В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266),приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по работе с интерактивными системами движения".
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
Министр |
А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 апреля 2021 г.
Регистрационный N 63198
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 марта 2021 г. N 139н
Профессиональный стандарт
Специалист по работе с интерактивными системами движения
|
1421 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Создание компьютерной трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения) |
|
04.013 |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
|
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оцифровка движений актеров и использование их в трехмерной анимации |
Группа занятий:
Режиссеры кино, театра и родственные им деятели искусства и продюсеры |
Техники (операторы) по управлению технологическими процессами, не входящие в другие группы |
||
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ |
|
Деятельность в области телекоммуникаций прочая |
|
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая |
|
Деятельность в области художественного творчества |
|
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
6 |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
А/01.6 |
6 |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
А/02.6 |
6 |
|||
В |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
6 |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
В/01.6 |
6 |
Создание трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
В/02.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Технический специалист комплекса по захвату движения Технический специалист по системам захвата движения в лицевой анимации Ведущий технический специалист виртуальных съемок методом захвата движения |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат |
Требования к опыту практической работы |
Для ведущих технических специалистов - не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессии |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Техники (операторы) по управлению технологическими процессами, не входящие в другие группы |
||
- |
||
- |
||
Оператор видеозаписи |
||
Прикладная информатика |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение постановочных технических и технологических решений для выполнения поставленных задач проекта создания трехмерной анимации |
|
Настройка трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации |
|
Тестирование трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации |
|
Решение программных задач процесса создания анимационного контента трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
|
Подключение программного обеспечения и настройка беспроводной передачи данных при использовании инерциальной системы захвата движения для оцифровки движений актера |
|
Облачение актера в костюм с гироскопическими датчиками и проведение калибровки системы |
|
Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям |
|
Постобработка цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера |
Необходимые умения |
Разрабатывать технологическую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с техническими и творческими задачами проекта |
|
Находить технические решения для осуществления виртуальных съемок методом захвата движения |
|
Подготавливать и настраивать оборудование для проведения виртуальных съемок |
|
Эксплуатировать оборудование и аксессуары систем захвата движения |
|
Выставлять виртуальную камеру в анимационной программе |
|
Пользоваться навыками трехмерной анимации |
|
Выполнять редактирование полученных цифровых данных |
|
Проводить технологическую интеграцию в рамках технологического решения проекта |
Необходимые знания |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента |
Технологии интерактивных систем движения (захвата движения) | |
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения) | |
Программное обеспечение дополнительных смежных программ трехмерной анимации | |
Строение человеческого тела и его биомеханика | |
Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании | |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) | |
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Размещение на лице актера меток для более точного трекинга и съемка диапазона лицевых эмоций актера |
Видеосъемка лица актера, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или устройств и технологий, размещенных перед лицом актера, по дублям | |
Контроль за правильным расположением и настройками видеокамеры перед лицом актера в процессе съемок | |
Производство масок (фонем) в специализированных компьютерных программах по лицевому захвату движения | |
Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера | |
Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа | |
Необходимые умения |
Принимать производственные решения при определении производственной цепочки процесса |
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера | |
Применять технологии компьютерной лицевой анимации | |
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера и процесс захвата движения тела актера | |
Применять технологии анимации лица трехмерных персонажей в специализированном программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино | |
Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели | |
Определять метод получения лицевой анимации посредством захвата движения, в наибольшей степени соответствующий требованиям конкретного анимационного проекта | |
Необходимые знания |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента |
Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента | |
Специализированные компьютерные программы лицевой анимации с помощью захвата движения | |
Трехмерная анимация лица в анимационных компьютерных программах | |
Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели | |
Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера | |
Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени | |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) | |
Требования охраны труда | |
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
В |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист комплекса по захвату движения Специалист по системам захвата движения в лицевой анимации Ведущий специалист виртуальных съемок методом захвата движения |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области компьютерной графики, анимации, разработки компьютерных игр, мультимедиа |
Требования к опыту практической работы |
Для ведущих специалистов - не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессии |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Режиссеры кино, театра и родственные им деятели искусства и продюсеры |
||
- |
||
- |
||
- |
||
Оператор видеозаписи |
||
Прикладная информатика |
||
Режиссура кино и телевидения |
||
Кинооператорство |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
