Письмо Минфина России от 31 декабря 2020 г. N 02-09-09/116795
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу, касающемуся полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля, сообщает.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Федеральным законом N 59-ФЗ видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти, в связи с чем не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций органов государственного (муниципального) финансового контроля, сообщаем, что для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся, в том числе контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, а также контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Перечень объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля установлен статьей 266.1 БК РФ.
Таким образом, согласно указанным положениям БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль может осуществляться как в отношении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации (главного распорядителя (получателя) средств бюджета, предоставляющего субсидию), так и в отношении средств, предоставленных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации (получателей субсидий из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).
Кроме того, положениями статей 78-80 БК РФ регулируются особенности предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно которым предоставление указанных субсидий осуществляется в соответствии с порядками, установленными соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также соглашениями о предоставлении субсидий.
При этом указанные порядки и соглашения могут содержать положения об обязательной проверке органами государственного финансового контроля соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий.
В этой связи органу внутреннего государственного финансового контроля при организации контрольного мероприятия, в том числе в части определения объектов контроля, необходимо учитывать положения правовых актов, являющихся основанием для предоставления средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), в том числе в части соблюдения положений соглашений о предоставлении указанных средств.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Внутренний государственный финансовый контроль может осуществляться как в отношении средств бюджета (главного распорядителя (получателя) средств бюджета, предоставляющего субсидию), так и в отношении средств, предоставленных из бюджета (получателей целевых субсидий).
Органу контроля при организации контрольного мероприятия, в том числе в части определения объектов контроля, необходимо учитывать положения правовых актов, являющихся основанием для предоставления средств бюджетов (средств, предоставленных из бюджетов), в том числе в части соблюдения соглашений о предоставлении средств.
Письмо Минфина России от 31 декабря 2020 г. N 02-09-09/116795
Текст письма опубликован не был