Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 19770-1-2014
"Информационные технологии. Менеджмент программных активов. Часть 1. Процессы и оценка соответствия по уровням"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 мая 2014 г. N 483-ст)
Information technologies. Software asset management. Part 1. Processes and tiered assessment of conformance
ОКС 35.080
П85
ОКСТУ 4090
Дата введения - 1 марта 2015 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Подготовлен Закрытым акционерным обществом "Консистент Софтвеа Дистрибушн" на основе перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 мая 2014 г. N 483-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК 19770-1:2012 "Информационные технологии. Менеджмент программных активов. Часть 1. Процессы и оценка соответствия по уровням (ISO/IEC 19770-1:2012 "Information technology - Software asset management - Part 1: Processes and tiered assessment of conformance", IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с требованиями ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
5 Введен впервые
6 Переиздание. Январь 2017 г.
Введение
Настоящий стандарт предназначен для организаций, желающих освоить передовой опыт в области менеджмента программных активов (Software Asset Management, SAM). Настоящий стандарт идентичен ИСО/МЭК 19770-1:2012, который разработан на базе ИСО/МЭК 19770-1:2006 "Информационные технологии. Менеджмент программного обеспечения. Часть 1. Процессы" - комплексного стандарта, разработанного для применения ко всему менеджменту услуг, как это описано в ИСО/МЭК 20000.
Опыт применения ИСО/МЭК 19770-1:2006 выявил потребность в поэтапном внедрении, причем такие этапы должны наилучшим образом соответствовать потребностям организации. Настоящий стандарт разработан с целью обеспечения внедрения SAM в соответствии с требованиями настоящего стандарта в рамках любого из этапов наращивания, именуемых далее уровнями (кумулятивными по своей сути). Это позволяет организациям проходить независимую автономную сертификацию, соответствующую естественным уровням развития и приоритетов в управлении. Последующее подтверждение дается таким организациям через возможность публично заявлять о пройденной сертификации на соответствие заявленному уровню.
Разделение на уровни разработано таким образом, чтобы стандартизированные процессы менеджмента программных активов (SAM) были доступны для большинства организаций. Организации, внедряющие SAM впервые, часто могут ускорить этот процесс, тщательно определяя программные активы и части организации, охватываемые SAM. Обычно организация не стремится к достижению всех возможных внутренних целей, целей программного обеспечения и целей организации, описанных в настоящем стандарте в разделе 1 "Цель документа". Организация может определить для себя любую цель, если она является однозначной.
В тех случаях, когда организация предпочитает сузить цель SAM указанным выше образом, она должна учесть определенные факторы, обеспечивающие достижение всех необходимых преимуществ и целей организации. Например, для обеспечения надежного уровня безопасности обычно необходимо, чтобы в цели SAM были включены все активы, относящиеся к определенным разделам организационной инфраструктуры. Кроме того, управлять программными активами невозможно, не управляя одновременно аппаратными средствами, на базе которых оно работает, соответственно, настоящий стандарт может использоваться для управления и тем, и другим. Термин SAM предполагает охват всех связанных с программным обеспечением активов в инфраструктуре информационных технологий (ИТ) и применение термина SAM в настоящем стандарте отражает организационный выбор ответственной рабочей группы ИСО/МЭК и обычную практику рынка. SAM обладает большим набором преимуществ перед другими взаимосвязанными методами управления ИТ-активами, и разработчики качественных методик SAM могут ожидать получения дополнительных преимуществ помимо возможностей собственно управления программным обеспечением.
На рисунке 1 показаны четыре уровня SAM, определенные в настоящем стандарте. Более полное описание этих уровней приведено в разделе 5 "Уровни". Их можно кратко охарактеризовать следующим образом:
Рисунок 1 - Четыре уровня SAM
Основные связанные преимущества каждого уровня:
Уровень 1: Достоверные данные. Достижение этого уровня означает получение знаний о том, что у вас есть, чтобы уметь управлять этим.
Наличие достоверных данных - обязательное условие качественных процессов SAM. Здесь применим общий управленческий принцип, состоящий в том, что "невозможно управлять тем, чего не знаешь". На этом уровне также осуществляется демонстрация лицензионного соответствия, что обычно является высокоприоритетной целью управления.
Примечание - Другие части ИСО/МЭК 19770 определяют дескриптор идентификации программного обеспечения (см. ИСО/МЭК 19770-2) и дескриптор права на программное обеспечение (см. ИСО/МЭК 19770-3), имеющие целью упростить задачу получения достоверных данных.
Уровень 2: Практическое управление. Достижение этого уровня означает повышение качества административного управления и получение немедленных преимуществ.
На практике руководство организации обычно начинает заниматься вопросами, относящимися к SAM, только после того, как будут выявлены проблемы, связанные с недостоверностью данных. Организация выясняет степень подверженности рискам, а также потенциал для усовершенствований и экономии. Этот уровень охватывает базовую среду административного управления (см. 4.2 "Контрольная среда SAM"), включая политики, роли и обязанности. На этом уровне также определяются цели и достигаются немедленные преимущества (за счет использования данных уровня 1).
Уровень 3: Операционная интеграция. Достижение этого уровня означает повышение эффективности и результативности.
Этот уровень, основываясь на результатах, полученных на двух предыдущих уровнях, интегрирует процессы SAM в операционные процессы (см. 4.6 "Процессы и интерфейсы управления операциями SAM"). В результате повышается эффективность и результативность.
Примечание - Другие части ИСО/МЭК 19770 определяют дескриптор идентификации программного обеспечения (см. ИСО/МЭК 19770-2) и дескриптор права на программное обеспечение (см. ИСО/МЭК 19770-3), имеющие целью упростить задачу интеграции.
Уровень 4: Полное соответствие настоящего стандарта SAM. Достижение этого уровня означает достижение лучшего в своем классе стратегического SAM.
Этот уровень охватывает более сложные и требовательные аспекты комплексного SAM, включая полную интеграцию процессов SAM в процессы стратегического планирования организации.
Уровни 1-3 определены как подмножества полного набора групп процессов и результатов, определенных в настоящем стандарте, т.е. у каждой группы процессов SAM имеется единственная цель, например, идентификация программных активов, и каждая группа процессов содержит множество результатов процессов для достижения каждой цели. Сводная таблица, иллюстрирующая эту структуру, приведена в приложении А.
Уровни формируются один над другим, причем уровень 4 определяется как полный набор групп процессов и результатов, определенных в настоящем стандарте. Следует обратить внимание, что группы процессов и результаты, определенные в настоящем стандарте, если сравнивать их с ИСО/МЭК 19770-1:2006, практически не изменились, не считая некоторых незначительных разъяснений. Также в целом сохранена структура целей групп процессов, устанавливающих множество результатов, после чего может быть установлено соответствие любому конкретному уровню. Несмотря на то, что любой из уровней можно сертифицировать по отдельности, все они рассчитаны на то, что все предыдущие уровни в любое время остаются функциональными. На практике это обычно означает, что в организации, претендующей на сертификацию более высокого уровня, аудитор при регулярной проверке любого предыдущего уровня или уровней также осуществит проверку более высокого уровня.
Более подробное описание уровней и их структуры приведено в разделе 5.
