эксплуатации, надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ТСЖ "На Митино" имеет право заключать договоры, контракты, соглашения с физическими и юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности.

Согласно пункту 5.1 Устава ТСЖ "На Митино" имеет право заключать договоры на управление многоквартирными домами, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах с собственниками жилых и нежилых помещений таких домов; договоры, необходимые для осуществления обслуживания и эксплуатации указанного имущества, прочие договоры в интересах товарищества.

Открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (сокращенное наименование - ОАО "МОЭК") является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного акционера ОАО "МОЭК" (распоряжение Департамента имущества города Москвы от 12.03.2008 N 794-р). ОАО "МОЭК" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1047796974092 (свидетельство 77 N 010607492 выдано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве), поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП 7720518494/772001001 (свидетельство 77 N 009252829 выдано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве). Место нахождения: 111141, Россия, г. Москва, ул. Электродная, д. 4-а.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава основной целью деятельности ОАО "МОЭК" является получение прибыли. Согласно пункту 3.3 Устава для получения прибыли ОАО "МОЭК" вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе куплю-продажу и поставку тепловой энергии, водоснабжение.

Между ОАО "МОЭК" и ТСЖ "На Митино" заключен договор энергоснабжения на отопление, вентиляцию и кондиционирование для потребителей от 01.12.2007 N 09.808012-ТЭ, а также дополнительное соглашение к указанному договору, согласно которому ОАО "МОЭК" обязуется подавать ТСЖ "На Митино" тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения. На основании указанного соглашения расчеты за тепловую энергию, потребленную для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения, производятся в соответствии с тепловыми нагрузками, указанными в приложениях к указанному соглашению.

В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от ЦТП N 09-07-028 (приложение N 5 к Договору 01.12.2007 N 09.808012-ТЭ), подача тепловой энергии и горячей воды для нужд ТСЖ "На Митино" осуществляется по сетям ОАО "МОЭК" от Центрального теплового пункта N 09-07-028 (далее - ЦТП). ЦТП на праве собственности принадлежит ОАО "МОЭК". Границей балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон является наружная стена зданий ТСЖ "На Митино".

Система теплоснабжения является закрытой. Тепловая энергия для нужд отопления и горячая вода для целей горячего водоснабжения поставляется по разным трубопроводам.

Горячая вода, поставляемая по системе централизованного горячего водоснабжения, используется ТСЖ "На Митино" исключительно для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения. К горячей воде, поставляемой по системе горячего водоснабжения, предъявляются требования, установленные СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.

Согласно пункту 10 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водоснабжением понимают подачу поверхностных или подземных вод потребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Таким образом, деятельность ОАО "МОЭК" по поставке горячей воды по централизованной системе трубопроводов, используемой для целей горячего водоснабжения, относится к водоснабжению.

В соответствии с пояснениями ОАО "МОЭК" (вх. от 10.06.2011 N 12702) поставка горячей воды от ЦТП N 09-07-028 осуществляется в 3 строения по 2 договорам энергоснабжения по сетям ОАО "МОЭК". Указанная сеть является технологически связанной. В границах указанной сети отсутствует возможность покупки горячей воды у иного поставщика.

В соответствии с разъяснением Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2005 г. N АГ/10739 географическими границами рынка для предприятий, оказывающих услуги водоснабжения, является территория, охваченная присоединенной сетью данного предприятия. В указанных границах доля предприятий, осуществляющих поставку воды составляет 100%.

Таким образом, ОАО "МОЭК" занимает доминирующее положение по поставке горячей воды в границах присоединенной сети ОАО "МОЭК", исходящей из ЦТП 09-07-028.

В пояснениях (от 15.03.2010 N 73) ТСЖ "На Митино" указало на то, что Товарищество является организацией, обеспечивающей предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в многоквартирных домах, расположенных по адресам: 123464, г. Москва, Пятницкое шоссе, д. 6, корп. 6, корп. 7. ТСЖ "На Митино" производит расчеты с лицами, пользующимися помещениями в многоквартирных домах, в соответствии с положениями жилищного законодательства по тарифам, установленным постановлением Правительства Москвы на горячее водоснабжение (м3) на соответствующий год. По мнению ТСЖ "На Митино", вопреки требованиям пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), ОАО "МОЭК" предлагает к заключению договоры, противоречащие Правилам предоставления коммунальных услуг в части порядка расчета за поставленный коммунальный ресурс горячую воду. ТСЖ "На Митино" считает, что расчет за горячую воду путем выставления счетов за подогрев горячей воды противоречит действующему законодательству.

ОАО "МОЭК" возражало против доводов ТСЖ "На Митино". ОАО "МОЭК" указало (протокол N 1 от 22.06.2011), что тарифы, применяемые к потребителям ОАО "МОЭК", в том числе ТСЖ и ЖСК, установлены постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 21 декабря 2009 года N 11 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "МОЭК" на 2010 год".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "110"

ОАО "МОЭК" указало на то, что РЭК Москвы не установила тарифы на горячую воду для потребителей ОАО "МОЭК" на 2010 год (ввиду отсутствия методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренных пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"). Имея в виду, что тариф на горячее водоснабжения состоит из двух составляющих: холодной воды и тепловой энергии, затраченной на ее подогрев, ОАО "МОЭК" осуществляло расчеты за тепловую энергию, затраченную на подогрев воды на нужды горячего водоснабжения, по установленному для ОАО "МОЭК" тарифу на тепловую энергию (руб. за Гкал). Оплата за холодную воду, использованную на нужды горячего водоснабжения, по мнению ОАО "МОЭК", должна производиться по тарифу для населения на холодную воду (руб./куб. м.), установленному для ГУП г. Москвы "Мосводоканал".

Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 1.1 Договора от 01.12.2007 N 09.808012-ТЭ между ОАО "МОЭК" и ТСЖ "На Митино" заключен договор поставки коммунальных ресурсов для оказания коммунальных услуг (тепловую энергию на нужды отопления, вентиляции и кондиционирования). В соответствии с дополнительным соглашением от 01.12.2007 N 09.808012-ТЭ также для нужд горячего водоснабжения.

По указанному договору коммунальные ресурсы поставлялись в многоквартирные дома, расположенные по адресам: Пятницкое шоссе, 6 корп. 6, корп. 7.

В период действия договора ОАО "МОЭК" осуществляла начисления за тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения по договорным величинам теплоснабжения с использованием тарифов на тепловую энергию, установленных для ОАО "МОЭК".

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным в городе федерального значения Москве органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Тарифы на горячее водоснабжение при наличии приборов учета для расчетов с населением для ОАО "МОЭК", иных организаций, осуществляющих производство и передачу тепловой энергии, установлены постановлениями Правительства Москвы от 10.12.2008 N 1112-ПП на 2009 год, от 01.12.2009 N 1294-ПП на 2010 год, от 30.11.2010 N 1038-ПП на 2011 год.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

На основании изложенного, порядок расчетов и тарифы, применяемые ОАО "МОЭК" при расчетах с ТСЖ "На Митино", должны соответствовать Порядку оказания коммунальных услуг. При расчетах ОАО "МОЭК" надлежало применять тарифы на горячее водоснабжение, установленные Правительством Москвы на соответствующие годы, то есть постановлениями Правительства Москвы от 10.12.2008 N 1112-ПП (в 2009 году), от 01.12.2009 N 1294-ПП (в 2010 году), от 30.11.2010 N 1038-ПП (в 2011 году).

Как указано в письме Минрегиона России от 02.05.2007 N 8166-РМ/07 "О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги", применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м.) не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду.

Довод ОАО "МОЭК" о том, что для организации не был установлен тариф на горячую воду уполномоченным органом - РЭК Москвы был отклонен по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон о тарифах) подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам.

Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.

Согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий:

1. осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды;

2. оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

В силу определения понятия "организация коммунального комплекса", данного в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" ОАО "МОЭК" является организацией коммунального комплекса. Непосредственное производство горячей воды, поставляемой для нужд жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Пятницкое шоссе, д. 6, корп. 6 и 7, осуществляется на ЦТП N 09-07-028, который на праве собственности принадлежит ОАО "МОЭК". Подача горячей воды к точке поставки осуществляется с использованием сети ОАО "МОЭК".

Из положений статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" ОАО "МОЭК" надлежит разрабатывать на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, Определять финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и (производить предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.

В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, обязанность по подаче заявки на установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, возложена на организацию коммунального комплекса.

Тарифы для ОАО "МОЭК" на горячую воду (руб./м3) были установлены на 2008 год постановлением РЭК Москвы от 20.12.2007 N 94, на 2009 год были установлены постановлением РЭК Москвы от 31 декабря 2008 г. N 148.

В соответствии с письмом РЭК Москвы от 15.03.2011 N в62-02-370/11 (вх. от 24.03.2011 N 4710) поданная заявка ОАО "МОЭК" на установление тарифов на горячую воду на 2010 год была отозвана ОАО "МОЭК" письмом от 24.11.2009 N в62-02-2429/9, заявка на установление тарифа на горячую воду на 2011 год от ОАО "МОЭК" не поступала.

На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о нарушении ОАО "МОЭК" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на поставку горячей воды в границах присоединенной сети от ЦТП N 09-07-028.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с представленными ТСЖ "На Митино" сведениями (от 26.01.2011 N 2, вх. от 27.01.2011) в результате нарушения порядка ценообразования начисления ОАО "МОЭК" к ТСЖ "На Митино" за горячую воду превысили сумму, начисленную потребителям ТСЖ "На Митино" по тарифам, установленным Правительством Москвы, в 2008 году на 781192,91 рублей, в 2009 году - на 2197120,59 рублей, в 2010 году - 1484173,99 рублей.

Таким образом, ущерб, нанесенный ТСЖ "На Митино" действиями ОАО "МОЭК" составил 4462487,49 рублей.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:

1. Признать в действиях ОАО "МОЭК" факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки горячей воды в границах присоединенной сети от ЦТП N 09-07-028, результатом которого явилось ущемление интересов ТСЖ "На Митино".

2. Выдать ОАО "МОЭК" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы дела N 07-01/10-304/10 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер административного реагирования в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Председатель Комиссии

Д.Н. Тетушкин


Члены Комиссии:

А.Ю. Каркоцкая



В.В. Кузьмин



В.В. Синицин



Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 8 августа 2011 г. N 07-01/10-304/10 (доведено письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 22 августа 2011 г. N ДТ/19544)


Текст решения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.