Rehabilitation social services for children in specialized institutions for minors
ОКС 03.080.30
Дата введения - 1 октября 2021 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") и Автономной некоммерческой организацией "Центр профессионального развития и оценки квалификации" (АНО "ЦПРиОК")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 марта 2021 г. N 155-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на реабилитационные социальные услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.
Настоящий стандарт устанавливает состав, содержание и формы предоставления всего комплекса социальных услуг детям следующих групп, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, нуждающимся в помощи государства:
- детям, оставшимся без попечения родителей или нуждающимся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления или опеки;
- проживающим в неполных, многодетных и малоимущих семьях или в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- заблудившимся или подкинутым;
- самовольно оставившим семью, самовольно ушедшим из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- не имеющим места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
- оказавшимся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной помощи и (или) реабилитации;
- детям с отклонениями в поведении;
- отбывающим наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- подвергшимся физическому или психическому насилию;
- детям - жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- отказывающимся жить в семье или в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, или с родителями, пренебрегающими своими обязанностями;
- детям, находящимся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающимся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа), обуславливающих необходимость содержания детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52498 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52888 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям
ГОСТ Р 53061 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям
ГОСТ Р 54343 Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг детям
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
3.1 антиобщественные действия несовершеннолетнего: Действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
3.2 безнадзорный: Несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, иных законных представителей, либо должностных лиц.
3.3 беспризорный: Безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
3.4 вредная привычка: Привычка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, курению, отрицательно влияющих на здоровье, и агрессивные отношения с окружающими людьми.
3.5 девиантное поведение: Поведение, отклоняющееся от социальной нормы (патохарактерологические расстройства, психопатология, аддиктивное поведение, делинквентное поведение).
3.6 дети, находящиеся в социально опасном положении: Дети, в отношении которых совершаются действия или бездействие родителей, иных законных представителей (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родителей или иных законных представителей), приведшие к возникновению обстановки, представляющей опасность для жизни или здоровья несовершеннолетнего, либо не отвечающие требованиям к его воспитанию или содержанию.
3.7 зависимый от психоактивных веществ: Лицо, имеющее расстройства функций организма, обусловленные потреблением психоактивных веществ, приводящих к угрозе здоровью (жизни) и потере социального статуса, вызывающим необходимость оказания социальной помощи.
3.8 индивидуальная профилактическая работа: Деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
3.9 несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении: Лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни, здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
3.10 несовершеннолетний: Лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
3.11 профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
3.12 психический дискомфорт: Состояние человека, характеризующееся неприятными субъективными психическими ощущениями или переживаниями.
3.13 реабилитационные социальные услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних: Действия реабилитационных учреждений, предусматривающие проведение совокупности медицинских, психологических, воспитательных, педагогических, социально-терапевтических, правовых и социальных мер, направленных на предупреждение социальной дезадаптации, дезинтеграции и десоциализации несовершеннолетних.
3.14 реабилитационные социальные услуги лицам, зависимым от психоактивных веществ (наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя): Действия реабилитационных учреждений, предусматривающие проведение совокупности медицинских, психологических, воспитательных, педагогических, социально-терапевтических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления психоактивных веществ и направленные на устранение патологической зависимости вышеуказанных лиц от этих веществ.
3.15 реадаптация: Комплекс лечебно-профилактических мер, государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных реакций человека, на приспособленность человека к конкретным условиям его труда и быта, процесс повторного включения ребенка в общественный контекст и формирование у него компенсаторных социальных навыков после устранения патологической зависимости от психоактивных веществ, из-за которой социальные контакты были нарушены.
3.16 реинтеграция: Комплекс социально-педагогических и социально-психологических мер, направленных на восстановление, формирование и развитие социальных компетенций несовершеннолетних, снижение рисков их педагогической и социально-педагогической запущенности.
3.17 ресоциализация: Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение ребенком ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде, восстановление социального и личностного статуса, реинтеграция и востребованность в обществе.
3.18 семья, находящаяся в социально опасном положении: Семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
3.19 созависимый: Родственник или близкий человек зависимого от психоактивных веществ, своими действиями влияющий на его адаптацию в социуме.
