Межгосударственный стандарт ГОСТ 34005-2016
"Автомобильные транспортные средства. Тахографы цифровые. Технические требования и методы испытаний"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 марта 2018 г. N 144-ст)
Motor vehicles. Digital tachographs. Technical requirements and test methos
МКС 43.040.10
Дата введения - 1 октября 2018 г.
Введен впервые
Приказом Росстандарта от 22 февраля 2022 г. N 87-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 июня 2022 г. введен в действие ГОСТ 34005-2022 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы цифровые. Технические требования и методы испытаний"
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ"), Некоммерческим партнерством по содействию безопасности автотранспортной деятельности "Тахографический Центр" (НП "ТахоЦентр")
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия |
GE |
Грузстандарт |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 марта 2018 г. N 144-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34005-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2018 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает технические требования к цифровым тахографам, которые являются компонентами автомобильных транспортных средств (далее - ТС), требования к их установке, эксплуатации и методы испытаний.
Настоящий стандарт не распространяется на тахографы, которые устанавливают на ТС, оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 14254 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 24796 Магнитофоны автомобильные. Общие технические условия
ГОСТ 28147 Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования
ГОСТ 28199 (МЭК 68-2-1-74) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание А: Холод
ГОСТ 28200-89 (МЭК 68-2-2-74) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание В: Сухое тепло
ГОСТ 28203 (МЭК 68-2-6-82) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Fc и руководство: Вибрация (синусоидальная)
ГОСТ 33991-2016 Электрооборудование автомобильных транспортных средств. Электромагнитная совместимость. Помехи в цепях. Требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 тахограф (контрольное устройство): Оборудование, являющееся компонентом ТС и обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости, маршруте движения ТС, режиме труда и отдыха водителей ТС, ее хранение и отображение.
3.2 активизация тахографа: Приведение тахографа в работоспособное состояние, в том числе функции защиты информации в тахографе, включающее внесение в блок памяти тахографа и в память СКЗИ тахографа, защищенную средствами криптографической защиты информации (далее - защищенная память тахографа), установочных данных, идентификационных данных ТС, квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи и иных данных, выполняемые с использованием карты мастерской.
3.3 СКЗИ тахографа: Программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающие:
- аутентификацию пользователей, имеющих права доступа к тахографу и его данным;
- регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти тахографа;
- хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;
- преобразование сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС) и/или GlobalPositioningSystem (глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки GPS) (далее - ГНСС) в данные о текущем времени и о координатах местоположения ТС (опционально - вектора скорости) в некорректируемом виде (применяется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза).
3.4
разностный ход часов: Разность ходов двух часов за один и тот же интервал времени. [ГОСТ 8.567-99, статья 3.4.3] |
3.5 установочные данные тахографа: Время в формате международной шкалы координированного времени (UTC), показание счетчика пробега, постоянная тахографа k, характеристический коэффициент ТС w, эффективная окружность шин ведущих колес l, типоразмер шин ведущих колес, регистрационный номер ТС (VRN) и идентификационный номер ТС (VIN).
3.6 характеристический коэффициент ТС w, имп./км: Количество импульсов, генерируемых датчиком движения, связанным с трансмиссией ТС (вторичный вал коробки передач или ось), в процессе пробега ТС расстояния в 1 км в стандартных условиях испытания.
3.7 эффективная окружность шин ведущих колес l: Среднее значение расстояний, пройденных ведущими колесами автомобиля за один их полный оборот.
3.8 бортовое устройство: Контрольное устройство (тахограф без датчика движения, антенны ГНСС и электропроводки), которое имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус.
3.9 датчик движения: Компонент ТС, формирующий последовательность электрических импульсов, частота которых определяется частотой вращения механических частей ТС, связанных с трансмиссией ТС (вторичный вал коробки передач или ось).
3.10 карта мастерской: Карта тахографа, предназначенная для аутентификации держателя карты, а также выполнения активизации тахографа.
3.11 карты тахографа: Защищенная от подделок полиграфическая продукция, содержащая защитные элементы, изготовленные с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты, предотвращающих их подделку, предназначенная для идентификации держателя карты и определения его прав доступа к информации, содержащейся в тахографе.
3.12 карта водителя: Карта тахографа, предназначенная для аутентификации водителя, а также хранения данных о его деятельности и параметрах движения ТС.
3.13 карта контролера: Карта тахографа, предназначенная для аутентификации контрольного органа, осуществления и фиксации выполненной проверки.
3.14 карта предприятия: Карта тахографа, предназначенная для аутентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией ТС, а также установки блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.
3.15 маршрут движения: Последовательность географических координат ТС с указанием даты и времени, зарегистрированных на основании данных ГНСС.
3.16 некорректируемая регистрация информации: Криптографическое преобразование информации для ее защиты от навязывания ложной информации, в том числе защиты от модифицирования, для обеспечения ее достоверности, а также обеспечения возможности выявления изменений, имитации, фальсификации или модифицирования информации.
