Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 марта 2021 г. N 157 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура"

 

В соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура.

2. Признать утратившим силу приказ Минсельхоза России от 6 декабря 2018 г. N 564 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура" (зарегистрирован Минюстом России 13 декабря 2018 г., регистрационный N 53002).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

 

Министр

Д.Н. Патрушев

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 апреля 2021 г.
Регистрационный N 63308

 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минсельхоза России
от 24 марта 2021 г. N 157

 

Ветеринарные правила
осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура

 

I. Область применения

 

1. Настоящие Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура (далее - Правила), устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура 1.

2. Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации ящура, предотвращению его возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

 

II. Общая характеристика ящура

 

3. Ящур - высококонтагиозная вирусная болезнь парнокопытных, а также мозоленогих животных (далее - восприимчивые животные).

Клиническими признаками болезни являются наличие везикул (афт) и эрозий на слизистой оболочке ротовой полости, на коже венчика и межкопытцевой щели, носового зеркала, вымени (молочных желез). У больных восприимчивых животных наблюдаются слюнотечение, повышение температуры тела, хромота и снижение аппетита.

При миотропной форме ящур может протекать без образования афт. У восприимчивых животных проявляются высокая температура, угнетение, слабость. Гибель восприимчивых животных наступает в течение 1-2 календарных дней вследствие миокардита.

У крупного рогатого скота вирусоносительство может длиться до 6 месяцев, у овец и коз - до 12 месяцев.

4. Возбудителем ящура является РНК-содержащий вирус семейства Picornaviridae рода Aphtovirus (далее - вирус), который отличается значительной антигенной вариабельностью. Существует семь типов вируса: О, А, С, CAT-1, САТ-2, САТ-3, Азия-1 и их варианты (топотипы и генетические линии). Восприимчивые животные, переболевшие ящуром, вызванным вирусом одного типа, могут заболевать ящуром, вызванным вирусом другого типа.

Инкубационный период болезни составляет до 14 календарных дней.

5. Источником вируса являются больные, переболевшие, а также находящиеся в инкубационном периоде, не имеющие клинических признаков и выделяющие вирус во внешнюю среду восприимчивые животные (далее - вирусоносители).

6. Передача вируса осуществляется воздушно-капельным, контактным, алиментарным и ятрогенным путями. Факторами передачи вируса являются продукция животного происхождения, корма, одежда и обувь персонала, обслуживающего восприимчивых животных, инвентарь и иные материально-технические средства, контаминированные вирусом.

 

III. Профилактические мероприятия

 

7. В целях предотвращения возникновения и распространения ящура физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных (далее - владельцы восприимчивых животных), обязаны:

предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации 2 (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;

извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;

принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также восприимчивых животных, находившихся в контакте с подозреваемыми в заболевании ящуром восприимчивыми животными, обеспечить изоляцию трупов восприимчивых животных;

выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, в организациях, в которых содержатся восприимчивые животные (далее - хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами;

соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по ящуру в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41508), с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 8 декабря 2020 г. N 735 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62284) (далее - решение о регионализации);

не допускать смешивания восприимчивых животных из разных стад при их выпасе и водопое.

8. В целях предотвращения возникновения и распространения ящура к ввозу на территорию охотничьих угодий 3 допускаются клинически здоровые дикие восприимчивые животные, не являющиеся вирусоносителями и происходящие из охотничьих хозяйств, расположенных на территории со статусом "благополучный регион" 4 по ящуру в соответствии с решением о регионализации (далее - благополучная территория).

Дикие восприимчивые животные, ввозимые на территорию охотничьих угодий с целью переселения, акклиматизации, содержания и разведения в неволе или в полувольных условиях, в том числе дикие восприимчивые животные, отловленные в охотничьих угодьях в указанных целях, перед отправкой подлежат изолированному содержанию в течение 30 календарных дней до дня вывоза с отбором проб по истечении 28 календарных дней изолированного содержания для лабораторных исследований на ящур в соответствии с главой V настоящих Правил.

Охотники и приравненные к ним лица 5 обязаны обеспечить уничтожение отходов после разделки туш добытых восприимчивых животных путем сжигания.

