Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 декабря 2020 г. N 03-04-05/107251
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу определения налогового статуса для целей налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 207 Кодекса, налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Пунктом 1 статьи 224 Кодекса для доходов физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов.
Пунктом 3 статьи 224 Кодекса для доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами, установлена налоговая ставка в размере 30 процентов, если иное не предусмотрено статьей 224 Кодекса.
Таким образом, поскольку от налогового статуса физического лица зависит порядок налогообложения его доходов, выплачиваемых налоговым агентом, налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату получения дохода физическим лицом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных пунктами 3 и 3 1 статьи 24 Кодекса, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи ответственность за правильность определения налогового статуса физических лиц - получателей доходов лежит на организации, являющейся налоговым агентом в отношении указанных доходов. В этих целях организация вправе запрашивать у физических лиц все необходимые документы.
В отношении предложения о возможности предоставления налоговыми органами сведений о количестве дней нахождения физических лиц в Российской Федерации по запросам от организаций - налоговых агентов с учетом позиции ФНС России сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Кодекса любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, составляют налоговую тайну.
Пунктом 3 статьи 102 Кодекса установлено, что поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Действующим законодательством Российской Федерации коммерческие организации не наделены правом получения сведений, имеющих статус налоговой тайны.
При этом обязанность передачи налоговыми органами сведений, отнесенных к налоговой тайне, не ограниченному в законодательстве кругу лиц может привести к распространению указанной информации.
Одновременно сообщаем, что все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, внимательно рассматриваются в Департаменте и учитываются в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый статус определяется налоговым агентом на каждую дату получения дохода физлицом, т к. от него зависит порядок налогообложения.
Ответственность за правильность определения налогового статуса лежит на налоговом агенте. В этих целях организация вправе запрашивать у физлиц все необходимые документы.
При этом Минфин не поддержал предложение о возможности предоставления налоговыми органами сведений о количестве дней нахождения физлиц в России по запросам налоговых агентов, т. к. эти сведения составляют налоговую тайну.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 декабря 2020 г. N 03-04-05/107251
Текст письма опубликован не был