Письмо Минфина России от 31 декабря 2020 г. N 02-06-10/117025
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу возможности унификации наименований объектов нефинансовых активов, принимаемых к бухгалтерскому учету, и сообщает следующее.
Организация ведения бухгалтерского учета осуществляется с учетом основных положений, предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ N "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Основным требованием, установленным законодательством Российской Федерации, является обязательное документарное подтверждение любой бухгалтерской записи (корреспонденции) об активах, обязательствах, финансовом результате, иных объектах бухгалтерского учета.
Согласно статье 9 Закона 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни, включая поступление по любым основаниям объектов имущества, подлежит оформлению первичными учетными документами (содержащими обязательные реквизиты), формы которых для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н, Методические указания).
В силу бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации принят приказ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Приказ N 157н, Инструкция), устанавливающий единый порядок применения организациями государственного сектора - субъектами учета (учреждениями) Единого плана счетов бухгалтерского учета, обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов.
Положения Инструкции, утвержденной Приказом N 157, применяются одновременно с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, и в части учета объектов нефинансовых активов - с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н (далее - Приказ N 257н), разработанных в целях обеспечения единства системы требований к ведению бухгалтерского учета объектов основных средств субъектами учета.
В случае обменных операций, в ходе которых субъект учета передает (получает) активы на условии получения (передачи) активов, сопоставимых по денежной величине (стоимости), преимущественно в форме денежных средств (их эквивалентов) и (или) иных материальных ценностей, работ, услуг, прав на пользование имуществом, результат от обменных операций (закупок) принимается к учету по наименованию предмета закупки (предмета договора о создании объекта).
Принятые к учету объекты нефинансовых активов отражаются в Инвентарной карточке учета объектов нефинансовых активов (ф. 0504031), установленной Приказом N 52н (с указанием амортизационной группы по Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ).
ОКОФ является нормативным документом в области стандартизации и применяется для обеспечения информационной поддержки, в том числе при переходе на классификацию основных фондов, принятую в международной практике. Указанный классификатор применяется для целей бюджетного (бухгалтерского) учета организациями бюджетной сферы в случаях, предусмотренных федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета. ОКОФ построен по принципу унификации наименований, объектов, включенных в укрупненные группировки.
Более детальная унификация наименований, по мнению Департамента, не представляется возможной, принимая во внимание, что производителями товаров и работ (оказания услуг) являются не только отечественные производители, но и зарубежные. Кроме того, производимые технические средства в настоящее время претерпевают ускоренный моральный износ, что стимулирует появление все большего числа объектов основных фондов с различными характеристиками (отражаемыми в наименованиях), востребованность в которых особенно возрастает в условиях цифровизации экономики и информационного взаимодействия различных информационных систем.
Таким образом, согласно российскому законодательству по бухгалтерскому учету объекты нефинансовых активов принимаются к учету по наименованиям, указанным в первичных учетных документах (в государственных (муниципальных) контрактах, документах, подтверждающих выполнение поставки (работ, услуг) - товарно-транспортных накладных и иных сопроводительных первичных документах, актах выполненных работ).
По мнению Департамента, решение поставленного в обращении вопроса не относится к порядку организации бухгалтерского учета, и должно быть рассмотрено в контексте определения (регламентации) единых правил применения классификаций производимых (ввозимых) товаров, видов продукции на стадии осуществления государственных (муниципальных) контрактов и использования указанных классификаций коммерческими организациями, представляющими реальный сектор экономики (поставщиками, исполнителями контрактов).
ВРИО директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
Е.В. Глимбовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Объекты нефинансовых активов принимаются к учету по наименованиям, указанным в первичных учетных документах (в государственных (муниципальных) контрактах, товарно-транспортных накладных и иных сопроводительных первичных документах, актах выполненных работ).
Письмо Минфина России от 31 декабря 2020 г. N 02-06-10/117025
Текст письма опубликован не был