3.20 социальная адаптация: Система мероприятий, направленных на приспособление ребенка, находящегося в социально опасном положении, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.
3.21 социальная реабилитация: Система мероприятий, направленных на восстановление утраченных ребенком социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
3.22 специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органы управления социальной защитой населения:
1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем жизненном устройстве.
4 Общие положения
Настоящий стандарт разработан в соответствии с [1]-[7], ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52498, ГОСТ Р 52888, ГОСТ Р 53061, ГОСТ Р 54343.
4.1 Настоящий стандарт устанавливает следующие виды реабилитационных социальных услуг детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;
а) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности детей в быту;
б) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья детей путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за детьми для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
в) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния детей для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
г) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности детей, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, организацию дополнительного образования;
д) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
е) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов детей;
ж) срочные социальные услуги.
4.2 Первостепенное внимание в стандарте уделено реабилитационным социальным услугам детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, направленным на обеспечение социальной реинтеграции, ресоциализации, реабилитации и перевоспитания детей, заключающимся в осуществлении необходимых превентивных мер по их защите от нежелательных жизненных факторов, определяемых возможными рисками социальной дезадаптации и десоциализации. Предоставление этих услуг обеспечивает социальную реабилитационную среду детям по всем аспектам (социально-бытовому, социально-педагогическому, социально-психологическому, социально-реабилитационному, социально-правовому) во время пребывания детей в учреждениях социального обслуживания, а также направлено на предварительную подготовку детей к самостоятельной жизни после выпуска из специализированных учреждений с целью обеспечения их бытовой, экономической и юридической независимости, создания для них условий жизнедеятельности, необходимых для их дальнейшей успешной социальной реинтеграции в социум.
4.3 В настоящем стандарте установлен следующий порядок изложения социальных услуг: услуги, направленные, в первую очередь, на обеспечение социальной реинтеграции детей в социум, изложены в начале каждого подраздела, определяющего соответствующий вид услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые), затем следует изложение прочих социальных услуг, предоставляемых детям.
Исключением является изложение порядка предоставления социально-правовых услуг (см. 5.6), где все услуги самым непосредственным образом направлены на обеспечение социальной реабилитации детей.
5 Состав, содержание и формы социальных услуг
5.1 Социально-бытовые услуги
Социально-бытовые услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, предоставляют в следующем составе, содержании и формах:
5.1.1 Услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности детей в быту:
- содействие в жизнеустройстве детей, находящихся в семьях, в которых родители своими действиями (бездействием) создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая обследование условий жизни;
- разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей, обеспечивающих успешную социализацию;
- выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности;
- решение вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, самовольно ушедших из них;
- подготовка к самостоятельной семейной жизни;
- участие в организации поиска родителей, родных и близких детей, прибывших без родителей.
5.1.2 Прочие социально-бытовые услуги:
- социально-бытовые услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, проживающим в северных регионах (предоставление усиленного питания, обеспечение специальной одеждой для защиты от гнуса и клещей, теплой одеждой и обувью, организация летнего отдыха детей с выездом в районы с благоприятными климатическими условиями);
- предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;
- содействие в осуществлении по отношению к детям семей беженцев и вынужденных переселенцев мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- организация приема, размещения, отдыха и питания этих детей.
5.2 Социально-медицинские услуги
Социально-медицинские услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, предоставляют в следующем составе, содержании и формах:
5.2.1 Услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья детей путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии их здоровья:
- содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- индивидуальная работа по предупреждению появления вредных привычек и избавлению от них;
- оказание необходимой помощи детям, страдающим ранней алкоголизацией и наркоманией;
- санитарно-просветительская работа;
- проведение мероприятий по профилактике обострения хронических и предупреждению инфекционных заболеваний;
- проведение в детских учреждениях лечебно-профилактической, противоэпидемиологической работы;
- содействие в организации и проведении диспансеризации детей, находящихся на обслуживании в стационарных условиях;
- оказание санитарно-гигиенической помощи детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;
- подготовка детей к сознательному и ответственному отцовству и материнству;
- социально-медицинский патронаж детей.
