Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 декабря 2020 г. N 03-05-05-01/107458
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость имущества), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации утверждены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, согласно которому ведение бухгалтерского учета активов в зависимости от отнесения их к движимому и недвижимому имуществу не предусмотрено.
На основании статьи 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, водные и воздушные суда и иные объекты, подлежащие государственной регистрации или государственному учету.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).
В этой связи вопрос о том, является ли объект недвижимостью решается на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов. Указанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N А27-18141/2014 по делу N 304-ЭС15-11476, пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 г.).
Кроме того, по вопросу признания оборудования движимым имуществом необходимо иметь в виду, что статьей 130 ГК РФ определено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которые не требуется (кроме случаев, указанных в законе), например, машины и оборудование, наземные транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь.
В то же время согласно статье 135 ГК РФ по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.
По мнению Росреестра России (письмо от 20.10.2020 N 11-9273-АБ/20), оборудование, которое неразрывно связано физически или технологически с капитальным сооружением, зданием или земельным участком, с момента присоединения к соответствующей недвижимости становится ее составной частью, при этом это оборудование не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
В статье 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" раскрываются понятия "здание" и "сооружение", в том числе определено неразрывно связанное со зданием или сооружением оборудование.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассматривая обращение о налоге на имущество организаций, Минфин разъяснил, что вопрос о том, является ли объект недвижимостью, решается на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов.
Оборудование, которое неразрывно связано с капитальным сооружением, зданием или земельным участком, с момента присоединения к соответствующей недвижимости становится ее составной частью, при этом не рассматривается в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
Техрегламентом о безопасности зданий и сооружений определено неразрывно связанное со зданием или сооружением оборудование.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 декабря 2020 г. N 03-05-05-01/107458
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 18 января 2021 г. N 2