3.17 постоянная тахографа k, имп./км: Количество импульсов от датчика движения, регистрируемых тахографом, как пробег транспортным средством расстояния в 1 км.
3.18 сервисный разъем: Разъем для выполнения сервисных функций, загрузки или выгрузки данных.
3.19
хэш-функция: Функция, отображающая строки бит в строки фиксированной длины и удовлетворяющая следующим свойствам: 1) по данному значению функции сложно вычислить исходные данные, отображаемые в это значение; 2) для заданных исходных данных сложно вычислить другие исходные данные, отображаемые в то же значение функции; 3) сложно вычислить какую-либо пару исходных данных, отображаемых в одно и то же значение. [2, статья 3.2] |
3.20 квалифицированная электронная подпись: Электронная подпись, которая:
1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4) создается с использованием средств электронной подписи;
5) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
6) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям.
3.21 квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (квалифицированный сертификат): Сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи.
3.22 геометрический фактор ухудшения точности по вектору положения: Отношение трехмерной погрешности определения местоопределения в точке нахождения навигационной аппаратуры потребителя к погрешности измерения псевдодальности.
4 Технические требования
4.1 Требования к изготовлению
Тахографы изготовляют в соответствии с конструкторской документацией предприятия-изготовителя, утвержденной в установленном им порядке (далее - КД).
4.2 Составные части тахографа
4.2.1 Составными частями тахографа являются:
- бортовое устройство;
- датчик движения;
- карты тахографа (далее - карты);
- электропроводка;
- антенна для приема сигналов ГНСС.
4.2.2 Бортовое устройство, защищенное от вскрытия опломбированным корпусом, содержит следующее: устройство обработки данных; программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации; СКЗИ тахографа; блок памяти бортового устройства; два устройства ввода карт; средство отображения информации; печатающее устройство; средства визуального и звукового предупреждения; разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных; разъемы для подключения бортового устройства к ТС; разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС; иные устройства, не нарушающие требования по функциональности и безопасности тахографа, необходимость наличия которых в составе бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографов.
4.3 Требования к функциям тахографа
4.3.1 Тахографы предназначены для регистрации скорости, маршрута движения ТС и контроля за соблюдением водителями ТС режимов движения, труда и отдыха.
4.3.2 Требования к выполняемым функциям тахографа
4.3.2.1 Тахограф в рабочем режиме:
- определяет во всем диапазоне допустимых скоростей ТС скорость движения и расстояние, пройденное ТС на основании данных, получаемых от ГНСС и (или) на основе импульсов, получаемых от датчика движения (применяется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза);
- осуществляет регистрацию в некорректируемом виде значения скорости движущегося ТС не реже одного раза в секунду;
- осуществляет регистрацию факта движения ТС;
- осуществляет регистрацию следующих видов деятельности водителей: "управление", "работа", "готовность", "перерыв/отдых";
- осуществляет расчет и регистрацию непрерывного времени управления и совокупного времени перерывов в работе водителя.
4.3.2.2 Тахограф при работе с картами обеспечивает:
- регистрацию фактов ввода и извлечения карт;
- определение типа карты и контроль срока ее действия;
- разграничение доступа к управлению функциями и данным тахографа в зависимости от типа вставленной в него карты;
- взаимную аутентификацию карты и СКЗИ тахографа;
- ввод и извлечение карты водителя только при остановке ТС и после записи данных о деятельности водителя из тахографа в память карты;
- запись в память карты информации в некорректируемом виде.
4.3.2.3 Тахограф обеспечивает вывод на дисплей:
- в цифровом виде в формате UTC календарной даты и значения времени;
- запроса о вводе данных, виде деятельности ("работа", "готовность", "перерыв/отдых") с указанием даты и времени в формате UTC начала и завершения;
- предупреждающей информации.
4.3.2.4 Тахограф при выборе режима обеспечивает выбор первым или вторым водителем вручную функций: "работа", "готовность" или "перерыв/отдых".
4.3.2.5 Тахограф при вводе данных обеспечивает регистрацию мест, в которых начинается и заканчивается ежедневный период работы.
4.3.2.6 Тахограф обеспечивает ручной ввод информации и ее регистрацию в некорректируемом виде.
4.3.2.7 Тахограф исключает возможность доступа к данным тахографа и данным карт водителей не аутентифицированных субъектов доступа.
4.3.2.8 Тахограф при регистрации событий обеспечивает в некорректируемом виде регистрацию информации:
- о каждом случае превышения установленной для ТС скорости движения;
- о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 100 мс, за исключением случаев отключения питания в режиме "корректировка установочных данных";
- о перерывах подачи импульсов о скорости движения, полученных от датчика движения;
- о попытках и случаях нарушения системы защиты.
4.3.2.9 Тахограф при подаче питания обеспечивает обнаружение неисправности с помощью встроенной системы самопроверки.
4.3.2.10 Тахограф при вводе карты контролера или предприятия обеспечивает выгрузку на внешние носители данных, содержащихся в памяти бортового устройства, защищенной памяти тахографа и карты водителя.