5.2.2 Прочие социально-медицинские услуги:
- медико-социальное обследование безнадзорных и беспризорных детей при поступлении в учреждения, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, организация первичной доврачебной помощи, направление, при наличии показаний, на лечение в стационарные медицинские учреждения;
- проведение мероприятий, направленных на снятие стрессового состояния детей, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведение детей из состояния посттравматического стресса с помощью медицинских учреждений и с привлечением психологов и психотерапевтов;
- содействие в организации проведения профилактических мероприятий, позволяющих снизить риск распространения инфекционных заболеваний среди детей в семьях беженцев и вынужденных переселенцев, содействие в организации проведения углубленных медицинских осмотров прибывающих детей, их бактериологическое обследование и обязательная иммунизация, содействие в прохождении диспансеризации;
- содействие в организации медицинского обследования и необходимого лечения детей, прибывающих без родителей, а также проведение, в случае необходимости, судебно-медицинской экспертизы в целях установления их возраста;
- выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья детей (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.);
- оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;
- систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
- проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
- консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья детей, проведение оздоровительных мероприятий, выявление отклонений в состоянии их здоровья);
- содействие в обеспечении несовершеннолетних лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения согласно медицинским показаниям;
- содействие в предоставлении несовершеннолетним, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их в оздоровительные лагеря и на санаторно-курортное лечение;
- оказание помощи в организации и проведении прививок против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита с учетом прививочного статуса и возраста, результатов серологических исследований, а также - по эпидемиологическим показателям - детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- содействие в профилактике и лечении хронических и социально обусловленных заболеваний среди детей из северных регионов (туберкулеза, гельминтозов, педикулеза и др.), а также алкоголизма, токсикомании, оказание помощи в обеспечении необходимых санитарно-гигиенических условий проживания и питания этих детей, обеспечение их высокоэффективными противопаразитарными лекарственными препаратами, предназначенными для применения в северных регионах;
- организация проведения комплекса профилактических мероприятий среди детей в очагах гельминтозов;
- содействие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи детям при установленной причинной связи заболевания с воздействием радиации в результате радиационных аварий;
- содействие в проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение адаптационно-компенсаторных реакций организма детей, подвергшихся воздействию радиации.
5.3 Социально-психологические услуги
Социально-психологические услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, предоставляют в следующем составе, содержании и формах:
5.3.1 Социально-психологические услуги, направленные на оказание помощи в коррекции психологического состояния детей для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия:
- психологическая диагностика детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определение степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений и развитию личностных ресурсов;
- социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений, социальных и жизненных компетенций);
- содействие в получении экстренной психологической помощи (в том числе по телефону, посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также с привлечением священнослужителей);
- психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление девиаций в психическом и социальном развитии детей;
- психологическая поддержка и сопровождение в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей и связей внутри семьи, в возвращении детей к родителям или лицам, их заменяющим, в восстановлении или установлении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
- психологический анализ и психотерапия (немедицинская) с целью восстановления психических процессов, повышения уровня и качества приспособительных и ориентировочных функций психики детей;
- психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, эмоционально-волевых нарушений;
- психологическая экспертиза по гражданским, уголовным и иным направлениям;
- социально-психологический патронаж.
5.3.2 Прочие социально-психологические услуги:
- психолого-медико-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации детей, ее источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личного развития и поведения детей;
- психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для них людьми;
- психологическая помощь детям по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения детей из состояния посттравматического стресса;
- проведение среди детей воспитательно-профилактической работы в целях устранения различных психологических факторов и причин, обуславливающих отклонение в состоянии их психического здоровья, а также педагогической и социальной запущенности;
- распространение среди детей общих начальных психологических знаний;
- диагностическое обследование психофизического, интеллектуального, социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школе;
- подготовка детей к самостоятельной семейной жизни по достижению совершеннолетия;
- оказание психологической помощи детям, подвергшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий, в преодолении негативных последствий этих аварий, повышении их социально-психологического самочувствия, устранение тревоги и страха за будущее.