Общие преимущества SAM:
a) управление рисками: например, минимизация степени воздействия прерываний или снижения качества работы ИТ/служб; снижение юридических и регуляторных рисков;
b) контроль затрат: снижение прямых затрат на программное обеспечение и связанные активы (см. описание связанных активов в 1.2), контроль затрат, связанных с постоянной поддержкой, контроль контрактных издержек;
c) конкурентное преимущество: лучшие бизнес-решения и чувство удовлетворения от наличия постоянно доступных достоверных данных.
Обычно бизнес-требования относятся к приоритетным областям, например к конкретным производителям программного обеспечения, а иногда к конкретным группам организационных подразделений. Правильно выбрав уровни и соответствующим образом определив масштабы, организации получат преимущества от использования стандартизированных процессов SAM, описанные в настоящем стандарте в разделе 1 "Цель документа".
В принципе для определения стандарта, соответствие которому может быть поэтапно достигнуто, можно также применить подход на базе использования модели способности или зрелости. Однако на практике такой подход, если он предполагает независимую сертификацию, представляется значительно более сложным. Несмотря на это, по итогам переработки первой редакции ИСО/МЭК 15504 предполагается разработка такого подхода, что позволит объединить подходы, основанные на настоящем стандарте и других рыночных методологиях, исходя из уровня зрелости.
1 Общие положения
1.1 Цель документа
Настоящий стандарт определяет основу комплексного набора процессов менеджмента программных активов (Software Asset Management, SAM), разделенного на уровни, предусматривающие поэтапное внедрение, оценку и утверждение процессов SAM.
1.2 Область применения
Настоящий стандарт применяется к процессам SAM и может использоваться организациями для получения немедленных преимуществ. ИСО/МЭК 19770-2 определяет соответствующую спецификацию дескрипторов идентификации программного обеспечения. Для получения всех преимуществ данная спецификация должна быть внедрена производителями программного обеспечения (внешними и внутренними) и разработчиками инструментальных средств.
Предполагается, что настоящий стандарт станет стандартом внедрения для организаций. В последующих редакциях могут быть предусмотрены инструменты измерений, согласованные с требованиями ИСО/МЭК 15504-2:2003 или ИСО/МЭК 33003 *.
------------------------------
*ИСО/МЭК 33003 Системное проектирование и разработка программного обеспечения. Требования к инфраструктуре измерения процессов.
------------------------------
Настоящий стандарт применим к организациям любого размера или отрасли. С целью обеспечения соответствия, настоящий стандарт может применяться только к юридическому лицу или к частям отдельного юридического лица. Он также может применяться к нескольким юридическим лицам (например, родительской и дочерним предприятиям транснациональной компании), если между ними существуют юридические отношения (например, одна компания осуществляет контроль над другими). Настоящий раздел стандарта применяется только в тех случаях, когда контролирующая компания осуществляет контроль над всей областью применения (как это определено с целью обеспечения соответствия), а аудитор соглашается с таким определением организационной области применения.
Примечание - Определение организационной области применения документируется в разделе "Процесс корпоративного управления SAM" (4.2.2).
Настоящий стандарт может применяться к организации, передавшей процессы SAM в субподряд, при этом ответственность за демонстрацию соответствия всегда лежит на организации, привлекающей субподрядчиков.
Настоящий стандарт может применяться ко всему программному обеспечению и связанным активам, независимо от характера программного обеспечения, при этом под связанными активами понимаются активы, необходимые для использования программного обеспечения или управления им. Например, он может быть применен как к исполняемому программному обеспечению (прикладным программам, операционным системам и программным утилитам), так и к неисполняемому программному обеспечению (шрифтам, графике, аудио- и видеозаписям, шаблонам, словарям, документам и данным). Он может применяться ко всем технологическим средам и вычислительным платформам (например, виртуализированным приложениям, программному обеспечению, установленному на компьютерах организации или программному обеспечению "как услуга" (SaaS); в равной мере она применима к облачным сервисам и устаревшим вычислительным средам).
Примечание - Определение области применения программного актива (типов программного обеспечения, входящих в область применения), документируется как часть Плана SAM, разработанного в ходе процесса "Планирование SAM". Эта область может быть определена любым удобным для организации способом, например, ею может быть все программное обеспечение, компьютерные программы, программное обеспечение конкретных платформ или программное обеспечение конкретных производителей, при условии, что такое определение области является однозначным. См. также пояснения ниже после данного подраздела и в таблице 1.
За исключением требований, оговоренных в 4.7.4 "Процесс разработки программного обеспечения", применение настоящего стандарта при разработке программного обеспечения (в части написания и поддержания программного кода) не требуется. Он предназначен для применения ко всему программному обеспечению в производственной среде, в том числе к процессам конфигурирования программного обеспечения, создания и контроля сборок и релизов. Провести четкую границу между чистой разработкой (исключаемой, таким образом, из рассмотрения) и производственной средой (включаемой, таким образом, в рассмотрение) можно, однозначно формально определив организационную область или область применения программного обеспечения.
Примечание - Программное обеспечение, используемое для разработки другого программного обеспечения, считается частью производственной среды, другими словами, программное обеспечение, используемое разработчиками, само должно быть под контролем.
В рамках настоящего стандарта различают следующие формы программных активов:
a) права на использование программного обеспечения, выражаемые полной собственностью (в отношении программного обеспечения, разработанного внутри организации) и обладанием лицензиями (в отношении коммерческого программного обеспечения и программного обеспечения с открытым исходным кодом сторонней разработки);
b) программное обеспечение, предназначенное для использования, содержащее ценность, связанную с наличием интеллектуальной собственности (в том числе исходное программное обеспечение, предоставленное производителями и разработчиками программного обеспечения, сборки программного обеспечения и программного обеспечения в том виде, в котором оно было установлено и иным образом предоставлено, использовано или исполнено); и
c) носители, содержащие программное обеспечение для использования.
Примечание - В финансовом учете под активами в первую очередь понимается категория, приведенная в перечислении а), но даже в этом случае этот актив может быть полностью списан. Категория, приведенная в перечислении b) при использовании не лицензированного должным образом коммерческого программного обеспечения фактически может рассматриваться как пассив (а не актив). Настоящий стандарт предусматривает, что собственные активы категорий по перечислениям b) и с) должны контролироваться также, как и категории перечисления а). Лицензии могут иметь бухгалтерскую стоимость, однако используемое программное обеспечение должно иметь коммерческую стоимость и рассматриваться как бизнес-актив.
Под связанными активами в области применения понимаются все активы с характеристиками, необходимыми для использования или управления программным обеспечением в этой области применения. Любые характеристики связанных активов, не требуемые для использования программного обеспечения или управления им, лежат вне области применения. В таблице 1 приведены примеры таких активов.
Таблица 1 - Применение настоящего стандарта к активам, не являющимся программным обеспечением
Тип актива |
Применимость |
Пример |
Аппаратное обеспечение |
Нормативная - для аппаратных активов с характеристиками, необходимыми для использования программных активов или управления ими в области применения |
Инвентарная опись оборудования, на котором может храниться, исполняться или иным образом использоваться программное обеспечение; количество процессоров или вычислительная мощность; поддаются ли учету аппаратные средства, используемые для целей лицензирования |
Неприменимо для характеристик, не требуемых для использования программных активов или управления ими в области применения |
Стоимость и амортизация аппаратных средств, даты профилактического обслуживания и обновления |
|
Прочие активы |
Нормативная - для прочих активов с характеристиками, необходимыми для использования программных активов или управления ими в области применения |
Имена работников для идентификации ответственных лиц; подсчет численности персонала для целей лицензирования (если эта численность оговаривается в условиях лицензирования); инфраструктура или архитектура ИТ, в том числе интерфейсы (если это необходимо для определения соответствующего использования определенных лицензионных параметров, например для определения мультиплексирования) |
Неприменимо для характеристик, не требуемых для использования программных активов или управления ими в области применения |
Другая информация о работниках |
1.3 Ограничения
Настоящий стандарт не оговаривает методы или процедуры SAM, необходимые для удовлетворения требований к результатам процесса.