4.3.2.11 СКЗИ тахографа определяет полномочия по доступу к защищенной памяти тахографа в соответствии с вставленной в него картой (контролера, мастерской, предприятия).
4.3.2.12 Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 сут, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания, данных о вводе и извлечении карт водителя и случаях изменения деятельности водителей.
4.3.2.13 Тахограф обеспечивает хранение данных о вводе и извлечении карты контролера и карты мастерской.
4.3.2.14 Тахограф обеспечивает хранение данных о деятельности водителя.
4.3.2.15 Тахограф обеспечивает хранение данных о местах, в которых начинается и заканчивается ежедневный период работы.
4.3.2.16 Тахограф ежесуточно регистрирует данные о расстоянии, пройденном ТС за прошедшие сутки.
4.3.2.17 Тахограф обеспечивает хранение информации о скорости ТС, регистрируемой один раз в секунду за последние 24 ч, в течение которых ТС находилось в процессе движения.
4.3.2.18 Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных об обнаруженных событиях и неисправностях.
4.3.2.19 Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных о последних пяти корректировках установочных данных.
4.3.2.20 Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных о корректировке даты и времени.
4.3.2.21 Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных о последних 20 проведенных контрольных операциях.
4.3.2.22 Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных о последних 20 блокировках, установленных транспортным предприятием.
4.3.2.23 Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных о последней загрузке информации на внешний носитель в режиме "предприятие" или "корректировка установочных данных".
4.3.2.24 Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных о ситуациях "неприменимо" и "переезд на пароме/поезде".
4.3.2.25 Тахограф обеспечивает выгрузку хранящейся в памяти карты водителя, в защищенной памяти тахографа информации.
4.3.2.26 Тахограф выводит на дисплей и регистрирует информацию о том, что карта неисправна или недействительна.
4.3.2.27 Тахограф обеспечивает удаление из памяти карты при заполнении объема ее памяти записей самых ранних данных для записи на это место последних зарегистрированных данных.
4.3.2.28 Тахограф обеспечивает отображение на дисплее данных, выводимых из тахографа по соответствующей команде.
4.3.2.29 Тахограф по соответствующей команде обеспечивает распечатку затребованных данных.
4.3.2.30 Вывод распечатки завершается печатью на ней данных, обеспечивающих возможность проверки аутентичности информации, достоверности и некорректируемости данных распечатки.
4.3.2.31 Тахограф обеспечивает вывод на дисплей визуальных предупреждений, сопровождаемых звуковым сигналом в случае обнаружения любого события или неисправности.
4.3.2.32 Тахограф обеспечивает возможность корректировки установочных данных.
4.3.2.33 Тахограф переключается в режим работы в зависимости от типа вставленных карт.
4.3.2.34 Тахограф обеспечивает:
- измерение скорости в диапазоне от 0 до 220 км/ч;
- измерение пути в диапазоне от 0 до 999999,9 км.
4.4 Требования к защите информации в тахографе
4.4.1 Некорректируемость регистрируемой тахографом информации обеспечивается применением квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и разграничением доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.
4.4.2 Непрерывность регистрации тахографом информации о скорости движения обеспечивается регистрацией в некорректируемом виде перерывов в приеме импульсов (сигналов) от датчиков, определяющих движение ТС.
4.4.3 Реализация криптографических алгоритмов, необходимых для вычисления квалифицированной электронной подписи, проведения процедур аутентификации и обеспечения защиты информации, обрабатываемой и хранимой в тахографе и подлежащей защите в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, осуществляется сертифицированными в установленном порядке СКЗИ тахографа и картами, реализующими криптографические алгоритмы, соответствующие требованиям ГОСТ 28147.
4.4.4 Проверка карт тахографа и СКЗИ тахографа на соответствие требованиям по безопасности информации, при их штатном функционировании в составе тахографа (осуществляются в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза).
4.4.5 При выгрузке на внешние носители данных, содержащихся в памяти тахографа, в состав этих данных СКЗИ тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местонахождения ТС и заводской номер СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью (применяется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза).
4.4.6 Данные о формировании квалифицированной электронной подписи и значение хэш-функции регистрируются в защищенной памяти тахографа.
4.4.7 Доступ и получение данных из защищенной памяти тахографа осуществляется только после проведения взаимной аутентификации карты (контролера, мастерской, предприятия) и СКЗИ тахографа.
4.4.8 Данные о проведенной аутентификации карты регистрируются в защищенной памяти тахографа.
4.4.9 Полномочия по доступу к защищенной памяти тахографа определяет квалифицированный сертификат карты (контролера, мастерской, предприятия).
4.4.10 СКЗИ тахографа обеспечивает регистрацию информации в некорректируемом виде и хранение в защищенной памяти тахографа в некорректируемом виде данных в течение не менее 365 сут.
4.4.11 Конструкция тахографа должна обеспечивать возможность некорректируемой регистрации фактов несанкционированного вскрытия корпуса или отключения питания.
