Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 декабря 2020 г. N 03-03-06/3/114150
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по предложению об установлении возможности для работодателей относить в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, расходы на компенсацию своим сотрудникам затрат на занятие фитнесом сообщает следующее.
На основании статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения налогом на прибыль организаций прибыли организаций учитываются любые экономически оправданные и документально подтвержденные расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение доходов, за исключением тех, которые указаны в статье 270 НК РФ.
При этом пунктом 29 статьи 270 НК РФ предусмотрено, что расходы на оплату занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников, для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.
В свою очередь в статье 255 НК РФ определен открытый перечень расходов на оплату труда. Как следует из положений пункта 25 данной статьи НК РФ, к расходам на оплату труда относятся и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, установленный статьей 264 НК РФ, также является открытым. При этом на основании подпункта 7 пункта 1 указанной статьи НК РФ к таким расходам, например, отнесены расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, затраты работодателя, производимые в пользу работников на основании трудового договора и (или) коллективного договора, или затраты, связанные с обеспечением нормальных условий труда, уже могут быть учтены на основании вышеуказанных норм НК РФ.
В противном случае, если предлагаемые затраты противоречат общим критериям признания расходов, установленным статьей 252 НК РФ, и не связаны с деятельностью организации, то такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Одновременно отмечаем, что возможность учета налогоплательщиками при формировании налоговой базы по налогу на прибыль различных расходов социального характера не является мерой, стимулирующей осуществлять эти расходы. Подобная мера приведет только к уменьшению размера налога на прибыль и, соответственно, позволит за счет выплат из прибыли в пользу бюджета перераспределить их в пользу учредителей данной организации (вне зависимости от учета в целях налогообложения социальных расходов).
По предложению о снижении страховых взносов для бизнеса, который вкладывается в поддержку здоровья своих работников, в их занятия физкультурой и спортом, или по учету при начислении страховых взносов расходов предприятия на спорт сообщается.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Одновременно законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Исходя из положений статьи 419 и 420 НК РФ, плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы с выплат как в денежной, так и в натуральной форме, произведенных в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Таким образом, исключение из базы для исчисления страховых взносов сумм оплаты работодателями физкультурно-оздоровительных услуг для своих работников и иных выплат работникам, связанных с поддержкой занятий физической культурой и спортом в трудовом коллективе, приведет к уменьшению размера выплат страхового обеспечения данных работников по соответствующим видам обязательного социального страхования, в том числе размера пенсии.
Также следует отметить, что рассматриваемое предложение может создать прецедент для обращения плательщиков с предложениями об исключении из базы для исчисления страховых взносов иных видов расходов работодателей по оплате тех или иных услуг своим работникам.
Кроме того, предлагаемое исключение из базы для исчисления страховых взносов сумм оплаты работодателями физкультурно-оздоровительных услуг для своих работников и иных выплат работникам, связанных с поддержкой занятий физической культурой и спортом в трудовом коллективе, повлечет снижение объемов доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, что приведет к необходимости выделения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджетов данных фондов.
Учитывая изложенное, уменьшение базы для исчисления страховых взносов на суммы оплаты работодателями физкультурно-оздоровительных услуг для своих работников и иных выплат работникам, связанных с поддержкой занятий физической культурой и спортом в трудовом коллективе, не поддерживается.
Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" начиная с 1 апреля 2020 года и на бессрочный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15% для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
Вместе с тем установление дополнительных пониженных тарифов страховых взносов для работодателей в связи с осуществлением ими затрат, направленных на стимулирование своих работников к занятию спортом и физической культурой, также не поддерживается, поскольку приведет к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов, которые исходя из положений статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" должны компенсироваться из федерального бюджета.
При этом, учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, дополнительное увеличение нагрузки на федеральный бюджет в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для новой категории плательщиков страховых взносов представляется крайне обременительным.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассматривая обращение о возможности работодателей относить в состав расходов компенсацию затрат сотрудников на занятия фитнесом, Минфин разъяснил, что возможность учета при налогообложении прибыли расходов социального характера не стимулирует осуществлять эти расходы, а только уменьшает размер налога на прибыль.
Также Минфин не поддержал предложение уменьшать базу для исчисления страховых взносов на суммы оплаты работодателями физкультурно-оздоровительных услуг для своих работников.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 декабря 2020 г. N 03-03-06/3/114150
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 22 января 2021 г. N 2, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 1 февраля 2021 г. N 3