В настоящем стандарте не оговаривается последовательность шагов, которые должна выполнить организация для реализации SAM, аналогично, никакая последовательность описания процессов не подразумевает никакой последовательности их реализации. Единственной последовательностью в этом смысле может быть последовательность, определяемая содержанием и контекстом. Например, планирование должно предшествовать внедрению.
Настоящий стандарт не определяет документацию с точки зрения именований, форматов, явного содержимого и информации.
Сведения о процессах сертификации и оформления официального подтверждения находятся вне области действия настоящего стандарта.
Настоящий стандарт не имеет целью вступление в противоречие с любыми политиками, процедурами и стандартами организации или с любыми внутригосударственными законами и регуляторными актами. Любое такое противоречие должно быть устранено до начала использования стандарта.
2 Соответствие требованиям
2.1 Предусмотренное использование
Настоящий стандарт предназначен для использования в качестве руководства по применению наилучших практик и имеет целью предоставление возможности прохождения независимой сертификации по отдельным уровням. При этом способы оценки соответствия организации требованиям могут быть разными.
При написании настоящего стандарта была сохранена преемственность ИСО/МЭК 19770-1:2006 с добавлением того, что оценка может осуществляться с применением того же подхода, который используется в других стандартах, принятых в качестве основных стандартов систем управления, как это определено в Руководстве ИСО 72. В частности, это означает, что аудитору теперь предоставлена возможность выбирать между оценкой на основе анализа главной цели каждой из групп процессов (по-новому) и оценкой на основе анализа всех результатов каждой из групп процессов, как это предусмотрено ИСО/МЭК 19770-1:2006 (по-старому). Сделанный выбор должен последовательно применяться в качестве метода оценки во всех группах процессов.
2.2 Методы демонстрации полного соответствия
Описание требований, предъявляемых настоящим стандартом, содержится в целях и результатах, перечисленных в разделе 4. Любое заявление о соответствии должно быть заявлением о полном соответствии условиям данного стандарта (в том числе это касается любых процессов, переданных на субподряд).
Полное соответствие любому уровню настоящего стандарта достигается одним из двух способов:
- посредством демонстрации выполнения всех требований соответствующего уровня настоящего стандарта. В качестве подтверждения выполнения используются результаты; или
- посредством демонстрации достижения всех целей соответствующего уровня настоящего стандарта.
Кроме того, необходимо продемонстрировать, что все приведенные ниже уровни на данный момент также прошли сертификацию на полное соответствие, и что они подвергаются постоянному контролю на полное соответствие в рамках установленной аудитором программы контроля; или, как вариант, что любые приведенные ниже уровни прошли сертификацию в рамках текущего аудита.
Если в процессе демонстрации достижений всех целей соответствующего уровня, определенного в настоящем стандарте, было подтверждено полное соответствие, выдвигаются два дальнейших требования:
- если группа процессов имеет результаты на различных уровнях, то цель такой группы процессов должна соответственно интерпретироваться при проведении аудита каждого уровня;
- помимо анализа подтверждений, демонстрирующих достижение всех целей, аудитор должен учитывать оговоренные результаты на соответствующем уровне.
При неполучении всех оговоренных результатов аудитор должен для каждого такого результата письменно пояснить причину(ы), по которой цели уровня все же считаются им полностью выполненными без учета такого результата.
Во избежание сомнений, если результаты описываются с использованием слов "включая" или "в том числе", или "в частности", за которыми следует перечисление, то все элементы перечисления считаются необходимыми, при этом дополнительные (не включенные в перечисление) элементы считаются возможными, но не необходимыми.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 базовые показатели: Состояние услуги или отдельных элементов конфигурации (3.2) в конкретный момент времени [ИСО/МЭК 20000-1:2005].
3.2 элемент конфигурации (ЭК): Компонент инфраструктуры или объект, который находится или будет находиться под контролем.
Примечания
1 В контексте настоящего стандарта термин "под контролем" означает под контролем процессов инвентаризации. Процессы инвентаризации SAM (4.4) являются основой не только SAM, но и всего управления конфигурациями.
2 Элементы конфигурации (ЭК) обычно определяются как часть практики менеджмента услуг и могут значительно различаться по сложности, размеру и типу. Элементами конфигурации могут быть, например, система целиком со всем своим аппаратным и программным обеспечением и документацией или же отдельные модули или небольшие аппаратные компоненты.
3.3 правление или эквивалентный орган: Лицо или группа лиц, несущих юридическую ответственность за руководство или управление организацией на высшем уровне.
3.4 финальная основная версия: Исходный экземпляр программного обеспечения, используемый для установки или поставки программного обеспечения.
Пример - Источник, используемый для создания экземпляров для распространения.
Примечание - Установка может применяться к исполняемому и неисполняемому программному обеспечению или связанным активам, например к шрифтам. Установку можно выполнять на клиентских/локальных и/или серверных устройствах, например при предоставлении программного актива как услуги.
3.5 экземпляр для распространения: Экземпляр финальной основной версии программного обеспечения, подготовленный с целью установки на другое аппаратное обеспечение. Экземпляры для распространения могут размещаться, например на сервере или физическом носителе, например на компакт-диске.
3.6 действующая полная лицензия: Документ, предоставляющий права на программное обеспечение, разрешающие одно полное использование программного обеспечения.
Примечания
1 Действующая лицензия состоит из одной или более составляющих лицензий (3.16).
Пример - В некоторых типах лицензирования составляющая полная лицензия для версии 1 программного продукта плюс составляющая лицензия на обновление программного продукта до версии 2 объединяются и составляют одну действующую полную лицензию для версии 2 программного продукта. В данном примере права на обновление лицензии могут быть получены в соответствии с условиями контракта на предоставление услуг поддержки или по подписке.
2 Термин "полное использование программного обеспечения" определяется в условиях использования лицензии(ий).
3.7 локальный владелец процессов SAM: Физическое лицо на любом уровне организации, располагающееся ниже уровня владельца процессов SAM (3.13), определяемое как лицо, ответственное за процессы SAM в определенной части организации.
3.8 персонал: Любое физическое лицо, выполняющее обязанности по поручению организации, в том числе должностные лица, работники и подрядчики.
3.9 платформа: Тип компьютера или аппаратного устройства и/или связанной операционной системы, или виртуальной среды, на которых может устанавливаться или запускаться программное обеспечение.
Примечание - Платформа - не одно и то же, что отдельно взятые экземпляры этой платформы, которые именуются "устройства" или "экземпляры".
3.10 процедура: Определенный способ выполнения действия или процесса.
Примечание - Если процедура определена как результат, то в итоговом документе должно быть указано, кто, что и в какой последовательности ее выполняет. Процедура имеет более детальный уровень описания, чем процесс (3.11).
3.11 процесс: Набор взаимосвязанных операций, с помощью которых исходные данные преобразуются в выходные данные.