4.5 Требования к картам тахографа
4.5.1 Конструкция и физические характеристики карт:
1) типоразмер - ID-1 (CR-80) по [3];
2) материал изготовления - поликарбонат;
3) тип карты - контактная.
4.5.2 Карты являются защищенной от подделок полиграфической продукцией и содержат не менее двух защитных элементов, изготовленных с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих их подделку.
4.5.3 Текст карт печатается на фоне следующего цвета:
1) карта водителя: белый;
2) карта контролера: голубой;
3) карта мастерской: красный;
4) карта предприятия: желтый.
4.5.4 Структура данных в карте организована в виде иерархической файловой системы.
4.5.5 Интерфейс карты поддерживает режимы Т = 0 и Т = 1 по [4].
4.5.6 Карта функционирует при напряжении питания:
Vcc = (3 0,3) В; Vcc = (5 0,5) В по [4].
4.5.7 Карта имеет состоящий из четырех цифр PIN-код, используемый для идентификации ее пользователя.
4.5.8 Карта является программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством защиты информации и обеспечивает:
1) проведение взаимной аутентификации карты и СКЗИ тахографа;
2) целостность и аутентичность данных, передаваемых между картами и тахографом;
3) целостность и аутентичность данных, загружаемых с карты;
4) реализацию механизмов разграничения доступа к данным, размещаемым на картах;
5) хранение ключевой информации;
6) защиту данных, хранящихся в картах от изменений, имитации, фальсификации или модифицирования.
4.6 Требования к метрологическим характеристикам
4.6.1 Тахограф должен обеспечить номинальные значения регистрируемых параметров при:
а) температуре воздуха (25 10) °С;
б) относительной влажности от 45 % до 80 %;
в) атмосферном давлении от 84,0 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.).
4.6.2 В нормальных климатических условиях допускаемые погрешности тахографа, не установленного на ТС, определяемые с применением эталонного имитатора импульсов (сигналов) датчика движения, не должны превышать пределов, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения времени, с/сут |
2,0 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения скорости движения ТС, измеряемой по сигналу датчика движения в диапазоне 20-180 км/ч, не более |
1,0 |
Пределы допускаемой относительной погрешности измерения пути на расстоянии не менее 1000 м, % |
1,0 |
4.6.3 В условиях эксплуатации тахографа, установленного на ТС, предельные значения погрешности измерения пробега ТС увеличиваются до значения 4 %, а значение погрешности измерения скорости движения до 6 км/ч.
4.7 Требования по стойкости к внешним воздействиям
4.7.1 Требования к электропитанию
Номинальное напряжение тахографа составляет: 12 В или 24 В.
Тахограф должен быть работоспособным при:
- рабочих параметрах электропитания 13,5; 27,0 В;
- изменении напряжения электропитания в диапазоне от 90 % до 125 % номинального напряжения.
Тахограф не должен выходить из строя при подключении к источнику питания противоположной полярности.
4.7.2 Требования по электромагнитной совместимости
4.7.2.1 Тахограф должен быть устойчив к кондуктивным помехам по цепям питания в соответствии с ГОСТ 33991, указанным в таблице 2 при номинальном напряжении 12 В и указанным в таблице 3 при номинальном напряжении 24 В.
Таблица 2
Номер испытательного импульса |
Степень жесткости |
Допустимое функциональное состояние |
1а |
IV |
А |
2 |
IV |
А |
3а |
III |
А |
3b |
IV |
А |
4 |
III |
С |
5 |
III |
А |
Таблица 3
Номер испытательного импульса |
Степень жесткости |
Допустимое функциональное состояние |
1а |
II |
А |
2 |
IV |
А |
3а |
III |
А |
3b |
III |
А |
4 |
IV |
А |
5 |
II |
А |
4.7.2.2 Тахограф должен быть устойчив к помехам от электростатического разряда по [5] при степенях жесткости испытаний, указанных в таблице 4 (испытание при воздействии прямым контактным разрядом и при воздействии прямым воздушным разрядом).
Таблица 4
Степень жесткости |
Категория 1 |
Допустимое функциональное состояние |
L 2i |
4 кВ |
Состояние I |
L 1i |
2 кВ |
Состояние I |
4.7.2.3 Тахограф должен быть устойчив к помехам в контрольных и сигнальных бортовых цепях в соответствии с требованиями ГОСТ 33991, указанным в таблице 5, при номинальном напряжении питания 12 и 24 В.
Таблица 5
Номер испытательного импульса |
Степень жесткости |
Допустимое функциональное состояние |
1а |
III |
А |
2 |
III |
А |
3а |
III |
А |
3b |
III |
А |
4.7.2.4 Тахограф должен быть устойчив к воздействию электромагнитных помех по [6, разделы 6.7, 6.8, 6.9].
4.7.2.5 Тахограф не должен создавать недопустимых электромагнитных помех по [6, разделы 6.5, 6.6].