5.4 Социально-педагогические услуги
Социально-педагогические услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, предоставляют в следующем составе, содержании и формах:
5.4.1 Социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности несовершеннолетнего, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей:
- педагогическая помощь детям, направленная на профилактику отклонений в поведении, асоциальных ценностей, социально неодобряемых личностных качеств;
- формирование у детей позитивных интересов, конструктивных социально приемлемых отношений с родителями и окружающих их взрослыми;
- противодействие распространению среди детей идеологии АУЕ;
- социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
- социальная коррекция педагогической запущенности детей, формирование ассертивного поведения;
- содействие в организации профессиональной ориентации и профессионального обучения детей;
- формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
- организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия);
- организация дополнительного образования детей;
- тьюторское сопровождение детей с девиантным поведением.
5.4.2 Прочие социально-педагогические услуги:
- содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности;
- оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
- создание условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение);
- социально-педагогическая диагностика и обследование интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школьному обучению;
- организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;
- содействие в создании условий для нормального обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в местах их компактного проживания;
- содействие в организации обучения детей по новым педагогическим технологиям коррекционно-развивающего обучения, создание благоприятных условий для социально-культурной адаптации, семейного и гражданско-патриотического воспитания, развития творческих способностей детей к различным видам деятельности, активно влияющей на их социализацию в разных сферах (игре, обучении, труде, общении);
- обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок ремесел, изобразительного и прикладного искусства детей в центрах временного размещения, местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев;
- организация праздничных представлений и театрально-концертного обслуживания детей в местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев.
5.5 Социально-трудовые услуги
Социально-трудовые услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией.
Социально-трудовые услуги предоставляют в следующем составе, содержании и формах:
- содействие (через органы опеки, попечительства и занятости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;
- проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;
- организация помощи в получении образования, в том числе профессионального образования в соответствии с их способностями.
5.6 Социально-правовые услуги
Социально-правовые услуги, изложенные в настоящем подразделе, направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов детей.
Социально-правовые услуги предоставляются в следующем составе, содержании и формах:
- оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;
- содействие в осуществлении мер социальной поддержки детей, установленных законодательством Российской Федерации;
- оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов детей;
- оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);
- консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и на защиту своих интересов;
- оказание помощи ведомствам и учреждениям, детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в оформлении документов на лишение родительских прав лиц, подвергающих детей любым формам физического или психологического насилия, помощи в жизненном устройстве этих детей и привлечении к ответственности лиц, виновных в насилии над ними;
- оказание помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права детей;
- обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов;
- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
- оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям мер социальной поддержки, положенных им в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов, удостоверяющих личность детей, документов для направления детей на временное пребывание в учреждения социального обслуживания, а также оказание помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей;
- участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы детей, нуждающихся в жизненном устройстве;
- консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей);
- оказание помощи в оформлении документов для направления детей, проживающих с родителями, которые временно неспособны заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, в учреждения социального обслуживания на временное пребывание;
- оказание правовой помощи при решении практических задач самостоятельно проживающим выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- социально-правовой патронаж детей.
5.7 Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала направлены на снижение коммуникативных барьеров детей, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, во всех формах социального обслуживания.
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала предоставляются в следующем составе и формах:
- проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
- обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
- оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.
5.8 Срочные социальные услуги
Срочные социальные услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в целях оказания неотложной помощи предоставляют в следующем составе, содержании и формах:
- обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия;
- обеспечение получателя социальных услуг одеждой и обувью (в том числе бывшей в употреблении), средствами санитарии и гигиены, средствами ухода за детьми и другими предметами первой необходимости;
- обеспечение временным проживанием детей в учреждениях социального обслуживания с предоставлением им полного государственного обеспечения;
- содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов детей;
- содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
Библиография
[1] |
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ |
|
[2] |
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ |
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" |
[3] |
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ |
"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
[4] |
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ |
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
[5] |
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ |
"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" |
[6] |
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ |
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
[7] |
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ |
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59324-2021 "Реабилитационные социальные услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 марта 2021 г. N 155-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2021 г.
Дата введения - 1 октября 2021 г.