Лицензирование деятельности по продлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники (Е. Спектор, "Право и экономика", N 5, май 2004 г.)

Лицензирование деятельности по продлению ресурсов и сроков службы
гражданской авиационной техники


Какими нормативными актами регулируется деятельность по
лицензированию и сертификации в области авиации?


Анализ действующего законодательства в части лицензируемых и сертифицируемых видов деятельности в области авиации показал, что государственное регулирование в данной сфере регламентируется Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в ред. от 8 июля 1999 г.); Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О государственном регулировании развития авиации"; Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности (в ред. от 23 декабря 2003 г.); постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. "Об утверждении положений о лицензировании деятельности в области авиационной деятельности" (в ред. от 3 октября 2002 г.), Федеральными авиационными правилами, утвержденными Правительством РФ (в частности, Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 (в ред. от 3 октября 2002 г.), Федеральными авиационными правилами, утвержденными Федеральным авиационным агентством РФ и (или) Минтрансом РФ (в частности, Федеральные правила по организации и техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники от 19 февраля 1999 г. N 41 и иными ведомственными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение и развитие вышеназванного законодательства, - приказ ФАС России от 2 августа 1996 г. N 38 "О мерах по совершенствованию организации и контроля за лицензированием перевозочной и другой деятельности на воздушном транспорте", приказ Минтранса России от 7 апреля 1995 г. N 34 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению контроля за лицензируемой деятельностью на воздушном транспорте в РФ", приказ ФАС России от 13 октября 1998 г. N 306 "Об организации работ по сертификации эксплуатантов", приказ Минтранса России от 17 мая 2001 г. N 88 "О системе сертификации в гражданской авиации в РФ", Приказ ФАС России от 19 февраля 1998 г. N 47 "О введении Временного положения об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники", приказ ФАС России от 30 декабря 1997 г. N 287 "Об утверждении порядка сертификации организаций по техническому обслуживанию авиационной техники", приказ ФАС России от 27 марта 2003 г. N 29 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения" и иными нормативными правовыми актами ведомственного характера.

Согласно п.3 ст.18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации.

В настоящее время такого рода внесения изменений в Воздушный кодекс РФ не существует, и отношения в области авиации регламентируются, в частности, на ведомственном уровне приказами ФАС России, Минтранспорта России, Росавиакосмоса. Деятельность по продлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники регулируется приказом ФАС России "О введении Временного положения об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники".


Каковы виды лицензируемой деятельности?


К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства и т.д., регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст.4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Так, статья 17 данного Федерального закона к административноправовому режиму лицензирования относит следующие виды деятельности в области авиации:

разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения;

деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;

перевозки воздушным транспортом пассажиров;

перевозки воздушным транспортом грузов;

деятельность по ремонту воздушных судов;

деятельность по применению авиации в отраслях экономики;

Расширение перечня лицензируемых видов деятельности, предусмотренных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", возможно только путем внесения в него дополнений (ч.3 ст.17).

Вышеназванный перечень лицензируемых видов деятельности не содержит деятельности "по продлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники", которая, в свою очередь, регламентируется нормами Временного положения об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники и не требует лицензирования.


Каковы субъекты авиационных отношений?


Воздушный кодекс устанавливает определенный круг субъектов авиационных отношений. В частности, это:

разработчик авиационной техники;

производитель авиационной техники;

эксплуатант авиационной техники;

специально уполномоченный орган, на который в установленном законом порядке возложены функции по контролю за деятельностью в области авиации на этапах разработки воздушных судов, их производства, эксплуатации, по сертификации и лицензированию. Данным уполномоченным органом в настоящее время являются Минтранс России (ч.7 ст.37 Воздушного кодекса РФ; п.80 Положения о Минтрансе России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038 (с изм. от 31 июля 2003 г.) и Департамент поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации (см. приказ Минтранса России о структуре центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации от 2 февраля 2004 г. N 11*(1)).

Обеспечение надежности эксплуатируемой авиационной техники возлагается как на разработчиков и производителей, так и эксплуатантов (п.2 ст.7 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации").

В обязанности эксплуатантов входят, в частности, соблюдение правил авиационной безопасности, летной документации, техническое обслуживание воздушного судна, поддержание его летной годности, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского судна определенного типа (ч.5 ст.37 Воздушного кодекса РФ; п.2 ст.8 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации", Федеральные авиационные правила "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения", п.10 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897 (в ред. от 14 мая 2003 г.), приказ ФАС России "Об организации работ по сертификации эксплуатантов").

Поскольку эксплуатация авиационной техники сопряжена с неравномерным износом авиационных конструкций, для продолжения дальнейшей работы которых необходимо полное или частичное восстановление в виде ремонта или технического обслуживания, эксплуатант также обязан предоставлять разработчику авиационной техники информацию о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации (п.8 ст.37 ВК РФ).

В обязанности разработчика входит обеспечение соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта на этапах его разработки, испытаний и эксплуатации вплоть до его списания действующим в РФ требованиям к летной годности и охране окружающей среды (п.4 ст.37 ВК РФ). Кроме того, обязанности разработчика включают в себя также и сопровождение авиационной техники (авиационных конструкций) как при их производстве и эксплуатации, так и ремонте вплоть до их списания (см. легальное определение понятия "разработка авиационной техники", установленное в Положении о разработке авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346.

Обеспечение безопасности авиационной техники с учетом ее эффективной эксплуатации осуществляется посредством проведения разработчиком системы контроля за ресурсами авиационной техники, выраженной в установлении, изменении и продлении ресурсов и сроков службы авиационной техники.

