Safety in emergencies. Regulations for the organization of informing the population about emergency situations. General provisions
ОКС 13.200
Дата введения - 1 июня 2021 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2021 г. N 26-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентов исполнения государственной функции по информированию населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты (далее соответственно - регламенты, информирование населения).
1.2 Настоящий стандарт предназначен для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 55059 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 55201 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.03, ГОСТ Р 55059, ГОСТ Р 55201.
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ГУ МЧС России - Главное управление МЧС России;
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба;
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
СМИ - средства массовой информации;
ЧС - чрезвычайная ситуация.
4 Общие положения
4.1 Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции по осуществлению информирования населения.
4.2 Регламенты разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом положений федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность административных процедур, административных действий и (или) принятия решений и иных требований к порядку исполнения государственных функций.
4.3 При разработке регламентов орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации и орган местного самоуправления предусматривают оптимизацию (повышение качества) исполнения государственной функции, в том числе:
а) упорядочение административных процедур и административных действий;
б) устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
в) сокращение срока исполнения государственной функции, а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках исполнения государственной функции. Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий подготовку регламента, может установить в регламенте сокращенные сроки исполнения государственной функции, а также сроки исполнения административных процедур в рамках исполнения государственной функции по отношению к соответствующим срокам, установленным в законодательстве Российской Федерации;
г) указание об ответственности должностных лиц за соблюдение ими требований регламентов при выполнении административных процедур или административных действий.
4.4 Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также орган местного самоуправления одновременно с утверждением регламента вносят изменения в соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие исключение положений, регламентирующих исполнение государственной функции, либо, если положения нормативных правовых актов включены в административный регламент, отменяет их.
4.5 Исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления государственной функции по осуществлению информирования населения, осуществляется в порядке, установленном соответствующим регламентом.
4.6 Внесение изменений в регламенты осуществляется в случае изменения законодательства Российской Федерации, регулирующего исполнение государственной функции, изменения структуры органов исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции, а также по предложениям органов исполнительной власти, основанным на результатах анализа практики применения регламентов.
5 Требования к регламентам
5.1 Наименование регламента определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, с учетом формулировки, соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена такая государственная функция.
5.2 В регламент включаются следующие разделы:
а) общие положения;
б) порядок исполнения государственной функции;
в) административные процедуры;
г) контроль исполнения государственной функции;
д) социальная защита пострадавших;
е) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц;
ж) ответственность должностных лиц.
Примеры типовых регламентов для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления представлены в приложениях А и Б соответственно.
5.3 В разделе "Общие положения" определены последовательность действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации информирования населения о ЧС.
5.4 Раздел, касающийся порядка исполнения государственной функции, состоит из следующих подразделов:
а) наименование федерального органа исполнительной власти, непосредственно исполняющего государственную функцию;
б) сроки исполнения государственной функции.
В подразделе, касающемся сроков исполнения государственной функции, указываются допустимые сроки:
а) исполнения государственной функции;
б) прохождения отдельных административных процедур, необходимых для исполнения государственной функции;
в) приостановления исполнения государственной функции в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации.
5.5 Раздел, раскрывающий административные процедуры, содержит следующие обязательные элементы:
а) юридические факты, являющиеся основанием для начала административного действия;
б) сведения о должностных лицах, ответственных за организацию и выполнение административных действий. Если нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие исполнение государственной функции, содержат указание на конкретную должность, она указывается в тексте регламента.
5.6 В раздел "Контроль исполнения государственной функции" включены подразделы:
а) порядок осуществления оперативного контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием решений ответственными лицами;
б) порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции.
5.7 Раздел "Социальная защита пострадавших" определяет группы населения, которым, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрены выплаты и определен порядок восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
5.8 Раздел, раскрывающий порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц, содержит нормативную правовую информацию для граждан, желающих оспорить то или иное действие (бездействие) должностных лиц, исполняющих государственную функцию в области информирования населения о ЧС.
5.9 Раздел, раскрывающий ответственность должностных лиц, содержит информацию о мерах, применяемых к должностным лицам за несоблюдение ими требований регламентов при выполнении административных процедур или административных действий.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" |
[2] |
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" |
[3] |
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.02-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Регламенты по организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Общие положения" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2021 г. N 26-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2021 г.
Дата введения - 1 июня 2021 г.