4.7.3 Тахограф должен быть работоспособным и не иметь повреждений и поломок после воздействия вибрационных и ударных нагрузок, указанных в таблице 6.
Таблица 6
Вид нагрузки |
Частота вибрации, Гц |
Максимальное ускорение (или замедление), м/с 2 |
Вибрационная |
50-250 |
50 |
Ударная |
- |
100 |
4.7.4 Требования к стойкости к климатическим воздействиям
Тахограф должен сохранять функции регистрации и хранения информации:
- в диапазоне температур от минус 40 °С до плюс 70 °С;
- при воздействии повышенной влажности при температуре 55 °С.
Средство отображения информации и печатающее устройство должны быть работоспособны в диапазоне температур от минус 20 °С до плюс 70 °С.
4.7.5 Степень защиты тахографа от проникновения внешних твердых предметов и воды должна соответствовать ГОСТ 14254 и указываться в технических условиях на модель тахографа.
4.8 Требования надежности
Показатели надежности тахографа и их количественные значения устанавливают в технических условиях на модель тахографа.
4.9 Требования унификации
4.9.1 Разработку и производство моделей тахографа, моделей карт тахографа и моделей СКЗИ тахографа осуществляют в соответствии с требованиями документов 1), действующих на территории государств - членов Таможенного союза.
------------------------------
1)На территории Российской Федерации действуют приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"; ГОСТ Р ИСО/МЭК 7810-2006 "Карты идентификационные. Физические характеристики"; Приказ ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. N 66 "Об утверждении положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (положение пкз-2005)"; ФЗ РФ "Об электронной подписи" N 63-ФЗ от 6 апреля 2011 г.; Конвенция о дорожном движении, подписанная в г. Вене 8 ноября 1968 г.; Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"; Приказ Минтранса России от 21.08.2013 N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами".
------------------------------
4.9.2 Для унификации и взаимозаменяемости тахографов следует использовать разъемы по [7] для подключения к бортовой сети ТС (см. рисунок 1) и для подключения сервисных устройств (см. рисунок 2). Распределение контактов типового соединителя, детали А и В выполняют в соответствии с рисунком 3 и таблицей 7. Распределение контактов дополнительного соединителя, деталей С и D, а также контакта В.8 выполняют в соответствии с рисунком 4, таблицей 7 и таблицей 8.
------------------------------
аВсе выводы.
bТребуемое место для корпуса розетки (место отключения и кабель не показаны).
сЛинейное увеличение от 0,12 на уровне плоскости координат С до 0,4 на верхней части вывода.
------------------------------
Рисунок 1 - Лист 1
------------------------------
аВсе выводы.
bТребуемое место для корпуса розетки (место отключения и кабель не показаны).
сЛинейное увеличение от 0,12 на уровне плоскости координат С до 0,4 на верхней части вывода.
------------------------------
Рисунок 1 - Лист 2
1-6 - порядковый номер контакта
Рисунок 2
Примечание - Детали соединителя D и С и контакт В.8 используются по усмотрению.
Рисунок 3
Таблица 7
N контакта соединителя |
Описание |
Подключение источника питания и шины CAN | |
А1 |
Постоянное питание + |
А2 |
Освещение |
A3 |
Зажигание |
А4 |
CAN1_H |
А5 |
Отрицательный полюс батареи |
А6 |
Заземление, GND |
А7 |
CAN1_GND |
А8 |
CAN1_L |
Подключение датчика скорости тахографа | |
В1 |
Положительное питание |
В2 |
Отрицательный полюс батареи |
В3 |
Сигнал скорости в режиме реального времени |
В4 |
Сигнал передачи данных |
В5 |
- |
В6 |
Импульсный выходной сигнал скорости |
В7 |
Импульсный выходной сигнал скорости |
В8 а |
Сигнал расстояния, 4 импульса/м |
а Относится к дополнительным приложениям. |
Рисунок 4
Таблица 8
N контакта соединителя |
Описание |
Подключение датчика числа оборотов двигателя, второй интерфейс CAN - по усмотрению a | |
С1 |
Положительное питание |
С2 |
Заземление |
С3 |
Сигнал вращения, входной |
С4 |
Сигнал вращения, входной |
С5 |
CAN2_H |
С6 |
CAN2_GND |
С7 |
CAN2_L |
С8 |
Дополнительное внутреннее сопротивление CAN2_H |
Дополнительные функции a | |
D1 |
Входной сигнал состояния 1 |
D2 |
Входной сигнал состояния 2 |
D3 |
- |
D4 |
Общий предупреждающий выходной сигнал тахографа |
D5 |
- |
D6 |
Импульсный выходной сигнал скорости для прибора |
D7 |
Вход/выход для цифровой связи |
D8 |
- |
а Рекомендуется для установки штыря соединителя при необходимости использования. |
4.9.3 Требования к пиктограммам установлены в приложении А.
4.9.4 Требования к выгрузке данных из тахографа установлены в приложении Б.
4.9.5 Требования к распечаткам данных из тахографа установлены в приложении В.
