Распоряжение Правительства РФ от 18 марта 2021 г. N 656-р
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст. 2088).
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 марта 2021 г. N 656-р
Изменения,
которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р
1. В пункте 1:
а) в абзаце втором слова "до 2020" заменить словами "до 2025";
б) в абзаце третьем слова "на 2017-2020" заменить словами "на 2021 - 2025", слова "до 2020" заменить словами "до 2025".
2. В Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной указанным распоряжением:
а) в наименовании слова "до 2020" заменить словами "до 2025";
б) в разделе I:
в абзаце первом слова "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Национальная стратегия)" заменить словами "Десятилетия детства, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"В соответствии с Конституцией Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.";
в абзаце втором слова "до 2020" заменить словами "до 2025";
абзац четвертый дополнить словами ", а также Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, ориентированной на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка";
в) раздел II изложить в следующей редакции:
"II. Состояние системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Криминогенная ситуация обусловливает необходимость интенсивного развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ее совершенствования с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства.
Численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, по состоянию на 1 января 2020 г. составила 30370 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2016 г. -29014 тыс. человек).
Участниками преступлений в 2019 году стали 37,9 тыс. несовершеннолетних (в 2016 году - 48,6 тыс. человек, в 2017 году - 42,5 тыс. человек, в 2018 году - 40,8 тыс. человек), в том числе 28,5 тыс. несовершеннолетних, являвшихся учащимися, студентами (в 2016 году - 35 тыс. человек, в 2017 году - 31,5 тыс. человек, в 2018 году -30,6 тыс. человек). Несовершеннолетними и при их соучастии в 2019 году совершено 41,5 тыс. преступлений (в 2016 году - 53,7 тыс. преступлений, в 2017 году - 45,3 тыс. преступлений, в 2018 году - 43,5 тыс. преступлений). В конце 2019 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - подразделения по делам несовершеннолетних) состояли 126,8 тыс. несовершеннолетних (в 2016 году - 142,8 тыс. человек, в 2017 году - 140,2 тыс. человек, в 2018 году -131 тыс. человек).
Снизилась численность несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (в 2016 году - 6,7 тыс. человек, в 2017 году - 5,4 тыс. человек, в 2018 году - 4,8 тыс. человек, в 2019 году - 4,4 тыс. человек), а также численность несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (в 2016 году - 0,5 тыс. человек, в 2017 году - 0,3 тыс. человек, в 2018 году - 0,2 тыс. человек, в 2019 году - 0,1 тыс. человек).
Не теряет актуальности проблема повторной преступности несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
В 2019 году 2,8 тыс. человек (17,9 процента) из числа несовершеннолетних, состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, ранее привлекались к уголовной ответственности (в 2016 году - 3,1 тыс. человек (15,5 процента), в 2017 году -2,9 тыс. человек (16,2 процента), в 2018 году - 2,8 тыс. человек (16,6 процента), 3,9 тыс. человек (25 процентов) осуждены за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления (в 2016 году - 5,5 тыс. человек (27,7 процента), в 2017 году - 4,7 тыс. человек (26,2 процента), в 2018 году - 4,2 тыс. человек (24,9 процента).
На протяжении ряда лет сохраняется криминальная активность подростков младших возрастных групп.
Так, в 2019 году на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних было поставлено 18,8 тыс. несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности вследствие недостижения возраста привлечения к уголовной ответственности. По сравнению с показателем 2016 года их количество снизилось на 34,3 процента (28,6 тыс. человек).
Особого внимания требуют такие антиобщественные действия, как запугивание, травля (буллинг) ребенка со стороны одноклассников, распространение лживой, порочащей ребенка информации в социальных сетях, которые нередко воспринимаются как норма не только детьми, совершающими противоправные поступки, но и жертвами такого поведения.
Имеют место случаи размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков, что значительно усугубляет психологические травмы жертв. Кроме того, сам факт распространения в информационно-телекоммуникационных сетях подобных видеоматериалов способствует культивированию насилия среди несовершеннолетних и провоцирует их на подобные съемки.
Особенно остро в условиях психологического и социального неблагополучия несовершеннолетних воспринимаются проблемы в сфере их обеспечения психологической и социальной помощью.
В 2019/20 учебном году педагоги-психологи имелись в штате 65,6 процента общеобразовательных организаций (в 2016/17 учебном году - 55,1 процента, в 2017/18 учебном году - 58 процентов, в 2018/19 учебном году - 61,8 процента общеобразовательных организаций).
