Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 мая 2020 г. N 03-01-15/38708
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. По вопросу применения контрольно-кассовой техники.
Действующий порядок применения контрольно-кассовой техники направлен на обеспечение интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечение установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения.
Данные о расчетах направляются в адрес налоговых органов в режиме реального времени, что позволит, в частности, создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением контрольно-кассовой техники, сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств, а также повысить уровень защищенности прав потребителей товаров и услуг, в том числе за счет возможности проверить легальность кассового чека дистанционным способом.
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения контрольно-кассовой техники.
Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021.
Учитывая изложенное, предложенное в обращении освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от обязанности применять контрольно-кассовую технику не поддерживается.
2. По вопросу о бухгалтерском учете.
Предложения об освобождении от ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, отдельных категорий экономической деятельности обсуждались неоднократно. В результате проведенных обсуждений признано нецелесообразным и невозможным освобождение экономических субъектов от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, независимо от того, являются они публичными или непубличными, масштабов их бизнеса, применяемого режима налогообложения. Альтернативой освобождению субъектов экономической деятельности от обязанности вести бухгалтерский учет является подход, предусмотренный Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно этому подходу для определенных категорий организаций вводится упрощенная система ведения бухгалтерского учета и отчетности.
В целях реализации данного подхода в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета по всем участкам бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Созданная система упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, дает возможность соответствующим экономическим субъектам значительно упростить ведение бухгалтерского учета, снизить расходы на осуществление деятельности и в то же время обеспечивает формирование необходимой информации, единство и целостность системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Среди прочего, с 01.01.2020 упрощен порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе отчетности налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, в государственные органы. Такая отчетность подлежит представлению организациями только в один адрес: в зависимости от вида экономической деятельности в налоговый орган либо Банк России (для кредитных и некредитных финансовых организаций, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору). Отменена обязанность организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики. Аналогично будет отменена обязанность организаций представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в иные государственные органы.
В связи с изложенным предложение об исключении субъектов малого и среднего предпринимательства из числа организаций, обязанных вести бухгалтерский учет, не поддерживается.
Заместитель директора Департамента налоговой политики |
А.Т. Заитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 мая 2020 г. N 03-01-15/38708
Текст письма опубликован не был