9. В целях доказательства отсутствия циркуляции вируса на территории соответствующего субъекта Российской Федерации специалистами госветслужбы должен осуществляться отбор и направление в лабораторию (испытательный центр) органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации для исследования на ящур 6 (далее - лаборатория), проб крови восприимчивых животных в соответствии с пунктами 22, 23 настоящих Правил.

Отбор проб крови должен осуществляться в соответствии с планами мониторинга ветеринарной безопасности на соответствующий год, утвержденными согласно пункту 6 Правил осуществления мониторинга ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22 января 2016 г. N 22 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41507).

10. В целях выявления циркуляции вируса в популяциях диких восприимчивых животных должен осуществляться отбор проб биологического и (или) патологического материала от диких восприимчивых животных и направление отобранных проб в лабораторию в соответствии с пунктами 22, 23 настоящих Правил.

11. Для профилактики ящура специалистами госветслужбы проводится вакцинация восприимчивых животных против ящура вакцинами согласно инструкциям по их применению в соответствии с планом диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории субъекта Российской Федерации на текущий календарный год 7.

 

IV. Мероприятия при подозрении на ящур

 

12. Основаниями для подозрения на ящур являются:

наличие у восприимчивых животных клинических признаков, характерных для ящура, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил;

выявление ящура в хозяйстве, из которого ввезены восприимчивые животные и корма для них, в течение 28 календарных дней после дня их ввоза;

контакт восприимчивых животных с больными и (или) переболевшими ящуром восприимчивыми животными за последние 28 календарных дней;

контакт восприимчивых животных с факторами передачи вируса;

выявление антител к неструктурным белкам вируса и (или) антител, не связанных с вакцинацией против ящура, у домашних и диких восприимчивых животных (далее - серопозитивные животные);

обнаружение трупов диких восприимчивых животных.

13. При наличии оснований для подозрения на ящур владельцы восприимчивых животных обязаны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на ящур должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого содержатся восприимчивые животные), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных, и направлении проб в лабораторию;

предоставить специалисту госветслужбы сведения о численности имеющихся (имевшихся) в хозяйстве восприимчивых животных с указанием количества поступивших (выбывших) восприимчивых животных за последние 30 календарных дней.

14. До получения результатов диагностических исследований на ящур владельцы восприимчивых животных обязаны:

прекратить перемещения и перегруппировки восприимчивых животных;

прекратить вывод и вывоз из хозяйства животных всех видов, в том числе птиц;

прекратить убой восприимчивых животных;

прекратить вывоз молока и продуктов убоя восприимчивых животных;

прекратить заготовку кормов, вывоз кормов, инвентаря и иных материально-технических средств;

запретить посещение хозяйств посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, и специалистов госветслужбы;

запретить въезд и выезд транспортных средств, за исключением специальных транспортных средств и транспортных средств, предназначенных для обеспечения деятельности хозяйства, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории хозяйства. При входе (въезде) в хозяйство должна оборудоваться площадка для подвоза кормов для животных (далее - оборудованная площадка);

обеспечить дезинфекционную обработку и смену одежды и обуви персонала при выходе с территории хозяйства в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил, а также помещений хозяйства по содержанию восприимчивых животных и поверхности транспортных средств при выезде с территории хозяйства в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил.

15. Молоко, полученное от восприимчивых животных, должно подвергаться термической обработке (при температуре 72°С в течение 15 секунд или при температуре 132°С в течение 1 секунды) и использоваться внутри хозяйства.

16. При возникновении подозрения на ящур на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на ящур должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

провести отбор проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и доставить пробы в лабораторию в течение 48 часов с момента отбора.

В случае невозможности проведения отбора проб биологического и (или) патологического материала должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб органов, указанных в настоящем пункте, должностные лица указанных органов должны обеспечить проведение отбора проб биологического и (или) патологического материала и направление проб в лабораторию иными специалистами госветслужбы.

17. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые заключили охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при обнаружении в закрепленных охотничьих угодьях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов - при обнаружении в общедоступных охотничьих угодьях и на территории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения, государственные учреждения, осуществляющие управление ООПТ федерального значения (далее - природоохранные учреждения), при обнаружении на территории ООПТ федерального значения, при обнаружении диких восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для ящура, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил, либо трупов диких восприимчивых животных, должны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на ящур должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб биологического и (или) патологического материала от диких восприимчивых животных и направлении проб в лабораторию.

18. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 13, 16 и 17 настоящих Правил, должно сообщить о подозрении на ящур и принятых мерах руководителю указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случае угрозы распространения вируса на территории иных субъектов Российской Федерации должен сообщить руководителям органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии, о подозрении на ящур.

19. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении им информации о возникновении подозрения на ящур в течение 24 часов должен обеспечить направление специалистов госветслужбы в место нахождения восприимчивых животных, подозреваемых в заболевании ящуром (далее - предполагаемый эпизоотический очаг), для:

клинического осмотра восприимчивых животных;

определения вероятных источников, факторов передачи и предположительного времени заноса вируса;

определения границ предполагаемого эпизоотического очага и возможных путей распространения ящура, в том числе с реализованными (вывезенными) восприимчивыми животными и (или) полученной от них продукцией в течение 30 календарных дней до получения информации о подозрении на ящур;

отбора проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и доставки проб в лабораторию в течение 48 часов с момента отбора.

20. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии или подведомственной ему организации, в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 13, 16 и 17 настоящих Правил должно:

проинформировать о подозрении на ящур главу муниципального образования, население муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, и владельцев восприимчивых животных о требованиях настоящих Правил;

определить количество восприимчивых животных в хозяйствах, расположенных на территории указанного муниципального образования, а также места и порядок уничтожения трупов павших восприимчивых животных на территории указанного муниципального образования.

 

V. Диагностические мероприятия

 

21. При возникновении подозрения на ящур специалистами госветслужбы должен проводиться отбор проб биологического и (или) патологического материала следующим образом:

в случае если подозрение на ящур возникло в изолированно содержащейся группе восприимчивых животных (далее - группа восприимчивых животных), насчитывающей до 50 голов, пробы крови должны отбираться от всех восприимчивых животных; в группе восприимчивых животных, насчитывающей 51 и более голов, - не менее, чем от 50 восприимчивых животных.

22. От восприимчивых животных должны отбираться:

пробы крови в объеме по 5 - 7 мл без антикоагулянта или с фактором свертывания крови;

стенки и содержимое афт со слизистой оболочки языка и (или) с пятачка (свиньи) и (или) с кожи венчика и межкопытцевой (межпальцевой) щели (при наличии) в количестве не менее 5 грамм. В случае отсутствия афт должны отбираться пищеводно-глоточная жидкость, а у свиней - мазки (смывы) из глотки;

выделения из носа и полости рта (при их наличии) в объеме 5 - 10 мл;

молоко в объеме 5 - 7 мл (при наличии поражений вымени у дойных животных).

От трупов восприимчивых животных должны отбираться лимфатические узлы головы и (или) заглоточного кольца и (или) поджелудочная железа и (или) мышца сердца и (или) трубчатая кость в количестве не менее 10 грамм.

При невозможности получения проб биологического материала в количестве, указанном в абзацах втором-пятом настоящего пункта, биологический материал должен отбираться в максимально возможном количестве для проведения соответствующих исследований.

Пробы патологического материала должны быть помещены в емкости с завинчивающимися или притертыми пробками и заморожены, а при отсутствии условий для замораживания - залиты консервирующей жидкостью.

23. Упаковка и транспортирование проб биологического и (или) патологического материала должны обеспечивать их сохранность и пригодность для исследований в течение срока транспортировки. Утечка (рассеивание) биологического и (или) патологического материала во внешнюю среду не допускается.

Контейнеры, емкости с пробами биологического и (или) патологического материала должны быть упакованы и опечатаны.

В сопроводительном письме к пробам биологического и (или) патологического материала должны быть указаны дата, время отбора проб, дата последней вакцинации восприимчивых животных против ящура, номер серии использованной вакцины, производитель вакцины либо информация о том, что вакцинация не проводилась, адрес места отбора проб и (или) указание географических координат в пределах места отбора проб, перечень проб, основания для подозрения на ящур либо информация о том, что пробы отобраны в соответствии с пунктами 9, 10 настоящих Правил, адрес и телефон специалиста госветслужбы, осуществившего отбор проб.