4.9.6 Требования к функциям тахографа при использовании данных ГНСС для определения реального времени, регистрации местоположения и скорости ТС установлены в приложении Г.
4.10 Требования к конструкции
4.10.1 Конструкция тахографа должна обеспечивать возможность его установки в монтажное пространство ТС по ГОСТ 24796.
4.10.2 Корпус тахографа должен обеспечивать возможность его опломбирования, исключающего возможность доступа к внутренним элементам тахографа без нарушения пломб.
4.10.3 СКЗИ тахографа размещают внутри опломбируемого корпуса тахографа.
4.10.4 На лицевой панели тахографа размещают:
- два устройства ввода карт (считывающие устройства);
- средство отображения информации (дисплей);
- печатающее устройство;
- средства визуального предупреждения;
- сервисный разъем;
- средства ввода информации (клавиатура).
4.10.5 Сервисный разъем должен иметь защиту от случайного механического повреждения и попадания посторонних предметов (пыли и грязи).
4.10.6 Конструкция тахографа должна обеспечить обнаружение фактов размыкания разъемов для подключения к тахографу электрического питания, датчика движения и антенны ГНСС (например, пломбирование, использование кожухов с возможностью пломбирования).
4.10.7 Тахограф во время движения ТС должен обеспечивать механическую блокировку карты тахографа после ее ввода в слот.
4.11 Дополнительные устройства
4.11.1 Тахографы могут иметь в своем составе дополнительные элементы конструкции и компоненты, разъемы для подсоединения внешних устройств, программные продукты, расширяющие его функциональные возможности, не влияющие на выполнение тахографом в полном объеме установленных функций, включая требования по регистрации, защиты целостности и достоверности информации.
4.11.2 Любое изменение конструкции или программного обеспечения тахографа требует прохождения дополнительных испытаний для подтверждения соответствия тахографа установленным требованиям.
5 Требования к установке
5.1 Общие требования к установке
5.1.1 Тахографы устанавливают на ТС в соответствии с технической документацией (далее - ТД) организации - изготовителя модели тахографа.
5.1.2 Тахографы устанавливают на ТС таким образом, чтобы водитель имел доступ к тахографу со своего рабочего места.
5.2 Требования по выполнению работ
5.2.1 При установке тахографа на ТС допущенной к выполнению работ мастерской осуществляется:
- активизация тахографа;
- калибровка тахографа;
- опломбирование тахографа.
5.2.2 Состав работ, выполняемых при активизации тахографа, должен соответствовать требованиям ТД организации - изготовителя модели тахографа, установленного на ТС, и организации - изготовителя СКЗИ тахографа.
5.2.3 После активизации тахографа осуществляют калибровку тахографа, при которой в память тахографа вводят характеристические параметры ТС, определяющие показания тахографа, идентификационный (VIN) и государственный регистрационный (VRN) номера ТС.
5.2.4 Состав работ, выполняемых при калибровке тахографа, должен соответствовать требованиям ТД организации - изготовителя модели тахографа, установленного на ТС, и организации - изготовителя СКЗИ тахографа.
5.2.5 По завершению калибровки тахограф должен обеспечивать вывод распечатки с указанием установленного перечня данных.
5.2.6 Установка тахографа завершается его опломбированием. Пломбы устанавливают в мастерской в соответствии с требованиями ТД организации - изготовителя модели тахографа.
6 Методы испытаний
6.1 Условия испытаний
Все испытания, если их условия не оговариваются отдельно, следует проводить при следующих условиях:
- температура окружающего воздуха (25 10) °С;
- относительная влажность воздуха не более 80 %;
- напряжение питания (12 0,5) В; (24 0,5) В.
6.2 Проверка требований к конструкции, составу и функциям
Контроль внешнего вида и состава тахографа проводят визуально, без разборки, осмотром на расстоянии 0,6-0,8 м без увеличительного прибора путем сравнения с контрольным образцом.
Измерение габаритных и присоединительных размеров проводят штангенциркулем на соответствие ГОСТ 24796.
Проверку функций, выполняемых тахографом, проводят на основании положений 4.3 и приложения Г.
6.3 Определение погрешности измерений
6.3.1 Тахограф при проведении измерений через разъем подключения бортового устройства к сети ТС подключают к стенду. На стенд подают питание (12 0,5) В или (24 0,5) В и подключают частотомер и устройство настройки, имитирующее импульсы от датчика движения. Частотомер должен обеспечить измерения частоты с точностью 0,1 Гц.
6.3.2 Определение погрешности измерения скорости по 4.6.2 проводят следующим образом:
- частотомер подключают к контакту 7 разъема В (выход импульса скорости тахографа);
- с помощью устройства настройки задают скорость движения в диапазоне от 20 до 180 км/ч (погрешности определяют при установленных значениях скорости 40, 80, 180 км/ч);
- частотомером измеряют частоту сигнала на контакте 7 разъема В. Погрешность измерения скорости , км/ч, вычисляют по формуле
,
(1)
где k - постоянная тахографа, имп./км;
f - частота, измеренная частотомером, имп./ч;
V д - данное значение сигнала скорости, км/ч.