Деятельность по установлению, изменению и продлению ресурсов и сроков службы авиационной техники представляет собой особую разновидность деятельности по оценке технического состояния конструкций авиационной техники, всего воздушного судна в целом с целью их (его) дальнейшего использования. Эксплуатация авиационной техники обеспечивается своевременным поэтапным продлением назначенного (установленного) ресурса и срока службы вплоть до ее списания. Деятельность по продлению ресурсов и сроков авиационной техники тождественна деятельности по установлению новых ресурсов и сроков (предельных параметров).

Порядок установления, изменения и продления ресурсов и сроков службы авиационной техники, а также последовательность применения составляющих его процедур регламентируются специальным нормативным правовым актом ведомственного характера, а именно - приказом ФАС России "Об утверждении Временного положения об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы авиационной техники", четко определяющим, что установление, продление назначенных и межремонтных ресурсов и сроков службы авиационной техники входят в компетенцию разработчика, который все результаты проверок, испытаний и исследований ресурсов и сроков службы воздушных судов отражает в доказательной документации (п.3.3,3.4).

Таким образом, считается целесообразным заключить, что деятельность по организации и проведению работ по установлению, изменению и продлению ресурсов и сроков службы авиационной техники является исключительной прерогативой разработчика авиационной техники, осуществляющего свою деятельность в соответствии с нормами названного приказа ФАС России и Положения о разработке авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

В связи с вышеизложенным следует признать норму приказа ФАС России от 19 февраля 1999 г. N 41 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" (ФАП-145), определяющую "ремонт авиационной техники" как комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности авиационной техники с установлением межремонтного ресурса и (или) службы противоречащей Положению о лицензировании ремонта авиационной деятельности, в том числе авиационной техники двойного назначения, которое определяет "ремонт авиационной техники" исключительно как проведение работ и услуг по восстановлению летной годности авиационной техники после ее повреждения и износа. Кроме того, необходимо отметить, что межремонтный ресурс (срок службы) представляет собой составную часть назначенного (установленного) срока службы (п.5 Временного положения об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы авиационной техники".

Восстановление летной годности включает в себя только проведение ремонтных работ авиационной техники, вышедшей из строя, с предложением к разработчику об установлении, обоснованном продлении нового соответствующего срока и службы авиационной техники. Авиационное ремонтное предприятие призвано решать задачи проведения капитальных и других видов ремонта с целью восстановления работоспособности, повышения ресурсов или сроков службы авиационной техники, возвращения в число действующих летательных аппаратов ранее созданных, но отработавших свой ресурс или сроки службы авиационной техники. При этом определить данные по остатку ресурсов и сроков службы, ежегодной убыли по выработке назначенного ресурса и сроков службы авиационной техники, его дальнейшего продления в состоянии исключительно разработчик.

Пункт 3.4, подп."г" п.4.3.2.2, п.4.3.4.1, 4.3.4.2, 6.5, 6.6 Временного положения об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы авиационной техники определяют, что решение по установлению ресурса и срока службы авиационной техники и его продления подготавливается разработчиком авиационной техники и согласовывается как с соответствующим научно-исследовательским институтом (например, НИАТ, ВИАМ, ФГУП ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова; МВЗ им. М.Л. Миля, ГосНИИ ГА - ГосНИИ АН и др.), так и со специально уполномоченным органом в области авиации (Департамент поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации).

Продление исчерпавшегося назначенного ресурса, срока службы и времени эксплуатации вышеуказанной авиационной техники возможно только разработчиком, т.к. только он несет ответственность за обеспечение безопасности авиационной техники в рамках проводимых им разработок, соблюдением требований летной годности, предусмотренной законодательством, и т.п.(в частности, п.4 ст.37 Воздушного кодекса РФ; п.4.3.4.2, 5.2.1,5.4 Временного положения N 47; распоряжение Росавиакосмоса от 16 октября 2002 г. N 141). Основанием для проведения работ по увеличению ресурсов и сроков является доказательная документация, подготавливаемая разработчиком. Аналогичного порядка придерживаются и существующие в настоящее время нормативные акты индивидуального характера, регламентирующие индивидуальный порядок продления ресурсов и сроков службы авиационной техники (в частности, решение ФАС России N 01-МВ 3/52-98 "О порядке проведения работ по индивидуальному продлению ресурсов и сроков службы вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и их модификаций", совместное решение Минтранса и Росавиакосмоса N 24.9-19ГА "О порядке проведения работ по индивидуальному продлению ресурсов и сроков службы вертолетов Ми-26-Т; совместное решение Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации и Росавиакосмоса N 24.9-102ГА "Об установлении назначенного срока службы 30 лет самолетам ТУ-134А (Б)" и др.).

Исходя из вышесказанного, считается целесообразным заключить следующее:

деятельность по продлению ресурсов и сроков службы авиационной техники может осуществляться исключительно разработчиком авиационной техники;

возможности лицензирования названной деятельности с целью ее осуществления иными лицами действующим законодательством не предусмотрено.


Е. Спектор


"Право и экономика", N 5, май 2004 г.


--------------------------------------------------------------------------

*(1) Вопросы лицензирования разных видов деятельности в сфере авиации распределяются между Росавиакосмосом и Минтрансом России (см. постановление Правительства РФ от 25 октября 1999 г. N 1086 "Об утверждении Положения о Росавиакосмосе РФ"; постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности"; постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038 "Об утверждении Положения о Минтрансе РФ" (с изм. от 31 июля 2003 г.). С введением новой структуры федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, появляется Федеральное агентство воздушного транспорта при Министерстве транспорта и связи РФ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Лицензирование деятельности по продлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники


Автор


Е. Спектор


"Право и экономика", 2003, N 5