Письмо Федеральной налоговой службы от 3 марта 2021 г. N КВ-4-14/2725@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу необходимости постановки на учет иностранной компании, сообщает следующее.
1. Из рассматриваемого обращения не представляется возможным определить поставщика услуг, их потребителя, а также какие именно услуги оказываются.
Вместе с тем, в случае, если иностранная организация оказывает российским лицам - поставщикам товаров услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров в сети "Интернет", то необходимо руководствоваться следующим.
Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранные организации - посредники, признаваемые налоговыми агентами в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 Кодекса, подлежат постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса.
При этом услугой в электронной форме в соответствии с пунктом 1 статьи 174.2 Кодекса, в том числе является услуга по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети "Интернет".
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации указанных услуг является территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Таким образом, иностранной организации необходимо встать на учёт в налоговом органе Российской Федерации в том случае, если указанные услуги по размещению в сети "Интернет" предложений о приобретении (реализации) товаров оказываются покупателям-российским лицам (в рассматриваемом случае российским поставщикам товаров). Обязанность по постановке иностранной организации на учет корреспондирует с соответствующей обязанностью иностранной организации по уплате НДС в отношении оказываемых услуг в электронной форме на территории Российской Федерации, предусмотренной положениями статьи 174.2 Кодекса
2. Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров определены Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
При это следует учитывать, что положения Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на иностранную организацию, предпринимателя, которые не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и не имеют представительства на территории Российской Федерации.
3. Правомерность проведения операций может быть оценена только в ходе мероприятий валютного контроля на основании изучения документов и информации, являющихся основанием и подтверждающих проведение такой операции.
Из обращения не ясно, в какой валюте предполагается осуществлять расчеты, является ли интернет-платформа, через которую будут осуществляться платежи, организацией финансового рынка или платежи будут осуществляться без открытия банковского счета с использованием электронного средства платежа, предоставленного иностранным поставщиком платежных услуг, будет ли товар пересекать границу Российской Федерации и относится ли сделка к внешнеэкономической.
Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.
Положениями статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) для резидентов установлена обязанность по репатриации валютной выручки при осуществлении внешнеторговой деятельности на свои счета в уполномоченных банках.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14 Закона N 173-ФЗ.
Вместе с тем с 01.07.2021 года вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2020 N 499-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 8 Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 499-ФЗ), которым устанавливается порядок осуществления резидентами операций с использованием электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг.
В том числе Законом N 499-ФЗ установлены ограничения на прием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности (за исключением платежных карт, предоставленных в соответствии с правилами иностранной платежной системы) и для операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности.
Одновременно сообщается, что контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений относится к компетенции таможенных органов.
|
В.Г. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС разъяснила:
- должна ли иностранная компания встать на учет в российском налоговом органе, если она оказывает российским поставщикам продукции услуги по размещению в Интернете предложений о приобретении (реализации) товаров;
- как быть с НДС в указанном случае;
- должна ли иностранная компания применять ККТ;
- как будут контролироваться расчеты.
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 марта 2021 г. N КВ-4-14/2725@
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 2 апреля 2021 г. N 12