6.3.3 Отклонение вычисленного значения от заданного не должно превышать 1 км/ч.
6.4 Определение точности хода часов
6.4.1 Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения времени по 4.6.2 следует определять измерительным (эталонным) прибором, имеющим допустимую абсолютную погрешность измерения не более 1 с/сут, как разность хода двух часов (тахографа и измерительного прибора) за один и тот же интервал времени. На протяжении всего процесса определения точности хода часов тахографа необходимо обеспечить невозможность осуществления тахографом автоматической корректировки показания часов.
Результаты определения точности хода часов тахографа считают удовлетворительными, если абсолютная погрешность измерения времени не превышает 2 с/сут.
6.4.2 Относительная погрешность измерения тахографом пройденного пути , %, должна быть не более 1 %. Относительную погрешность измерения тахографом пройденного пути вычисляют по формуле
,
(2)
где L тах - измеренный тахографом пройденный путь, м;
1000 - имитируемый эталонным прибором (программатором) пройденный путь, м.
6.5 Испытания тахографов на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости
6.5.1 Испытания тахографов на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости по 4.7.2.1, 4.7.2.3, 4.7.2.4, 4.7.2.5 проводят в соответствии с [6], по 4.7.2.2 проводят в соответствии с [5].
Допускается проводить испытание в соответствии с требованиями стандарта 1), действующего на территории государств - членов Таможенного союза.
------------------------------
1)На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230-2004 "Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия".
На территории Республики Беларусь действует ГОСТ 3940-2004 "Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия".
------------------------------
6.5.2 Испытания на устойчивость к кондуктивным помехам по цепям питания по 4.7.2.1 проводят в соответствии с ГОСТ 33991.
6.5.3 Испытания на устойчивость к помехам в контрольных и сигнальных бортовых цепях по 4.7.2.3 проводят в соответствии с ГОСТ 33991.
6.6 Испытание тахографов на воздействие вибрации
Испытание тахографов на воздействие вибрации по 4.7.3 проводят в соответствии с ГОСТ 28203. Допускается проводить испытание в соответствии с [8, пункт 4.1.2.8] и [9, тест Fh].
Закрепить тахограф в рабочем положении на вибростенде. Испытания проводят в течение 8 ч на каждую ось. Во время воздействия вибрации проводят проверку сохранения функций тахографа. Значения погрешности измерения не должны превышать указанные в ТД. После окончания испытания проводят внешний осмотр тахографов. Не должно быть повреждения деталей и узлов, а также самоотвертывания крепежных деталей.
6.7 Испытание тахографов на воздействие ударов
При испытаниях по 4.7.3 тахограф в рабочем положении закрепляют на столе ударного стенда. Испытание проводят при частоте 80-120 ударов/мин, ускорении 100 м/с 2 (10g), длительности ударов 5-10 мс, количестве ударов, равном 10000. Направление ударов вертикальное. Во время воздействия ударов проводят проверку сохранения функций тахографа. Значения погрешности измерения не должны превышать указанные в ТД. После окончания испытания проводят внешний осмотр тахографов. Не должно быть повреждения деталей и узлов, а также самоотвертывания крепежных деталей. Допускается проводить испытание в соответствии с [8, пункт 4.2.2.2] и [10].
6.8 Испытание тахографов на воздействие пониженной температуры
6.8.1 Испытание тахографов на воздействие пониженной температуры по 4.7.4 проводят в соответствии с ГОСТ 28199 (тест Ad). Допускается проводить испытание в соответствии с [11, пункт 5.1.1.2] и [12, тест Ad] .
6.8.2 Испытание проводят при нижнем значении температуры минус 20 °С. На каждом периоде цикла проводят проверку работоспособности тахографа по методике, описанной в ТД на модель тахографа. Методика должна содержать проверку работоспособности средства отображения информации и печатающего устройства.
6.8.3 Испытание проводят при нижнем значении температуры минус 40 °С. На каждом периоде цикла проводят проверку работоспособности тахографа по методике, описанной в ТД на модель тахографа. Методика должна содержать проверку функций тахографа по регистрации и хранению информации.
6.9 Испытание тахографов на воздействие повышенной температуры и влажности
Испытание тахографов на воздействие повышенной температуры по 4.7.4 проводят в соответствии с ГОСТ 28200 (тест Bd). Допускается проводить испытание в соответствии с [11, пункт 5.1.2.2] и [14, тест Bd].
Испытание проводят при верхнем значении температуры 70 °С. На каждом периоде цикла проводят проверку работоспособности тахографа по методике, описанной в ТД на изделие конкретного типа. Методика должна содержать проверку функций тахографа по регистрации и хранению информации, функционирования средства отображения информации и печатающего устройства.