Примечание - Если процесс определен как результат, то в итоговом документе должны быть перечислены исходные и выходные данные и приведено общее описание ожидаемых операций. Процесс при этом не требует такого же подробного уровня детализации, как процедура (3.10).
3.12 релиз: Набор новых и/или измененных элементов конфигурации, которые были совместно протестированы и внедрены в рабочую среду.
[ИСО/МЭК 20000-1:2005]
Примечание - Релиз может получить техническое утверждение, но быть пока не разрешенным для внедрения. Релиз может состоять из исходного, исполняемого кода или множественных программных активов, упакованных в производственный релиз, протестированный для установки на целевую платформу.
3.13 владелец процессов SAM: Физическое лицо на высшем уровне руководства организации, определенное как лицо, ответственное за процессы SAM.
3.14 программное обеспечение: Все или часть программ, процедур, правил и связанной документации, относящихся к системе обработки информации.
Примечания
1 Имеется множество определений используемого программного обеспечения. В контексте настоящего стандарта в программное обеспечение важно включать как исполняемое, так и неисполняемое программное обеспечение, например шрифты, графику, аудио- и видеозаписи, шаблоны, словари и документы. (См. также 1.2 "Область применения").
2 Пользователь настоящего стандарта должен определить собственную область действия для своего приложения, и может ограничить типы программного обеспечения, учитываемые в области действия. (См. также раздел 1 "Цель документа").
[ИСО/МЭК 2382-1:1993, 01.01.08]
3.15 менеджмент программных активов (SAM): Эффективное управление, контроль и защита программных активов в масштабах организации и эффективное управление, контроль и защита информации о связанных активах, необходимых для управления программными активами.
Примечание - Соответствующее определение в Библиотеке инфраструктуры информационных технологий (InformationTechnologylnfrastructureLibrary, ITIL) - "вся инфраструктура и процессы, необходимые для эффективного управления, контроля и защиты программных активов в пределах организации на протяжении всех стадий ее жизненного цикла".
3.16 составляющая лицензия: Лицензия на использование программного обеспечения в форме, в которой оно было первоначально приобретено или получено и которая непосредственно связана с закупочными документами.
Примечание - Составляющая лицензия может содержать условия, требующие ее использования в сочетании с другой лицензией или лицензиями, с целью получения действующей полной лицензии (3.6). Составляющая лицензия также может предоставлять право на использование будущих версий программного обеспечения, или определять способы ее обновления или замены на новую версию, или оговаривать соответствующие ограничения, или описывать методы обновления лицензии посредством объединения с другой лицензией, непосредственно связанной с другим закупочным документом.
4 Процессы SAM
4.1 Общие положения
4.1.1 Определение и отношение к менеджменту услуг
Под менеджментом программных активов понимается эффективное управление, контроль и защита программных активов в масштабе организации, а также эффективное управление, контроль и защита информации о связанных активах, необходимых для управления программными активами.
Процессы SAM, в соответствии с их определением в настоящем стандарте, согласованы и предназначены для поддержки менеджмента ИТ-услуг, в соответствии с определением стандарта ИСО/МЭК 20000-1.
4.1.2 Обзор процессов SAM
Концептуальная основа процессов SAM имеет комплексный характер и сама по себе не отражает уровни, описанные во введении или в разделе 5 "Уровни".
Концепция процессов SAM структурирована по трем основным категориям:
a) процессы организационного управления SAM;
b) базовые процессы SAM;
4.1.3 Результаты, операции и интерфейсы
Настоящий стандарт составлен с использованием таких элементов процесса, как право, цель и результаты. В настоящий стандарт не входят операции, представляющие собой действия, которые могут выполняться для достижения результатов.
Результаты, описанные в настоящем стандарте, разработаны таким образом, чтобы их можно было легко оценить, однако они не обязательно отражают объемы операций, которые нужно выполнить для их получения. Например, ведение инвентарной описи в процессе "Управление инвентаризацией программных активов" по логике требует выполнения операций, связанных с подтверждением корректности данных, хотя это и не указано в качестве результата настоящего стандарта.
Целостность данных обеспечивается в настоящем стандарте с помощью процессов проверки правильности и соблюдения соответствия SAM.
Некоторые наиболее важные операции представляют собой действия по обеспечению взаимодействия с другими процессами. Например, после приобретения (или "закупки") программного актива цель к достижению формулируется так: "Цель процесса закупки программного обеспечения и связанных активов состоит в обеспечении получения программного обеспечения контролируемым способом и в регистрации этого программного обеспечения". Этот процесс, как и многие другие, требует применения процесса "Управление инвентаризацией программных активов" для регистрации данных, их проверки на наличие обязательных полей и т.п. Другим примером может служить создание базовых показателей в процессе "Контроль программных активов". Этот процесс вызывается процессом "Разработка программного обеспечения" и процессом "Управление релизами программного обеспечения". В настоящем стандарте не ставится цель подробного описания таких деталей, однако для достижения поставленных целей косвенно подразумеваются к наличию таких операций или интерфейсов.
4.2 Контрольная среда SAM
4.2.1 Общие положения
Контрольная среда SAM создает и поддерживает систему менеджмента, в рамках которой реализуются другие процессы SAM.
Контрольная среда SAM состоит из следующих групп процессов:
a) процесс корпоративного управления SAM;
b) роли и обязанности SAM;
c) политики, процессы и процедуры SAM;
d) компетенции в SAM.
4.2.2 Процесс корпоративного управления SAM
4.2.2.1 Цель
Цель процесса корпоративного управления SAM состоит в обеспечении того, чтобы обязанности по управлению программными активами подтверждались на уровне правления или эквивалентного органа и чтобы для обеспечения надлежащего исполнения этих обязанностей использовались соответствующие механизмы. |
Применимо к уровням 2 и 4 |
Примечание - Этот процесс может рассматриваться как часть общего корпоративного управления ИТ. (См. ИСО/МЭК 38500). |
|
4.2.2.2 Результаты
4.2.3 Роли и обязанности SAM
4.2.3.1 Цель
Цель процесса "Роли и обязанности SAM" состоит в четком определении ролей и обязанностей в отношении ПО и связанных активов. Эти роли и обязанности должны соблюдаться и пониматься всем персоналом, к которому они могут относиться.
Примечание - К этим ролям и обязанностям относятся, в частности, роли, связанные с регуляторными требованиями или требованиями корпоративного управления |
Применимо к уровню 2 |
4.2.3.2 Результаты
4.2.4 Политики, процессы и процедуры SAM
4.2.4.1 Цель
Цель процесса "Политики, процессы и процедуры SAM" состоит в обеспечении проведения организацией четких политик, процессов и процедур, обеспечивающих эффективное планирование, работу и управление SAM |
Применимо к уровню 2 |
4.2.4.2 Результаты
4.2.5 Компетенции в SAM
4.2.5.1 Цель
Цель процесса "Компетенции в SAM" состоит в обеспечении доступности и применении соответствующей компетенции и опыта в SAM |
Применимо к уровням 2 и 4 |
4.2.5.2 Результаты
Результат |
Уровень |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Реализация процесса "Компетенции в SAM" позволит организации продемонстрировать следующее: | ||||
а) в организации не реже одного раза в год документируется процесс проверки изменений требований. Проверяется доступность и прохождение обучения и сертификации персонала в сфере обязанностей SAM в отношении: 1) SAM в целом; 2) лицензирования продукции производителей используемого программного обеспечения.
