Письмо Минфина России от 25 декабря 2020 г. N 02-02-08/114094
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу осуществления внутреннего финансового аудита и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство не уполномочено давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.
Статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) установлено, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств обязаны осуществлять внутренний финансовый аудит. В соответствии с пунктом 3 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурным подразделением или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченным должностным лицом (работником) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Согласно пункту 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н, объектом внутреннего финансового аудита является бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
Исходя из определения внутреннего финансового аудита, установленного пунктом 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса (в части предоставления информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий администратора бюджетных средств руководителю администратора бюджетных средств, а о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств соответственно руководителю главного администратора бюджетных средств), определений бюджетной процедуры (в части того, что на значения показателей качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств может повлиять только выполнение бюджетных процедур главным администратором бюджетных средств, а на значение показателей качества финансового менеджмента администратора бюджетных средств может повлиять только выполнение бюджетных процедур администратором бюджетных средств), операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (в части того, что выполнение операции (действия) позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры, то есть, например, подготовить (подписать) документ соответственно главного администратора бюджетных средств или администратора бюджетных средств) отмечаем, что внутренний финансовый аудит в главном администраторе бюджетных средств осуществляется в отношении бюджетных процедур главного администратора бюджетных средств, а в администраторе бюджетных средств - в отношении бюджетных процедур администратора бюджетных средств.
Это означает, что проведение внутреннего финансового аудита главным администратором бюджетных средств в отношении бюджетных процедур администратора бюджетных средств (за исключением случаев передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса и пунктами 16-19 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н) будет противоречить бюджетному законодательству Российской Федерации.
Учитывая передачу полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности Централизованной бухгалтерии, отмечаем, что в соответствии с абзацем 8 пункта 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 195н, субъект внутреннего финансового аудита вправе запрашивать у Централизованной бухгалтерии необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, прочую информацию, в том числе для ведения реестра бюджетных рисков, а также планирования и проведения аудиторских мероприятий.
Кроме того, в случае передачи полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности Централизованной бухгалтерии (то есть, бухгалтерии Управления делами), субъект внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, по результатам проведения аудиторских мероприятий формирует заключение, содержащее информацию:
а) о надежности осуществляемого в главном администраторе бюджетных средств внутреннего финансового контроля за организацией (обеспечением выполнения) и выполнением следующих операций (действий) главного администратора бюджетных средств:
по составлению первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, и передаче первичных учетных документов Централизованной бухгалтерии;
по проведению инвентаризации в главном администраторе бюджетных средств, передавшем полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, перед составлением годовой бюджетной отчетности;
по передаче Централизованной бухгалтерии информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, включая обеспечение полноты и нейтральности данных пояснительной записки к бюджетной отчетности;
б) о наличии (отсутствии) признаков и (или) фактов, влияющих на достоверность бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, на основании проведенных аудиторских мероприятий в отношении:
первичных учетных документов главного администратора бюджетных средств;
процедур оформления, передачи в Централизованную бухгалтерию первичных учетных документов с целью подтверждения законности, полноты, правильности и своевременности их формирования и передачи;
информации и (или) документов (сведений), передаваемых Централизованной бухгалтерии для формирования пояснительной записки к бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.
Таким образом, по мнению Департамента, субъект внутреннего финансового аудита Контрольного управления администрации городского округа осуществляет внутренний финансовый аудит в отношении вышеуказанных действий (операций) по выполнению бюджетных процедур и не вправе проводить аудиторские мероприятия в отношении бюджетных процедур, выполняемых в Централизованной бухгалтерии.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Субъект внутреннего финансового аудита контрольного управления администрации городского округа не вправе проводить аудиторские мероприятия в отношении бюджетных процедур, выполняемых в централизованной бухгалтерии.
Письмо Минфина России от 25 декабря 2020 г. N 02-02-08/114094
Текст письма опубликован не был