Испытание тахографа на воздействие повышенной влажности проводят в соответствии с ГОСТ 28200 (тест Bd). Допускается проводить испытание в соответствии с [11, пункт 5.6.2.2] и [14, тест Db].
6.10 Испытание тахографов на соответствие защиты от проникновения внешних твердых предметов и воды
Испытание тахографов на соответствие защиты от проникновения внешних твердых предметов и воды по 4.7.5 проводят по ГОСТ 14254. Допускается проводить испытание в соответствии с [11, раздел 7], и [15].
Библиография
[1] |
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и Протокол о подписании. Заключено в г. Женева 01.07.1970 г. (в ред. поправки N 6 от 20.09.2010 г.) |
|
[2] |
ISO/IEC 14888-1-2008 |
Информационные технологии. Методы защиты. Цифровые подписи с приложением. Часть 1. Общие положения (Information technology - Security techniques - Digital signatures with appendix - Part 1: General) |
[3] |
ISO/IEC 7810:2003 |
Карточки идентификационные. Физические характеристики. (Identification cards - Physical characteristics) |
[4] |
ISO/IEC 7816-1:2011 |
Карточки идентификационные. Карточки на интегральных схемах. Часть 1. Контактные карточки. Физические характеристики (Identification cards - Integrated circuit cards - Part 1: Cards with contacts - Physical characteristics) |
|
ISO/IEC 7816-3:2006 |
Информационные технологии. Карточки на интегральных схемах. Часть 3. Контактные карточки. Электронный интерфейс и протоколы передачи (Identification cards - Integrated circuit cards - Part 3: Cards with contacts - Electrical interface and transmission protocols) |
|
ISO/IEC 7816-4:2013 |
Карточки идентификационные. Контактные карточки на интегральных схемах. Часть 4. Организация, защита и команды для обмена (Identification cards - Integrated circuit cards - Part 4: Organization, security and commands for interchange) |
|
ISO/IEC 7816-6:2004 |
Карточки идентификационные. Контактные карточки на интегральных схемах. Часть 6. Элементы межотраслевых данных для обмена информацией (Identification cards - Integrated circuit cards - Part 6: Interindustry data elements for interchange) |
|
ISO/IEC 7816-7:1999 |
Карточки идентификационные. Контактные карточки на интегральных схемах. Часть 7. Межотраслевые команды для языка запросов структурированных карточек (SCQL) (Identification cards - Integrated circuit(s) cards with contacts - Part 7: Interindustry commands for Structured Card Query Language (SCQL)) |
[5] |
ISO 10605:2008 |
Транспорт дорожный. Методы испытания на электропомехи от электростатических разрядов (Road vehicles. Test methods for electrical disturbances from electrostatic discharge) |
[6] |
Правила ЕЭК ООН N 10 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости |
[7] |
ISO 16844-1:2013 |
Транспорт дорожный. Тахографические системы. Часть 1. Электрические соединители (Road vehicles - Tachograph systems - Part 1: Electrical connectors) |
[8] |
ISO 16750-3:2012 |
Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 3. Механические нагрузки (Road vehicles - Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment - Part 3: Mechanical loads) |
[9] |
IEC 60068-2-64(2008) |
Испытания на воздействие внешних факторов. Часть 2-64. Испытания. Испытание Fh. Широкополосная случайная вибрация (цифровое управление) и руководство (Environmental testing - Part 2-64: Tests - Test Fh: Vibration, broadband random and guidance) |
[10] |
IEC 60068-2-27(2008) |
Испытания на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Часть 2-27. Испытания. Испытание Еа и руководство: Удар (Environmental testing - Part 2-27: Tests - Test Ea and guidance: Shock) |
[11] |
ISO 16750-4:2010 |
Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 4. Климатические нагрузки (Road vehicles - Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment - Part 4: Climatic loads) |
[12] |
IEC 60068-2-1(2007) |
Испытания на воздействия внешних факторов. Часть 2-1. Испытания. Испытания А: Холод (Environmental testing - Part 2-1: Tests - Test A: Cold) |
[13] |
IEC 60068-2-2(2007) |
Испытания на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание В: Сухое тепло (Environmental testing - Part 2-2: Tests - Test В: Dry heat) |
[14] |
IEC 60068-2-30(2005) |
Испытания на воздействия внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Db и руководство: Влажное тепло, циклическое (12+12 - часовой цикл) (Environmental testing - Part 2-30: Tests - Test Db: Damp heat, cyclic (12 h + 12 h cycle)) |
[15] |
ISO 20653-2013 |
Транспорт дорожный. Степени защиты (IP code). Защита электрооборудования от посторонних объектов, воды и доступа (Road vehicles - Degrees of protection (IP code) - Protection of electrical equipment against foreign objects, water and access) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 34005-2016 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы цифровые. Технические требования и методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 марта 2018 г. N 144-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2018 г.
Дата введения - 1 октября 2018 г.
Приказом Росстандарта от 22 февраля 2022 г. N 87-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 июня 2022 г. введен в действие ГОСТ 34005-2022
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2020 г., N 2