Примечание - Это требование относится только к программному обеспечению, определенному как относящееся к области применения (см. 4.2.2.2.а1 и 4.3.2.2.b1) |
|
|
|
|
b) в организации не реже одного раза в год проводится проверка требований к составляющим "Подтверждения лицензии" для производителя программного обеспечения |
|
|
|
|
с) персонал организации, ответственный за управление SAM, ежегодно проходит обучение (включая начальное и дополнительное) в области SAM и соответствующее лицензирование.
Примечание - Также, если имеется такая возможность, персоналу рекомендуется повышать квалификацию индивидуально |
|
|
|
|
d) в организации не реже одного раза в год осуществляется проверка наличия дополнительных инструкций производителей программного обеспечения (если таковые имеются) с целью обеспечения соответствия их лицензиям |
|
|
|
4.3 Процессы планирования и внедрения SAM
4.3.1 Общие положения
Процессы планирования и внедрения SAM обеспечивают эффективное достижение целей управления SAM.
Процессы в этой области в целом соответствуют процессам "Планируй - выполняй - проверяй - действуй", определенным в ИСО/МЭК 9001.
Процессы планирования и внедрения SAM состоят из следующих групп процессов:
a) планирование SAM;
b) внедрение SAM;
c) мониторинг и проверка SAM;
d) непрерывное совершенствование SAM.
4.3.2 Планирование SAM
4.3.2.1 Цель
Цель процесса "Планирование SAM" состоит в обеспечении адекватной подготовки и планировании для эффективного достижения целей SAM |
Применимо к уровням 2 и 4 |
4.3.2.2 Результаты
Результат |
Уровень |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Реализация процесса "Планирование в SAM" позволит организации продемонстрировать следующее: | ||||
а) управленческие цели SAM в организации разрабатываются и предлагаются для утверждения правлением или эквивалентным органом и обновляются не реже одного раза в год |
|
|
|
|
b) план реализации и представления SAM (далее - план SAM) разрабатывается, документируется и обновляется не реже одного раза в год. Этот план включает в себя: 1) четкое изложение области применения (однозначно определенной "области применения программного актива"), описывающее, какие типы ПО в нее включены; охват программного обеспечения и связанных активов, например должна быть указана доля складской заполненности в соответствии с последним обновлением плана SAM с указанием фактических и плановых показателей; любой охват активов сверх минимума, требуемого настоящим стандартом; любые методы взаимодействия с другими организациями или системами и/или требования к ним. См. также организационную область применения по 4.2.2.2.а1; 2) четкое определение политик, процессов и процедур, требуемых для использования активов в области применения; 3) четкое разъяснение подхода к управлению, аудиту и усовершенствованию SAM (в том числе с применением методов автоматизации), используемого для поддержания процессов; 4) разъяснение подхода, используемого для идентификации, оценки и управления проблемами и рисками, связанными с достижением установленных целей управления; 5) графики выполнения периодических операций и распределение ответственностей по их выполнению, в том числе подготовка отчетов для руководства и контроль соответствия; 6) определение ресурсов (включая бюджетные ресурсы), необходимых для реализации плана SAM; 7) отслеживание показателей выполнения плана SAM, включая целевые измерения точности записей об управлении активами.
Примечание - В плане SAM должен быть предусмотрен адекватный уровень автоматизации, при котором процессы не будут неэффективными или подвержены ошибкам или вообще не смогут выполняться |
|
|
|
|
с) план утвержден правлением или эквивалентным органом организации |
|
|
|
4.3.3 Внедрение SAM
4.3.3.1 Цель
Цель процесса "Внедрение SAM" состоит в достижении общих целей SAM и выполнении плана SAM |
Применимо к уровню 4 |
4.3.3.2 Результаты
4.3.4 Мониторинг и проверка SAM
4.3.4.1 Цель
Цель процесса "Мониторинг и проверка SAM" состоит в обеспечении достижения общих целей управления SAM |
Применимо к уровням 2 и 4 |
4.3.4.2 Результаты
4.3.5 Непрерывное совершенствование SAM
4.3.5.1 Цель
Цель процесса "Непрерывное совершенствование SAM" состоит в определении и реализации возможностей усовершенствования там, где они оправданы, при использовании как программного обеспечения и связанных активов, так и самих процессов SAM |
Применимо к уровню 4 |
4.3.5.2 Результаты
4.4 Процессы инвентаризации SAM
4.4.1 Общие положения
Процессы инвентаризации SAM формируют и поддерживают все учетные записи и отчеты по программному обеспечению и связанным активам, а также реализуют функционал управления данными, обеспечивающий целостность управления программным обеспечением и связанными активами в других процессах SAM.
Процессы инвентаризации SAM являются основой не только SAM, но и всего управления конфигурациями. Управление конфигурациями - более широкая категория, чем SAM, так как оно охватывает не только все ИТ-активы (не только программное обеспечение и связанные активы), но активы, не относящиеся к ИТ, а также взаимоотношения между всеми этими активами. В контексте программы, охватывающей весь менеджмент ИТ-услуг, процессы инвентаризации SAM рассматриваются как часть управления конфигурациями.
Для обеспечения надлежащего функционирования всего процесса SAM и любых процессов менеджмента ИТ-услуг (базирующихся на процессах инвентаризации), процессы инвентаризации необходимо выполнять на регулярной основе.
Примечание - Стандартизированные информационные структуры, например, определенные в других частях настоящего стандарта, облегчают использование информационных процессов SAM, в том числе обеспечивают их автоматизацию.
Процессы инвентаризации SAM состоят из следующих групп процессов:
a) идентификация программных активов;
b) управление инвентаризацией программных активов;
c) контроль программных активов.
4.4.2 Идентификация программных активов
4.4.2.1 Цель
Цель процесса "Идентификация программных активов" состоит в отборе, группировании и классификации по соответствующим характеристикам необходимых классов активов, обеспечивающих эффективное управление программным обеспечением и связанными активами |
Применимо к уровням 1 и 4 |
4.4.2.2 Результаты
4.4.3 Управление инвентаризацией программных активов
4.4.3.1 Цель
Цель процесса "Управление инвентаризацией программных активов" состоит в обеспечении надлежащего хранения физических экземпляров программных активов и учете необходимых данных о характеристиках всех активов и элементов конфигурации на протяжении всего жизненного цикла. Этот процесс также выдает информацию о программных и связанных активах, необходимую для обеспечения эффективности других бизнес-процессов |
Применимо к уровням 1 и 4 |
4.4.3.2 Результаты
4.4.4 Контроль программных активов
4.4.4.1 Цель
Цель процесса "Контроль программных активов" состоит в обеспечении механизма контроля программных активов и изменений программного обеспечения и связанных активов в процессе учета изменений статуса и утверждений |
Применимо к уровню 4 |
4.4.4.2 Результаты
4.5 Процессы проверки правильности и соблюдения соответствия SAM
4.5.1 Общие положения
Процессы проверки правильности и соблюдения соответствия SAM выявляют и контролируют все исключительные ситуации в политиках, процессах и процедурах SAM, включая права на использование лицензии.
Процессы проверки правильности и соблюдения соответствия SAM имеют важную функциональную значимость для организации. Фактически они являются процессами самоаудита и самооценки, т.е. проводятся организацией самостоятельно, без привлечения сторонних аудиторских организаций (хотя и имеют с аудиторскими процессами общие черты). С целью обеспечения надлежащего функционирования всего процесса SAM и любых основанных на них процессов менеджмента ИТ-услуг, процессы проверки правильности и соблюдения соответствия SAM должны выполняться на регулярной основе.
