Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 февраля 2021 г. N 03-15-06/10863
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу начисления пеней при перерасчете страховых взносов за период 2017 - 2020 годов организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в случае обнаружения самой организацией несоответствия установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) условиям для применения пониженных тарифов страховых взносов и сообщает следующее.
Из запроса следует, что организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, применяла пониженные тарифы страховых взносов в расчетных периодах 2017 - 2020 годов. В настоящее время организация самостоятельно обнаружила, что доля доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий за каждый из указанных периодов составляла менее 90% в сумме всех доходов организации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2021, для российских организаций, которые осуществляли деятельность в области информационных технологий, разрабатывали и реализовывали разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывали услуги (выполняли работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливали, тестировали и сопровождали программы для ЭВМ, базы данных, были установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14% (с 01.01.2021 - 7,6%).
При этом в соответствии с действующей до 01.01.2021 редакцией пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, не являющихся вновь созданными организациями, условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являлись:
- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляла не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;
- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляла не менее 7 человек.
Организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, вправе была применять пониженные тарифы страховых взносов при одновременном выполнении всех трех перечисленных в пункте 5 статьи 427 Налогового кодекса условий.
В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняла хотя бы одно условие (о доле доходов или численности работников), а также в случае лишения ее государственной аккредитации такая организация лишалась права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям, либо такая организация лишена государственной аккредитации.
Таким образом, если организация по итогам деятельности за какой-либо отчетный (расчетный) период не подтвердила соответствие условию о доле доходов, то она должна была применить к выплатам работникам общеустановленные тарифы страховых взносов, предусмотренные статьей 425 Налогового кодекса, с начала расчетного периода - календарного года и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам исходя из этих общеустановленных тарифов.
Исходя из положений пунктов 1, 7 статьи 75 Налогового кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 3 статьи 431 Налогового кодекса сумма страховых взносов, исчисленная организацией для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Учитывая изложенное, если организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, по итогам расчетного периода не подтвердила соответствие условию о доле доходов и произвела перерасчет ранее уплаченных с начала расчетного периода платежей по страховым взносам исходя из общеустановленных тарифов, уплатив по итогам этого расчетного периода сумму страховых взносов, исчисленную с учетом данного перерасчета, не позднее 15-го января, следующего за этим расчетным периодом, то пени не начисляются.
В случае уплаты за какой-либо расчетный период суммы страховых взносов, исчисленной исходя из тарифов страховых взносов, установленных статьей 425 Налогового кодекса, с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот расчетный период страховых взносов, исчисленных исходя из пониженных тарифов страховых взносов, позднее 15 января, следующего за этим расчетным периодом, пени начисляются в общеустановленном порядке.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 февраля 2021 г. N 03-15-06/10863
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 12 апреля 2021 г. N 8