Несмотря на увеличение за последние 3 года на 12,3 процента численности педагогов-психологов в общеобразовательных организациях, в 2019/20 учебном году на каждого из специалистов приходилось примерно 619 обучающихся (в 2016/17 учебном году - 648 обучающихся, в 2017/18 учебном году - 646 обучающихся, в 2018/19 учебном году - 631 обучающийся).
Возросла нагрузка на социальных педагогов в общеобразовательных организациях - в 2016/17 учебном году на каждого из специалистов приходилось примерно 849 обучающихся, в 2017/18 учебном году - 873 обучающихся, в 2018/19 учебном году - 883 обучающихся, в 2019/20 учебном году - 892 обучающихся.
Сохраняет свою актуальность проблема развития в каждом субъекте Российской Федерации необходимой инфраструктуры для обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации и коррекции девиантного поведения.
В 2019 году помощь несовершеннолетним с девиантным поведением оказывалась центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в 83 субъектах Российской Федерации. В 2015 году этот вид помощи предоставлялся указанными центрами в 65 субъектах Российской Федерации.
Недостаточно используются ресурсы специальных учреждений регионального подчинения в реабилитации и ресоциализации детей и подростков с девиантным поведением.
По состоянию на 1 января 2020 г. в 44 регионах функционировали 60 образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа) (далее - специальные учреждения) (по состоянию на 1 января 2016 г. - 68 специальных учреждений в 48 субъектах Российской Федерации).
В 2020 году в 18 воспитательных колониях содержалось 0,8 тыс. человек, осужденных к лишению свободы (в 2016 году - 1,7 тыс. человек в 23 воспитательных колониях).
Положительная динамика в сфере профилактики подростковой преступности, при которой наблюдается снижение количества преступлений среди несовершеннолетних, численности детей, совершивших преступления, а также иных показателей свидетельствует об эффективности проводимых различными органами и организациями профилактических мероприятий при реализации Концепции.
Вместе с тем требуется совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе правовоспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указанные меры должны быть направлены на раннее предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, а также должны осуществляться в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.";
г) абзац первый раздела III изложить в следующей редакции:
"Целью Концепции являются создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни, воспитание личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к закону и правопорядку.";
д) в разделе V:
абзац восьмой после слов "среднего общего образования" дополнить словами ", среднего профессионального образования";
абзац двенадцатый признать утратившим силу;
абзацы двадцать четвертый - двадцать шестой изложить в следующей редакции:
"Меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних предполагают:
реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних (алкоголизм, табакокурение, потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, токсикомания, сниффинг, суицидальное поведение, интернет-зависимость, агрессивное и опасное для жизни и здоровья поведение);
распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), способствующих формированию ответственного отношения к своему здоровью, снижению факторов риска зависимого поведения;";
после абзаца двадцать шестого дополнить абзацами следующего содержания:
"создание условий для формирования здорового образа жизни (занятия спортом, туризмом), включение несовершеннолетних в досуговую, развивающую деятельность;
организацию правового просвещения;
проведение комплекса мероприятий по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, навыков в реализации прав и свобод;
вовлечение несовершеннолетних в добровольческую деятельность, социальные и экологические проекты;
проведение профилактики правонарушений несовершеннолетних в период каникул с привлечением организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей;
развитие системы профессиональной ориентации несовершеннолетних, разработку и внедрение эффективных механизмов временного трудоустройства несовершеннолетних от 14 до 18 лет.";
е) в разделе VI:
в абзаце втором слова "к 2020" заменить словами "к 2025";
дополнить абзацами следующего содержания:
"увеличение количества несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, получивших социально-психологическую и иную помощь, по отношению к общей численности несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в ней, до 90 процентов в 2025 году;
снижение доли несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, в общей численности несовершеннолетних участников преступлений;
снижение доли несовершеннолетних, совершивших преступления, административные правонарушения и иные антиобщественные действия, в период проведения с ними различными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы, в общей численности лиц этой возрастной категории, с которыми проводилась индивидуальная профилактическая работа.";
ж) абзац первый раздела VII изложить в следующей редакции:
"Ответственными за реализацию Концепции являются Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.".
3. План мероприятий - на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденный указанным распоряжением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 марта 2017 г. N 520-р
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 18 марта 2021 г. N 656-р)
План
мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года
".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
До 2025 г. продлена реализация Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Уточнены основные мероприятия.
Планируется в т. ч. увеличить количество несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, получивших социально-психологическую и иную помощь, по отношению к общей численности несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в ней.
Составлен план мероприятий по реализации концепции на 2021-2025 гг.
Распоряжение Правительства РФ от 18 марта 2021 г. N 656-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 марта 2021 г. N 0001202103200021, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 12 ст. 2102