В/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Оценка качества подготовительного материала по созданию трехмерной анимации методом захвата движения |
Уточнение технического задания на производство анимационного кино в части, касающейся создания трехмерной анимации | |
Определение постановочных решений по созданию трехмерной анимации для выполнения поставленных задач и подбор актеров | |
Настройка и тестирование трехмерных моделей в программах персонажной анимации и обработки данных для визуализации результата работ в режиме реального времени | |
Решение программных задач по совершенствованию процесса создания анимационного контента | |
Расстановка и настройка камер для проведения виртуальной съемки по захвату движения (мокапу) с учетом их технических спецификаций | |
Калибровка площадки, на которой проводится виртуальная съемка по захвату движения и маркировка костюма актера и предметов реквизита | |
Инициализация диапазона лицевых эмоций актера (ROM) на площадке с построением скелетона в компьютерной программе оптической системы | |
Подключение программного обеспечения, используемого в трехмерной анимации, и настройка беспроводной передачи данных | |
Проведение калибровки актера в программном обеспечении, используемом в трехмерной анимации | |
Инициализация и построение виртуального актера в программах персонажной анимации и обработки данных | |
Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям | |
Постобработка в программах персонажной анимации цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера | |
Необходимые умения |
Разрабатывать творческую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с творческим замыслом режиссера |
Находить творческие и технические решения для осуществления виртуальных съемок | |
Адаптировать режиссерские задачи для актеров с учетом специфики применения метода захвата движения | |
Подготавливать и настраивать оборудование для виртуальных съемок | |
Использовать оборудование и аксессуары систем захвата движения | |
Выставлять виртуальную камеру в специализированной анимационной программе | |
Создавать трехмерную анимацию | |
Редактировать цифровые данные, полученные в процессе создания трехмерной анимации | |
Необходимые знания |
Принципы создания анимационного кино |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при создании анимационного контента | |
Технологии интерактивных систем движения (захвата движения) | |
Основы режиссуры анимационного кино и актерского мастерства | |
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения) | |
Принципы и стили анимации | |
Строение человеческого тела и его биомеханика | |
Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании | |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) | |
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Создание трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
Код |
В/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выбор метода захвата движения для создания лицевой анимации |
Определение пайплайна (производственной цепочки) создания трехмерной анимации лица с учетом выбранного метода | |
Размещение на лице актера меток для съемки диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино | |
Видеосъемка лица актера анимационного кино, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или технологий, используемых для создания трехмерной анимации лица персонажа | |
Производство масок (фонем) диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино в специализированных компьютерных системах | |
Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера анимационного кино | |
Построение лицевых масок, аналогичных маскам (фонемам) диапазона лицевых эмоций актера (ROM), на трехмерной модели с помощью лицевого рига (оснастки) в специализированных анимационных программах | |
Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа | |
Редактирование полученной лицевой анимации персонажа в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино | |
Соединение лицевой анимации и захвата движения (мокап-анимации) тела персонажа и ее синхронизация со звуком | |
Необходимые умения |
Принимать решения по определению производственной цепочки процесса создания трехмерной анимации |
Выбирать и обосновывать применение метода получения лицевой анимации посредством захвата движения в соответствии с особенностями конкретного проекта создания трехмерной анимации | |
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино | |
Применять технологии компьютерной лицевой анимации | |
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино и процесс захвата движения тела актера | |
Анимировать трехмерных персонажей в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного контента методом захвата движения | |
Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели анимационного кино | |
Определять подходящий метод получения лицевой анимации посредством захвата движения в каждом конкретном случае | |
Необходимые знания |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента |
Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента | |
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения) | |
Строение лицевых мышц лица и их работа | |
Диапазон лицевых эмоциональных выражений | |
Принципы создания мимики и произношения артикуляционных звуков | |
Трехмерная анимация лица в специализированных компьютерных программах | |
Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели | |
Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера | |
Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени | |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) | |
Требования охраны труда | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Ассоциация организаций индустрии анимационного кино, город Москва | |
Исполнительный директор |
Ирина Геннадьевна Мастусова |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
ФГБУ "ВНИИ труда Минтруда России", город Москва |
2 |
ФГУП "ТПО "Киностудия "Союзмультфильм", город Москва |
------------------------------
1Общероссийский классификатор занятий.
2Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
4Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
5Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Утвержден профстандарт "Специалист по работе с интерактивными системами движения". Основная цель деятельности - оцифровка движений актеров и использование их в трехмерной анимации.
Определены трудовые функции. Специалист должен уметь сопровождать создание трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и объектов. Образование должно быть высшее (бакалавриат). Возможные должности - специалист комплекса по захвату движения, по системам захвата движения в лицевой анимации, а также ведущий специалист виртуальных съемок методом захвата движения.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 марта 2021 г. N 139н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по работе с интерактивными системами движения"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 апреля 2021 г.
Регистрационный N 63198
Вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2021 г. N 0001202104210040