Процессы проверки правильности и соблюдения соответствия SAM состоят из следующих групп процессов:
a) проверка правильности записей о программных активах;
b) соответствие лицензии на ПО;
c) проверка соответствия требованиям безопасности программных активов;
d) проверка соответствия SAM.
4.5.2 Проверка правильности записей о программных активах
4.5.2.1 Цель
Цель процесса "Проверка правильности записей о программных активах" состоит в обеспечении того, что записи точно и полно отражают то, что они должны учитывать, и, с другой стороны, что учтенная информация не изменяется без согласования |
Применимо к уровням 1, 2 и 4 |
4.5.2.2 Результаты
4.5.3 Проверка соответствия лицензирования программного обеспечения
4.5.3.1 Цель
Цель процесса "Проверка соответствия лицензирования программного обеспечения" состоит в обеспечении надлежащего лицензирования и использования в соответствии с условиями лицензии всей интеллектуальной собственности, имеющей отношение к программному обеспечению и связанным активам, используемой организацией, однако принадлежащей другим сторонам |
Применимо к уровню 1 |
4.5.3.2 Результаты
4.5.4 Проверка соответствия требованиям безопасности программных активов
4.5.4.1 Цель
Цель процесса "Проверка соответствия требованиям безопасности программных активов" состоит в обеспечении требований к безопасности, имеющих отношение к использованию программного обеспечения и связанных активов |
Применимо к уровню 3 |
4.5.4.2 Результаты
4.5.5 Проверка соответствия SAM
4.5.5.1 Цель
Цель процесса "Проверка соответствия SAM" состоит в обеспечении постоянного соответствия требованиям настоящего стандарта, в том числе соответствия необходимым политикам и процедурам.
Примечание - Это одна из самых важных групп процессов, определенных в данном стандарте, поскольку она обеспечивает функционирование других процессов в соответствии с ожидаемыми требованиями. По сути, это процесс самопроверки, сохраняющий подтверждения проведенных проверок. Несмотря на то, что каждый уровень определяется отдельно, работа каждого из них обуславливается бесперебойным функционированием всех предыдущих уровней. На практике это обычно означает, что в организацию, претендующую на сертификацию более высокого уровня, прибудет аудитор для регулярной проверки любого предыдущего уровня или уровней и в ходе этого же визита будет осуществлена проверка более высокого уровня. Соблюдение условий подпункта 4.5.5.2 (проверка соответствия) оценивается посредством самопроверки всех других результатов на требуемом уровне. |
На всех уровнях для требований этого уровня |
4.5.5.2 Результаты
4.6 Процессы и интерфейсы управления операциями SAM
4.6.1 Общие положения
Процессы и интерфейсы управления операциями SAM выполняют функции операционного управления, необходимые для достижения общих целей и преимуществ SAM.
Процессы и интерфейсы управления операциями SAM состоят из следующих групп процессов:
a) управление отношениями и контрактами SAM;
b) управление финансами SAM;
c) управление уровнями обслуживания SAM;
d) управление безопасностью SAM.
4.6.2 Управление отношениями и контрактами SAM
4.6.2.1 Цель
Цель процесса "Управление отношениями и контрактами SAM" состоит в управлении отношениями с другими как внешними, так и внутренними организациями, предоставлении непрерывных качественных услуг SAM и управлении всеми контрактами на поставку и обслуживание программного обеспечения и связанных с ним активов и услуг.
Примечание - Процесс "Управление отношениями и контрактами SAM" обычно выполняется в тесном взаимодействии с процессом "Управление уровнями обслуживания SAM", поскольку уровни обслуживания обычно определяются таким образом, чтобы упростить управление таким взаимодействием. |
Применимо к уровням 2, 3 и 4 |
4.6.2.2 Результаты
4.6.3 Финансовое управление SAM
4.6.3.1 Цель
Целью процесса "Финансовое управление SAM" является планирование и учет программного обеспечения и связанных активов и обеспечение быстрой доступности информации для оформления финансовой отчетности, налогового планирования и проведения расчетов, например совокупной стоимости владения и доходов от инвестиций.
Примечание - Процесс "Финансовое управление SAM" не имеет дела с начислениями. На практике многие организации будут заниматься начислениями за программное обеспечение и связанные активы и услуги. Однако, поскольку начисления являются дополнительной деятельностью, они не рассматриваются в настоящем стандарте. При использовании начислений рекомендуется полностью определить понятный для всех сторон механизм |
Применимо к уровням 2 и 3 |
4.6.3.2 Результаты
Результат |
Уровень |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Реализация процесса "Финансовое управление SAM" позволит организации продемонстрировать следующее: | ||||
а) организация согласовала с соответствующими сторонами и документировала по типам активов определения финансовой информации, относящейся к управлению программным обеспечением и связанными активами.
Примечания 1 Финансовая классификация затрат, имеющих отношение к программному обеспечению и связанным активам, является важной частью процесса "Финансовое управление SAM". Типы активов, используемые в финансовом управлении, должны быть согласованы с типами активов в SAM или быть сопоставлены с ними (при наличии различий). 2 Требования к данным для типов активов формально определены для уровня 4. Эти требования будут распространены на уровни 1-3. (См. пункт 4.4.2 "Идентификация программных активов") |
|
|
|
|
b) организацией разработаны официальные бюджеты на приобретение программных активов (внешних или внутренних) и определены связанные затраты на поддержку и обслуживание инфраструктуры |
|
|
|
|
с) организацией учтены в бюджете фактические расходы на программные активы и затраты на поддержку и обслуживание инфраструктуры |
|
|
|
|
d) в организации имеются средства оперативного доступа к четко документированной финансовой информации о стоимости программных активов (в том числе к данным о первоначальной и амортизированной стоимости) |
|
|
|
|
е) в организации проводится формально документированная сверка (не реже одного раза в квартал) фактических расходов с бюджетными показателями с документально зафиксированными выводами и решениями о принятии любых необходимых мер |
|
|
|
|
f) в организации проводится оптимизационный анализ лицензий, заключающийся в анализе рентабельности затрат на лицензирование, по результатам которого выдаются рекомендации по улучшению.
Примечания 1 Например, малоценное бизнес-приложение (к примеру, утилита для работы со справочником персонала, требующая приобретения дорогих лицензий для каждого пользователя) можно заменить на альтернативное менее дорогое приложение, обеспечивающее достижение той же коммерческой цели. 2 Этот результат, в основном, применяется на уровне 3. На уровне 2 результат применяется реже и служит для определения и документирования непосредственных возможностей улучшения. Оценки уровней исходят из этой основы |
|
|
4.6.4 Управление уровнями обслуживания SAM
4.6.4.1 Цель
Цель процесса "Управление уровнями обслуживания SAM" состоит в определении, регистрировании и управлении уровнями обслуживания, имеющими отношение к SAM |
Применимо к уровню 3 |
4.6.4.2 Результаты
4.6.5 Управление безопасностью SAM
4.6.5.1 Цель
Цель процесса "Управление безопасностью SAM" состоит в эффективном управлении безопасностью информации в рамках всех операций SAM и обеспечение требований к согласованиям, касающихся SAM.