Пробы биологического и (или) патологического материала должны быть доставлены в лабораторию специалистом госветслужбы.

24. Лабораторные исследования проб биологического и (или) патологического материала должны проводиться с использованием следующих методов:

выделение вируса на культуре клеток;

и (или) полимеразная цепная реакция;

и (или) реакция связывания комплемента;

и (или) иммуноферментный анализ.

25. Диагноз на ящур считается установленным, если выделен вирус и (или) обнаружен антиген вируса и (или) его генетический материал.

При выявлении серопозитивного животного проводится повторный отбор проб биологического и (или) патологического материала от указанного животного в целях проведения лабораторных исследований методом выделения вируса на культуре клеток и (или) обнаружения генетического материала вируса методом полимеразной цепной реакции в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.

В случае если не выделен вирус и (или) не обнаружен антиген вируса, и (или) его генетический материал, диагноз на ящур считается не установленным.

26. Руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований на ящур должен в письменной форме проинформировать руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, специалиста госветслужбы, направившего биологический и (или) патологический материал на исследования, о полученных результатах.

При установлении диагноза на ящур лабораторией, не являющейся региональной референтной лабораторией Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ) по ящуру (далее - лаборатория МЭБ по ящуру), руководитель лаборатории в течение 24 часов направляет пробы биологического и (или) патологического материала в лабораторию МЭБ по ящуру в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил.

В случае установления диагноза на ящур руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности в случае поступления проб биологического и (или) патологического материала с объекта, подведомственного указанным органам.

27. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после установления диагноза на ящур должен направить в письменной форме информацию о возникновении ящура на территории соответствующего субъекта Российской Федерации руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации) (далее - руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в природоохранные учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

28. При установлении диагноза на ящур на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны взаимодействовать с должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации и специальной противоэпизоотической комиссией 8 соответствующего субъекта Российской Федерации, по вопросам осуществления на подведомственных объектах мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами.

29. В случае если в результате проведенных лабораторных исследований диагноз на ящур не был установлен, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов должен проинформировать об этом ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, природоохранные учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в случае если исследованные пробы биологического и (или) патологического материала поступили с объекта, подведомственного указанным органам.

30. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации должно проинформировать о неустановлении диагноза на ящур владельцев восприимчивых животных, главу муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, в течение 24 часов с момента получения соответствующей информации.

 

VI. Установление карантина, ограничительные и иные мероприятия, направленные на ликвидацию очагов ящура, а также на предотвращение его распространения

 

31. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от руководителя лаборатории информации об установлении диагноза на ящур в течение 24 часов с момента установления диагноза на ящур должен:

направить на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);

направить копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;

направить копию представления должностным лицам федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в природоохранные учреждения, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в случае установления диагноза на ящур у восприимчивых животных, содержащихся на объектах, подведомственных указанным органам;

обеспечить проведение заседания специальной противоэпизоотической комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации;

разработать проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на ящур у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка проекта акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на ящур в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил;

разработать и утвердить план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага ящура и предотвращению распространения вируса и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на ящур у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка плана мероприятий по ликвидации эпизоотического очага ящура и предотвращению распространения вируса осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на ящур в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.

32. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов с момента его получения должен принять решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

33. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть указаны перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определены:

место нахождения источника и факторов передачи вируса ящура в тех границах, в которых возможна его передача восприимчивым животным (далее - эпизоотический очаг);

территория вокруг эпизоотического очага, радиус которой составляет от 1 км и до 5 км от границ эпизоотического очага (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41 настоящих Правил) и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между хозяйствами, расположенными на указанной территории (далее - неблагополучный пункт);

территория, прилегающая к неблагополучному пункту, радиус которой составляет от 5 км до 30 км от границ неблагополучного пункта (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41 настоящих Правил) и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между населенными пунктами, хозяйствами, расположенными на указанной территории (далее - угрожаемая зона);

территория, прилегающая к угрожаемой зоне, радиус которой составляет от 5 км до 10 км от границ угрожаемой зоны (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41 настоящих Правил) и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности и хозяйственных связей (далее - зона наблюдения).

34. Должностное лицо организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, должно проинформировать население и главу муниципального образования о возникновении эпизоотического очага.

35. Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге, неблагополучном пункте и угрожаемой зоне, а также мероприятия в зоне наблюдения.

36. В эпизоотическом очаге:

а) запрещается:

лечение больных восприимчивых животных;

посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации эпизоотического очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;

ввоз и вывоз животных всех видов, в том числе птиц;

вывоз молока и молочных продуктов;

убой восприимчивых животных;

вывоз продуктов убоя восприимчивых животных; заготовка и вывоз кормов, с которыми могли иметь контакт больные восприимчивые животные;

вывоз инвентаря и иных материально-технических средств, контаминированных вирусом;

въезд и выезд транспортных средств (за исключением транспортных средств, задействованных в мероприятиях по ликвидации эпизоотического очага и (или) по обеспечению жизнедеятельности людей, проживающих и (или) временно пребывающих на территории хозяйства);

выпас, перемещение, перегруппировка восприимчивых животных;

сбор, обработка, хранение и использование спермы, яйцеклеток и эмбрионов для искусственного осеменения восприимчивых животных;

охота на диких восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам 9, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов 10;

б) осуществляется:

подвоз кормов с оборудованной площадки;

оборудование дезинфекционных ковриков или ванн на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;

обеспечение санитарно-душевой обработки и смены одежды, обуви при входе на территорию и выходе с территории хозяйства, дезинфекции одежды и обуви парами формальдегида в течение 1 часа при температуре 57 - 60°С, расходе формалина 75 водного раствора формалина с содержанием 1,5% формальдегида или другими дезинфицирующими растворами с высокой вирулицидной активностью в отношении вируса согласно инструкциям по применению при выходе с территории эпизоотического очага;

дезинфекционная обработка поверхности транспортного средства при выезде с территории эпизоотического очага, в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил;

дезинсекция и дератизация;

обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельцев 11 и восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, путем регулирования их численности 12;

содержание домашней птицы и иных домашних животных в закрытых помещениях. Допускается содержание собак в вольерах или на привязи, лошадей - в загонах и левадах;

изъятие восприимчивых животных, продукции, полученной от убоя восприимчивых животных, в соответствии с Правилами изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. N 310 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2502; 2021, N 3, ст. 597), в течение 7 календарных дней с даты принятия решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации. Уничтожение изъятых восприимчивых животных должно осуществляться бескровным методом на территории эпизоотического очага. Трупы восприимчивых животных, продукция, полученная от убоя восприимчивых животных, должны быть уничтожены в соответствии с ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утверждаемыми в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

Молоко, полученное в эпизоотическом очаге, подлежит уничтожению.

37. Дезинфекции в эпизоотическом очаге подлежат помещения для содержания восприимчивых животных и другие объекты, с которыми контактировали восприимчивые животные, инвентарь и предметы ухода за восприимчивыми животными.

Места обнаружения павших диких восприимчивых животных подлежат однократной дезинфекции.

Транспортные средства подлежат дезинфекции при выезде из эпизоотического очага.

Дезинфекция помещений и других мест, где содержались (находились) восприимчивые животные, проводится в три этапа: первый - предварительная дезинфекция, проводимая сразу после уничтожения восприимчивых животных; второй - текущая дезинфекция, проводимая после механической очистки и мойки помещений, кормушек, поилок; третий - заключительная дезинфекция, проводимая не позднее чем за 3 календарных дня до планируемой даты отмены карантина.

Для дезинфекции должны применяться 3-процентный раствор едкого натра или калия, или 3-процентная серно-карболовая смесь, или 20-процентная свежегашеная известь, или осветленный раствор хлорной извести или гипохлорита натрия, содержащий не менее 3% активного хлора, или 4-процентный раствор формальдегида, или 1-процентный раствор глутарового альдегида или другие дезинфицирующие средства, обладающие инактивирующим действием в отношении вируса согласно инструкциям по применению.

Навоз должен ежедневно убираться и складироваться внутри хозяйства для биотермического обеззараживания. Остатки корма и подстилка должны ежедневно убираться и обеззараживаться биотермическим способом или сжигаться.

38. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия в области ветеринарии, должен организовать выставление на дорогах, ведущих из эпизоотического очага к границам неблагополучного пункта круглосуточные контрольно-пропускные посты, оборудованные временными дезинфекционными барьерами (далее - дезбарьеры), шлагбаумами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды и обуви, дезинфекционными установками и контейнерами для сбора изъятой продукции, подлежащей изъятию согласно пункту 36 настоящих Правил, с круглосуточным дежурством, и привлечением сотрудников полиции в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; 2014, N 30, ст. 4259).

В случае если на территории неблагополучного пункта отсутствуют восприимчивые животные (за исключением свиноводческих хозяйств, отнесенных к компартменту IV 13 и исключенных из угрожаемой зоны) контрольно-пропускные посты должны быть выставлены на выездах (выходах) из эпизоотического очага.

Круглосуточная работа на контрольно-пропускных постах должна осуществляться до завершения уничтожения восприимчивых животных, продукции, полученной от убоя восприимчивых животных, в эпизоотическом очаге и проведения текущей дезинфекции в эпизоотическом очаге.

При введении ограничения, указанного в настоящем пункте, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия в области ветеринарии, должен обеспечить организацию мероприятий по установке на дорогах временных дезбарьеров (длиной не менее 6 м, по ширине проезжей части дороги) и шлагбаумов, технических средств организации дорожного движения и указателей, предупреждающих о наличии эпизоотического очага, ограничивающих въезд (проезд) транспортных средств и указывающих направление движения.

39. В неблагополучном пункте:

а) запрещается:

ввоз и вывоз животных всех видов, в том числе птиц;

вывоз молока, не подвергнутого термической обработке в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;

вывоз молочных продуктов, изготовленных из молока, не подвергнутого термической обработке в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;

убой восприимчивых животных и вывоз продуктов их убоя;

заготовка и вывоз кормов, вывоз инвентаря и иных материально-технических средств, контаминированных вирусом;

въезд (выезд) транспортных средств, не задействованных в обеспечении жизнедеятельности людей, проживающих и (или) временно пребывающих на территории неблагополучного пункта;

выпас, перемещение, перегруппировка восприимчивых животных;

проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок, торгов и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением животных всех видов, в том числе птиц;

сбор, обработка, хранение и использование спермы, яйцеклеток и эмбрионов для искусственного осеменения восприимчивых животных;

охота на диких восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

б) осуществляется:

клинический осмотр восприимчивых животных в хозяйствах;

вакцинация восприимчивых животных (за исключением диких восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, находящихся в состоянии естественной свободы) против ящура вакциной соответствующего типа в соответствии с инструкцией по применению независимо от сроков предшествующей вакцинации (при наличии вакцинации);

отбор проб крови от восприимчивых животных для лабораторных исследований на наличие антител к неструктурным белкам вируса в соответствии с пунктами 21-25 настоящих Правил, в течение 5 календарных дней со дня принятия решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил;

повторный отбор крови от восприимчивых животных для лабораторных исследований на наличие антител к неструктурным белкам вируса в соответствии с пунктами 21 - 25 настоящих Правил, проводимый через 14 календарных дней после дня уничтожения последнего изъятого восприимчивого животного в эпизоотическом очаге;

дезинфекционная обработка поверхностей транспортных средств при выезде с территории неблагополучного пункта в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил;

обеспечение отсутствия на территории неблагополучного пункта животных без владельца.

Корма для восприимчивых животных должны быть подвергнуты обработке одним из следующих способов:

водная пропарка в закрытой камере с достижением минимальной температуры в 80°С в центре связки в течение не менее десяти минут;

пропарка парами формалина (формальдегидного газа), полученными из его 35 - 40-процентного раствора, в закрытой камере, не менее восьми часов при минимальной температуре 19°С.

При невозможности осуществления обработки способами, указанными в настоящем пункте, корма должны быть уничтожены.

40. В угрожаемой зоне:

а) запрещается:

ввоз, вывоз и перемещение восприимчивых животных;

проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок, торгов и других мероприятий, связанных с передвижением и скоплением восприимчивых животных;

убой восприимчивых животных, за исключением убоя на предприятиях по убою животных или оборудованных для этих целей убойных пунктах (убойных цехах);

охота на диких восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

б) осуществляется:

клинический осмотр восприимчивых животных в хозяйствах;

вакцинация восприимчивых животных (за исключением диких восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, находящихся в состоянии естественной свободы) против ящура вакциной соответствующего типа в соответствии с инструкцией по применению независимо от сроков предшествующей вакцинации (при наличии вакцинации);

отбор проб крови от восприимчивых животных для лабораторных исследований на наличие антител к неструктурным белкам вируса в соответствии с пунктами 21 - 25 настоящих Правил.

