Safety in emergency. Emergency risk management. Reserves of financial resources of organizations for elimination of emergency situations. Order of creation
ОКС 13.200
Дата введения - 1 июня 2021 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2020 г. N 1409-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает порядок создания в организациях резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС).
1.2 Настоящий стандарт предназначен для применения организациями, независимо от организационно-правовой формы, которые владеют объектами капитального строительства и (или) линейными объектами (далее - объекты) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве административного управления, либо на ином законном основании, и для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации создаются резервы финансовых ресурсов для ликвидации ЧС (далее - резерв финансовых ресурсов).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.10.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения
ГОСТ Р 55201 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.10.01, ГОСТ Р 55201, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
линейные объекты: Линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. |
3.2
объект капитального строительства: Здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). |
3.3
чрезвычайная ситуация, ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. |
4 Общие положения
4.1 Создание резервов финансовых ресурсов является одной из обязанностей организаций в соответствии с [2].
4.2 Организация может предусматривать компенсацию затрат на ликвидацию ЧС за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах организации.
Рекомендуется выделять собственные денежные средства на отдельном расчетном счету организации в объеме не менее 10 % от размера резерва финансовых ресурсов, определенных с применением настоящего стандарта.
Максимальное значение размера резерва финансовых ресурсов не ограничивается.
4.3 Кроме выделения на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств (не менее 10 % от размера резерва финансовых ресурсов, определенных с применением настоящего стандарта) резерв финансовых ресурсов может создаваться следующими способами (или их комбинацией):
- оформлением банковской гарантии;
- оформлением кредитного соглашения;
- открытием депозитного вклада;
- размещением денежных средств на расчетном счете;
- заключением договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
- иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Руководитель организации ежегодно самостоятельно определяет способ создания финансового резерва и устанавливает его уточненный объем.
4.4 Объектами, для которых выполняется расчет размера финансового резерва, являются:
- гидротехнические сооружения (ГТС);
- опасные производственные объекты (ОПО);
- особо опасные, технически сложные объекты;
- уникальные объекты.
4.5 Для иных объектов, не указанных в п. 4.4, резерв финансовых ресурсов целесообразно устанавливать в размере 100 000 рублей.
4.6 В настоящем стандарте все численные финансовые показатели представлены по состоянию на 2020 год и подлежат ежегодной корректировке с учетом инфляции с применением индекса-дефлятора "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования".
5 Порядок определения размера резервов финансовых ресурсов
5.1 Резервы финансовых ресурсов формируются в размере максимально возможных затрат организации, необходимых для ликвидации вероятных последствий аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных или иных бедствий, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
5.2 Рекомендуемый образец формы представления расчета размера резерва финансовых ресурсов представлен в приложении А.
5.3 Ликвидация ЧС связана с выполнением основных видов работ, указанных в таблице 1.
Таблица 1 - Виды работ по ликвидации ЧС
N п/п |
Виды работ |
Перечень аварийно-спасательных работ | |
1 |
Ввод (вывод) сил и средств в зону (из зоны) ЧС |
2 |
Поиск пострадавших в зоне ЧС |
3 |
Деблокирование, извлечение и спасение пострадавших из аварийной среды |
4 |
Первая помощь до оказания медицинской помощи |
5 |
Локализация и ликвидация поражающих факторов источников ЧС |
6 |
Эвакуация населения из зоны ЧС и его возвращение в места постоянного проживания |
Перечень неотложных аварийно-восстановительных работ | |
7 |
Устройство, разборка и демонтаж временных сооружений - дамб, плотин и каналов отвода водных, селевых, оползневых и других масс для защиты объектов, территорий и водозаборов, а также переправ и проходов для экстренной эвакуации |
8 |
Восстановление по временной схеме объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры (при условии, что проводятся минимально необходимые работы, в результате которых объекты восстанавливают утраченную способность к функционированию, что указанные работы осуществляются до отмены режима ЧС и не потребуется изменение технических характеристик конструктивных элементов объектов после отмены режима чрезвычайной ситуации) |
9 |
Подготовка объектов жилищного фонда и социально значимых объектов образования, здравоохранения и социальной поддержки населения к восстановительным работам (откачка воды, просушка помещений первых надземных, цокольных и подвальных этажей, обрушение и временное укрепление аварийных конструкций зданий и сооружений, вывоз мусора) |
10 |
Восстановительные работы на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения (за исключением работ, связанных с внутренней отделкой помещений) |
11 |
Санитарная очистка (обработка) и обеззараживание территории населенных пунктов, находящихся в зоне ЧС |
Резерв финансовых ресурсов целесообразно использовать для покрытия затрат, возникающих в связи с выполнением основных видов работ по ликвидации ЧС.