Примечание - ИСО/МЭК 27001 содержит руководство по управлению информационной безопасностью. Организации, сертифицированные в соответствии с ИСО/МЭК 27001-1:2005, обычно удовлетворяют требованиям к безопасности, установленным в настоящем стандарте |
Применимо к уровню 4 |
4.6.5.2 Результаты
Результат |
Уровень |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Реализация процесса "Управление безопасностью SAM" позволит организации продемонстрировать следующее: | ||||
а) организацией разработана и утверждена формальная политика безопасности/ограничения доступа ко всем ресурсам SAM, в том числе к физическим и/или электронным хранилищам программного обеспечения, сборок и релизов программного обеспечения.
Примечание - Переход на полное соответствие требует более активного управления правами доступа ко всем ресурсам SAM, в том числе к документам и инвентарным описям (требования уровня 3 удовлетворяются посредством регулярных проверок средств контроля доступа. Результаты см. в пункте 4.5.4, перечисления а) и b) "Проверка соответствия требованиям безопасности программных активов" |
|
|
|
|
b) организацией определены физические и логические средства контроля доступа с целью обеспечения требований политик SAM |
|
|
|
|
с) организация имеет документальные подтверждения практического внедрения этих средств контроля доступа. |
|
|
|
4.7 Интерфейсы процессов жизненного цикла SAM
4.7.1 Общие положения
Интерфейсы процессов жизненного цикла SAM в целом соответствуют основным процессам жизненного цикла стандарта ИСО/МЭК 12207 в применении к SAM, а также стандарта ИСО/МЭК 20000. В настоящем стандарте определяются требования SAM к таким процессам жизненного цикла.
Интерфейсы процессов жизненного цикла SAM состоят из требований к следующим группам процессов жизненного цикла:
a) процесс управления изменениями;
b) процесс закупок;
c) процесс разработки программного обеспечения;
d) процесс управления релизами программного обеспечения;
e) процесс развертывания программного обеспечения;
f) процесс управления инцидентами;
g) процесс управления проблемами;
h) процесс списания.
4.7.2 Процесс управления изменениями
4.7.2.1 Цель
Цель процесса управления изменениями применительно к программному обеспечению и связанным активам состоит в обеспечении того, чтобы все изменения, оказывающие влияние на SAM, были оценены, одобрены, реализованы и проанализированы управляемым способом и удовлетворяли всем требованиям ведения учета.
Примечание - Процесс управления изменениями применительно к программному обеспечению и связанным активам тесно связан с процессом управления программными активами, реализующим механизм контроля, отслеживающим любые изменения программного обеспечения и связанных активов. |
Применимо к уровню 4 |
4.7.2.2 Результаты
4.7.3 Процесс закупок
4.7.3.1 Цель
Цель процесса закупок состоит в обеспечении контролируемого приобретения программного обеспечения и связанных активов и их надлежащем учете |
Применимо к уровню 3 |
4.7.3.2 Результаты
4.7.4 Процесс разработки программного обеспечения
4.7.4.1 Цель
Цель процесса разработки программного обеспечения состоит в обеспечении разработки программного обеспечения с учетом требований SAM.
Примечания 1 Настоящий стандарт обычно не применяется к разработке программного обеспечения в целях разработки и ведения исходного кода или иных разрабатываемых компонентов. Настоящий стандарт предназначен для применения ко всему программному обеспечению, используемому для работы в этих средах разработки, для перехода к производственной среде, а также для выполнения таких начальных работ, как настройка программного обеспечения и создание и контроль производственных сборок и релизов. Граница между тем, что считается исходным программным обеспечением для чистой разработки (таким образом исключаемым из рассмотрения), и программным обеспечением для использования (таким образом включаемым в рассмотрение) может определяться как часть формального определения области применения. 2 Программное обеспечение, используемое для разработки другого программного обеспечения, считается программным обеспечением для использования, другими словами, программное обеспечение, используемое разработчиками программного обеспечения, само должно быть под контролем. |
Применимо к уровню 4 |
4.7.4.2 Результаты
4.7.5 Процесс управления релизами программного обеспечения
4.7.5.1 Цель
Цель процесса управления релизами программного обеспечения состоит в обеспечении планирования и выпуске релизов программного обеспечения и связанных активов с учетом требований SAM.
Примечание - Процесс управления релизами программного обеспечения относится к планированию и фактическому выпуску программного обеспечения и связанных активов. Процесс управления релизами программного обеспечения тесно связан с процессом управления изменениями, эти процессы должны быть связаны между собой процедурно |
Применимо к уровню 4 |
4.7.5.2 Результаты
4.7.6 Процесс развертывания программного обеспечения
4.7.6.1 Цель
Цель процесса развертывания программного обеспечения применительно к SAM и связанным активам состоит в обеспечении развертывания и повторного развертывания программного обеспечения с учетом требований SAM |
Применимо к уровню 3 |
4.7.6.2 Результаты
4.7.7 Процесс управления инцидентами
4.7.7.1 Цель
Цель процесса управления инцидентами применительно к программному обеспечению и связанным активам состоит в том, чтобы отслеживать инциденты, относящиеся к программному обеспечению и связанным активам, возникающие при выполнении текущих операций, и реагировать на них |
Применимо к уровню 4 |
4.7.7.2 Результаты
4.7.8 Процесс управления проблемами
4.7.8.1 Цель
Цель процесса управления проблемами применительно к программному обеспечению и связанным активам состоит в поддержании программных активов в актуальном рабочем состоянии, в том числе посредством превентивного выявления и изучения причин инцидентов и анализа вызвавших их проблем |
Применимо к уровню 4 |
4.7.8.2 Результаты
4.7.9 Процесс списания
4.7.9.1 Цель
Цель процесса списания состоит в исключении из использования программного обеспечения и связанных активов, в том числе в повторном использовании связанных активов (если возможно), в соответствии с политикой компании и с соблюдением всех требований к учету.
Примечание - Исключение из использования нелицензионного программного обеспечения обычно не устраняет проблему отсутствия лицензии, поскольку в результате использования программного обеспечения лицензионное обязательство уже возникло. Вместо исключения следует использовать процессы контроля за установкой или первоначальным использованием. |
Применимо к уровню 3 |
4.7.9.2 Результаты
5 Уровни
5.1 Обзор
Обзор уровней приведен во введении к настоящему стандарту. На рисунке 1 проиллюстрирована концептуальная взаимосвязь между уровнями.
