Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.8.11-2021
"Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Общие положения"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 февраля 2021 г. N 44-ст)
Safety in emergencies. Rescue operations during the liquidation of the consequences of traffic accidents. General provisions
ОКС 13.200
Дата введения - 1 июня 2021 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 февраля 2021 г. N 44-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие положения организации и технологии проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также аварийно-спасательными формированиями (службами).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.07 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров
ГОСТ Р 22.7.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.03, ГОСТ Р 22.0.05, ГОСТ Р 22.0.07, ГОСТ Р 22.7.01.
4 Требования к организации проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
Готовность пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб) к действиям по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП) обеспечивается комплексом мероприятий организационного, методического, технического и другого характера, направленным на повышение эффективности проведения аварийно-спасательных работ (АСР) при ликвидации последствий ДТП, в который входят:
участие в межведомственном взаимодействии с органами управления и силами, участвующими в ликвидации последствий ДТП;
аттестация пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб) на право ведения АСР;
поддержание сил и средств в режиме постоянной готовности для проведения АСР при ликвидации последствий ДТП.
4.1 Взаимодействие с органами управления и силами, участвующими в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
4.1.1 Взаимодействие осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Взаимодействие организуется с целью повышения оперативности и эффективности реагирования на ДТП между привлекаемыми к их ликвидации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также между аварийно-спасательными формированиями (службами).
4.1.2 Основные задачи взаимодействия:
- незамедлительное взаимное оповещение и информирование о произошедших ДТП;
- своевременное реагирование должностных лиц субъектов взаимодействия и (или) взаимодействующих подразделений (служб, формирований) на ДТП;
- оказание квалифицированной помощи пострадавшим в возможно короткие сроки;
- ликвидация последствий ДТП;
- предотвращение распространения вторичных поражающих факторов, возникающих при ДТП;
- создание условий для восстановления в возможно короткие сроки нормального функционирования участка дороги, железнодорожного переезда, дорожных сооружений, а также прилегающей территории и расположенных на этой территории объектов.
4.1.2.1 Оповещение всех субъектов взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП, осуществляется незамедлительно, независимо от ведомственной принадлежности о ДТП:
- с пострадавшими (погибшими и ранеными);
- с угрозой или фактом возникновения чрезвычайной ситуации, пожаров, взрывов;
- с участием общественного пассажирского автотранспорта;
- с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
- на железнодорожных переездах, мостах, водных переправах, в тоннелях и т.п.
4.2 Аттестация пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб) на право ведения аварийно-спасательных работ
4.2.1 Аттестация пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб) на право ведения АСР осуществляется в соответствии с [1], [2].
4.2.2 Обязательные требования, предъявляемые при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), определяются в соответствии с [2], а методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей на право ведения определенных видов АСР - уполномоченными аттестационными органами.
Форма и описание бланка свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, форма и описание бланка удостоверения личности спасателя и жетона спасателя, а также положение о книжке спасателя утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4.2.3 Пожарно-спасательное подразделение (аварийно-спасательное формирование (служба)) после получения свидетельства на право проведения АСР как на отдельный вид поисково-спасательных работ получает право на проведение АСР при ликвидации последствий ДТП.
4.3 Поддержание повседневной готовности к действиям по предназначению
4.3.1 Повседневное поддержание готовности пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб) к действиям по ликвидации последствий ДТП обеспечивается путем своевременного исполнения следующих мероприятий:
- оснащение пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб) техникой, огнетушащими средствами, аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;
- своевременной разработкой и корректировкой положения о взаимодействии органов управления подразделениями и силами, участвующими в ликвидации последствий ДТП на территории субъекта Российской Федерации;
- организацией и поддержанием устойчивой связи и взаимодействия между пожарно-спасательными подразделениями, аварийно-спасательными формированиями (службами) и другими субъектами взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП;
- поддержанием высокой профессиональной готовности пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб);
- проведением учений (тренировок) по проведению АСР при ликвидации последствий ДТП с привлечением всех необходимых субъектов взаимодействия.
5 Требования к проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
5.1 Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия
5.1.1 Общее руководство действиями участников ликвидации последствий на месте ДТП осуществляется старшим должностным лицом органов внутренних дел. При первоочередном прибытии на место ДТП должностных лиц других субъектов взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП, общее руководство действиями по спасению пострадавших и ликвидации последствий ДТП до прибытия руководящего представителя органов внутренних дел принимает на себя должностное лицо субъекта взаимодействия, первым прибывшее на место ДТП.
Должностное лицо, осуществляющее руководство АСР по ликвидации последствий ДТП, обязано:
- оценить обстановку на месте ДТП, передать необходимую информацию в дежурные службы субъектов взаимодействия о факте, месте и характере происшествия, наличии пострадавших, угрозе жизни и здоровью участников ДТП, наличии вторичных поражающих факторов на месте (зоне, участке, районе) ДТП, задействованных силах и средствах;
- немедленно организовать мероприятия по спасению людей, оказание им первой помощи и эвакуацию пострадавших в лечебные учреждения;
- организовать при необходимости АСР, обеспечить безопасные условия их проведения.
5.1.2 Состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП, а также необходимость их наращивания определяются руководителем ликвидации последствий ДТП в зависимости от характера и масштаба последствий ДТП.
5.1.3 Решение руководителя ликвидации последствий ДТП является обязательным для всех граждан, находящихся на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ликвидации последствий ДТП.
5.1.4 В случае ликвидации последствий ДТП с тяжелыми последствиями, при значительных масштабах воздействия вторичных поражающих факторов на месте ДТП (разливе аварийно химически опасных веществ, выбросах радиоактивных, отравляющих веществ и т.п.), руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации последствий ДТП, и их взаимодействием, осуществляет руководитель ликвидации последствий ДТП в рамках функционирования комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, возглавляемые высшими должностными лицами органов власти соответствующего уровня или организациями в зависимости от масштаба ДТП.
5.1.5 При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на место ДТП должностное лицо территориального (местного) пожарно-спасательного гарнизона, указания которого по ликвидации пожара согласуются с руководителем ликвидации последствий ДТП и обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений (служб, формирований), привлекаемых к ликвидации последствий ДТП.
5.2 Организация и проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия
5.2.1 Порядок организации и проведения АСР при ликвидации последствий ДТП:
- первоочередность выполнения АСР по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП для участников ликвидации последствий ДТП и пострадавших, а также исключение действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов;
- приоритетность АСР по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами;
- обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном транспортном средстве для оказания ему первой или медицинской помощи;
- максимальная разборка поврежденного транспортного средства вокруг пострадавшего перед его извлечением из транспортного средства;
- первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего, сотрудником субъекта взаимодействия, имеющим право оказывать медицинскую помощь, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.2.2 Немедленное извлечение пострадавшего из транспортного средства производится в следующих случаях:
- при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей;
- при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном транспортном средстве.
5.2.3 Оказание первой помощи осуществляется в соответствии с [3].
5.2.4 При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.
5.2.5 При проведении аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками ликвидации последствий ДТП должны соблюдаться правила и инструкции по охране труда.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "151-ФЗ"
[2] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" |
[3] |
Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.8.11-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Общие положения" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 февраля 2021 г. N 44-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2021 г.
Дата введения - 1 июня 2021 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2022 г., N 1
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 1, введенное в действие приказом Росстандарта от 30 марта 2023 г. N 174-ст
Изменения вступают в силу с 1 августа 2023 г.