Перечень затрат, возникающих при проведении работ по ликвидации ЧС, представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Виды затрат на работы по ликвидации ЧС
N п/п |
Виды затрат |
1 |
Стоимость электрической (и иной) энергии, израсходованной при локализации и ликвидации аварии |
2 |
Стоимость материалов, израсходованных при локализации и ликвидации аварии (включая горюче-смазочные материалы, медицинские средства, специальное оборудование и т.п.) |
3 |
Затраты на закупку, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии |
4 |
Непредусмотренные выплаты заработной платы (премии) персоналу при локализации и ликвидации аварии |
5 |
Затраты на развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для пострадавших граждан, а также персонала, участвующего в локализации и ликвидации аварии |
6 |
Расходы, связанные с привлечением в установленном порядке сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также организаций для проведения экстренных мероприятий по ликвидации ЧС |
7 |
Оплата труда членов комиссии по расследованию аварии (в том числе командировочные расходы) |
8 |
Затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением технических причин аварии |
9 |
Стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования технических причин аварии, и оценку (в том числе экономическую) последствий аварии |
10 |
Иные затраты, необходимые в связи с проведением мероприятий по ликвидации аварий и ЧС |
5.4 Размер резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС Р ф.р вычисляют по формуле
,
(1)
где - стоимость условной единицы работ по жизнеобеспечению населения, руб./чел.;
- стоимость условной единицы работ по обеззараживанию территории (стоимость работ по дезактивации территории при авариях на объектах использования атомной энергии определяется методом параметрической оценки стоимости работ), руб./м 3;
- стоимость условной единицы работ по разбору завалов, руб./м 3;
- количество пострадавших при реализации наиболее опасного сценария, чел.;
- объем загрязняющих веществ, участвующий в реализации наиболее опасного сценария (принимается равным 0, если загрязняющих веществ нет; вода не является загрязняющим веществом), м 3;
- коэффициент зависимости стоимости ликвидации ЧС от площади, высоты и типа зданий и сооружений, входящих в состав объекта;
- коэффициент зависимости стоимости ликвидации ЧС от класса опасности объекта.
Отсутствующие составляющие затрат приравниваются к нулю.
5.4.1 Стоимости условной единицы работ принимаются следующими:
- 12 000, 00 руб. на 1 чел. - работы по жизнеобеспечению населения;
- 541,88 руб. на 1 м 3 загрязнителя - работы по обеззараживанию территории;
- 435,52 руб. на 1 м 3 завалов - работы по разбору завалов.
5.4.2 Для определения количества пострадавших , а также объема загрязняющих веществ используются документы, обосновывающие безопасность объекта, содержащие значения количества пострадавших и объемов загрязняющих веществ, участвующих в реализации наиболее опасного сценария развития последовательности событий (приложение Б). В случае если в документе, обосновывающем безопасность объекта, указана масса загрязняющих веществ, необходимо перевести ее в м 3 с учетом плотности.
5.4.3 Коэффициент зависимости стоимости ликвидации ЧС от площади, высоты и типа зданий и сооружений, входящих в состав объекта , определяется по формуле
,
(2)
где - площадь основания i-го здания, м 2;
- высота здания, м (принимается, что высота каждого этажа равна 3 м).
- удельный объем завала i-го здания, определяемый по таблице 3, ед.
Таблица 3 - Удельный объем завала на 100 м 3 строительного объема
Категория зданий |
Удельный объем , ед. |
Нежилые здания |
18,6 |
Жилые здания бескаркасные |
37,5 |
Жилые здания каркасные |
42 |
5.4.4 Коэффициент зависимости стоимости ликвидации ЧС от класса опасности объекта K к определяется в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4 - Значение коэффициента K к
Категория объекта |
Класс опасности |
Коэффициент K к |
Опасный производственный объект, гидротехническое сооружение |
I |
1 |
II |
0,091 |
|
III |
0,016 |
|
IV |
0,005 |
|
Объекты других категорий |
- |
0,005 |
5.5 В организациях, на балансе которых находится несколько объектов, минимальный размер резерва финансовых ресурсов определяется по объекту с наибольшими затратами на ликвидацию ЧС. Размер резерва финансовых ресурсов должен быть больше либо равен значению затрат на ликвидацию на таком объекте.
В случае если два или несколько объектов располагаются на расстоянии менее 500 м друг от друга, размер резерва финансовых ресурсов определяется по сумме расчетных затрат на каждом из таких объектов, полученных по формуле (1), если такая сумма превышает затраты по объекту с наибольшими затратами на ликвидацию ЧС.
Пример расчета резервов финансовых ресурсов в организации приведен в приложении В.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" |
[2] |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" |
[3] |
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" |
[4] |
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.10.03-2020 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Резервы финансовых ресурсов в организациях для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2020 г. N 1409-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2021 г.
Дата введения - 1 июня 2021 г.