В основе группирования и упорядочивания уровней лежат следующие принципы:
a) Число уровней
С целью обеспечения концептуальной простоты, количество уровней должно быть ограничено.
b) Приоритет соблюдения лицензионного соответствия
Результаты официального исследования рыночного спроса на стандарты SAM свидетельствуют о том, что соблюдение лицензионного соответствия всегда было наивысшим приоритетом для всех категорий респондентов. Основа для постоянного соблюдения лицензионного соответствия устанавливается на первом уровне "Достоверные данные". Этот уровень не гарантирует соблюдения лицензионного соответствия, однако любая организация, полностью отвечающая требованиям уровня 1, будет знать, соответствует ли она требованиям к лицензированию программного обеспечения, и вопрос состоит лишь в том, как руководство собирается применять это знание.
c) Естественные группирования отражают естественную последовательность
Предполагается, что группирования результатов и групп процессов на каждом уровне должны быть относительно естественными, отражающими существующую на самом деле естественную последовательность. В подразделах 5.2-5.5 под названиями уровней приведены описания фактических группирований. При этом в основе лежат следующие принципы:
1) наличие достоверных данных - почти всегда главный приоритет. Именно это требование чаще всего выдвигает поставщик лицензий, инициирующий аудит. Нередко обнаруживается большой разрыв между тем, что было обнаружено, и тем, что ожидалось. И только после этого руководство начинает понимать, как велика важность рисков, и осознавать потребность в улучшении ситуации, в том числе в сфере безопасности и снижения издержек;
2) в тех случаях, когда руководство, имея под рукой качественные данные, берет под контроль проблемы SAM, принимаемые им меры обычно идут по двум направлениям. Во-первых, вводятся базовые улучшения управленческой структуры, например уточняются роли и обязанности и определяются политики. Во-вторых, обычно запускаются специальные проекты для устранения выявленных проблем и получения немедленных преимуществ везде, где это возможно;
3) в качестве ожидаемых преимуществ SAM часто указываются повышение эффективности и результативности, однако часто эти показатели не дотягивают до желаемого уровня, поскольку эти действия требуют значительных усилий по внедрению, в том числе по интеграции и повторному проектированию процессов. Однако организация, по всей вероятности, пойдет по этому пути, когда ей станут понятны явные плюсы получения немедленных преимуществ, и она поймет, что можно улучшить результат;
4) лучшие в своем классе методы SAM замыкают список. Обычно к ним относятся методы, оказывающие стратегическое воздействие и дающие долгосрочные преимущества.
d) Минимальные требования к признанию
Уровни разработаны таким образом, чтобы они удовлетворяли минимальным требованиям к признанию достижений, но не включают все то, что организация может просто пожелать реализовать. Например, политики не включены в уровень 1, а только в уровень 2, хотя большинство организаций, вероятно, уже будут иметь дело с рядом политик во время работы на уровне 1. Это обстоятельство не снижает важность политик, а только свидетельствует о том, что изначально на политики ориентируется уровень 2. Результаты, полученные после достижения уровня 1, могут существенно продвинуть разработку или, по крайней мере, исполнение политик на уровне 2, поскольку реальность обычно не совпадает с ожиданиями (с точки зрения соблюдения лицензионного соответствия, требований безопасности, стандартизации и т.п.). Аналогичным образом, если руководство выдвигает определенные требования или определяет возможности, организация может захотеть сосредоточиться на некоторых специальных вопросах или группах процессов раньше, чем это требуется соответствующими уровнями. Этого следует ожидать. Однако такие проблемы или группы процессов не будут включены в область действия возможного проекта сертификации, пока не будет достигнут соответствующий уровень.
e) Ограничения в технологии и ее использовании
Пример - Существуют сотни инструментов, способных выявлять установленное программное обеспечение, однако гораздо меньше таких, которые могут полностью управлять конфигурацией, а эффективное использование таких инструментов встречается еще реже.
Также следует обратить внимание на концепцию "трудности".
a) Трудность сама по себе не является базовым принципом группирования и упорядочивания уровней. Например, создание и ведение инвентарных описей контрактов на поставку и обслуживание программного обеспечения и лицензий - нелегкая задача, выполняемая, в основном, вручную. Тем не менее, эта задача находится на уровне 1, поскольку она выдает важные типы данных, которые необходимо контролировать, чтобы обеспечить их достоверность.
b) Множество результатов или групп процессов обычно вообще не достигаются менее зрелыми организациями, и они, как правило, помещаются на уровень 4. С одной стороны, они могут рассматриваться как "трудные" результаты и группы процессов. Однако они скорее отражают этап становления организации, чем присущую им внутреннюю сложность. Поэтому такие результаты и группы процессов было бы точнее считать частью лучшего в своем классе SAM.
5.2 Уровень 1. Достоверные данные
На рисунке 3 показаны группы процессов, включенные в уровень 1.
Рисунок 3 - Уровень 1 SAM. Достоверные данные
Естественными группированиями, включенными в этот уровень, являются следующие:
a) базовые записи SAM;
b) лицензионное соответствие.
5.3 Уровень 2. Практическое управление
На рисунке 4 показаны группы процессов, включенные в уровень 2.
Рисунок 4 - Уровень 2 SAM. Практическое управление
Естественными группированиями, включенными в этот уровень, являются следующие:
a) немедленные преимущества;
b) обязательная контрольная среда.
5.4 Уровень 3. Операционная интеграция
На рисунке 5 показаны группы процессов, включенные в уровень 3.
Рисунок 5 - Уровень 3 SAM. Операционная интеграция
Естественными группированиями, включенными в этот уровень, являются следующие:
a) процессы базового жизненного цикла (закупка/развертывание/списание);
b) базовые процессы управления операциями.
5.5 Уровень 4. Полное соответствие настоящего стандарта SAM
На рисунке 6 показаны группы процессов, включенные в уровень 4.
Рисунок 6 - Уровень 4. Полное соответствие настоящего стандарта SAM
Естественными группированиями, включенными в этот уровень, являются следующие:
a) стратегический SAM (SAM представляет собой инструмент реализации и является частью стратегии и планирования);
b) расширенные процессы жизненного цикла менеджмента услуг;
c) лучшие в своем классе процессы SAM (не включены в более низкие уровни).
Библиография
[1] |
Руководство по ИСО 72 |
Руководящие указания для подтверждения и разработки стандартов системы управления (ISO Guide 72 Guidelines for the justification and development of management systems and ards) |
[2] |
ИСО/МЭК 2382-1:1993 |
Информационные технологии. Словарь. Часть 1. Основные термины (ISO/IEC 2382-1:1993 Information technology - Vocabulary - Part 1: Fundamental terms) |
[3] |
ИСО 9001 |
Системы управления качеством. Требования (ISO 9001 Quality management systems - Requirements) |
[4] |
ИСО/МЭК 12207 |
Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программного обеспечения (ISO/IEC 12207 Systems and software engineering - Software life cycle processes) |
[5] |
ИСО/МЭК 15504-2 |
Информационные технологии. Оценка процессов. Часть 2. Оценка процессов (ISO/IEC 15504-2 Information technology - Process assessment - Part 2: Performing an assessment) |
[6] |
ИСО/МЭК 20000-1:2005 |
Информационные технологии. Менеджмент услуг. Часть 1. Спецификации (ISO/IEC 20000-1:2005 Information technology - Service management - Part 1: Specification) * |
------------------------------
*ИСО/МЭК 20000-1:2005 был отменен и заменен на ИСО/МЭК 20000-1:2011 Информационные технологии. Менеджмент услуг. Часть 1. Системные требования к управлению услугами (ИСО/МЭК 20000-1:2011 Information technology - Service management - Part 1: Service management system requirements).
------------------------------
[7] |
ИСО/МЭК 27001 |
Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Системы управления информационной безопасностью. Требования (ISO/IEC 27001 Information technology - Security techniques - Information security management systems - Requirements) |
[8] |
ИСО/МЭК 38500 |
Корпоративное управление информационными технологиями (ISO/IEC 38500 Corporate governance of information technology) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 19770-1-2014 "Информационные технологии. Менеджмент программных активов. Часть 1. Процессы и оценка соответствия по уровням" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 мая 2014 г. N 483-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 марта 2015 г.
Переиздание. Январь 2017 г.
Приказом Росстандарта от 25 октября 2021 г. N 1289-ст взамен настоящего ГОСТа с 30 апреля 2022 г. введен в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 19770-1-2021