41. Территории свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, отнесенных к компартментам III и IV, исключаются из неблагополучного пункта, угрожаемой зоны и зоны наблюдения в случае, если на момент принятия решения в указанных хозяйствах не выявлено несоответствия хозяйства хотя бы одному из критериев компартментализации, указанных в Приказе N 258.

42. В зоне наблюдения осуществляется клинический осмотр восприимчивых животных.

 

VII. Отмена карантина и последующие ограничения

 

43. Отмена карантина осуществляется через 28 календарных дней после дня уничтожения последнего изъятого восприимчивого животного и проведения других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами.

44. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от должностного лица организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, или от должностных лиц ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности (в случае, если эпизоотический очаг был выявлен на объектах, подведомственных указанным органам) заключения о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами, в течение 24 часов должен направить представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.

45. После дня отмены карантина на территории эпизоотического очага и неблагополучного пункта запрещается:

в течение 90 календарных дней:

ввоз восприимчивых животных;

проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок, торгов и других мероприятий, связанных с перемещением и скоплением восприимчивых животных;

убой восприимчивых животных, за исключением убоя на предприятиях по убою животных или оборудованных для этих целей убойных пунктах (убойных цехах);

вывоз молока, не подвергнутого термической обработке в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;

сбор, обработка, хранение и использование спермы, яйцеклеток и эмбрионов для искусственного осеменения восприимчивых животных;

в течение 180 календарных дней:

выпас, перегон не вакцинированных против ящура восприимчивых животных.

 

------------------------------

1Приказ Минсельхоза России от 19 декабря 2011 г. N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)" (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2012 г., регистрационный N 23206) с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 20 июля 2016 г. N 317 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2016 г., регистрационный N 43179), от 30 января 2017 г. N 40 (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2017 г., регистрационный N 45771), от 15 февраля 2017 г. N 67 (зарегистрирован Минюстом России 13 марта 2017 г., регистрационный N 45915), от 25 сентября 2020 г. N 565 (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2020 г., регистрационный N 60518).

2Статья 5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

3Статья 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735).

4Пункт 2.4 Ветеринарных правил проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635.

5Статья 20 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

6Пункт 14 порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов, утвержденного приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 634 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2016 г., регистрационный N 41190).

7Абзац второй пункта 3 Правил предоставления субсидий федеральным казенным предприятиям, отнесенным к ведению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством и доставкой в субъекты Российской Федерации лекарственных средств и препаратов для ветеринарного применения для обеспечения проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 490 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24, ст. 3529).

8Статья 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

9Статья 11 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

10Статья 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

11Статья 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8424).

12Статья 48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

13Пункт 4 Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2010 г., регистрационный N 18944), с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 17 июля 2013 г. N 282 (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2013 г., регистрационный N 29378), от 15 октября 2013 г. N 378 (зарегистрирован Минюстом России 7 ноября 2013 г., регистрационный N 30324), от 19 октября 2016 г. N 461 (зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2016 г., регистрационный N 44620), от 17 августа 2020 г. N 487 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2020 г., регистрационный N 61020) (далее - Приказ N 258).

 

Минсельхоз разработал новые Ветеринарные правила реализации мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура, установления и отмены карантина и иных ограничений.

В частности, предусмотрен отбор проб крови восприимчивых животных в целях доказательства отсутствия циркуляции вируса на территории региона.

Уточнен порядок вакцинации восприимчивых животных.

Дополнен перечень оснований для подозрения на ящур. Среди новых - выявление антител к неструктурным белкам вируса и (или) антител, не связанных с вакцинацией против ящура, у домашних и диких восприимчивых животных.

Пересмотрены диагностические мероприятия.

Прежние правила признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.


Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 марта 2021 г. N 157 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 апреля 2021 г.
Регистрационный N 63308


Вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.


Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 апреля 2021 г. N 0001202104300035