Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2014 г. N Ф10-4300/13 по делу N А23-1463/2013

 

г.Калуга

 

8 октября 2014 г.

Дело N А23-1463/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2014.

Постановление изготовлено в полном объеме 08.10.2014.

 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи

Ключниковой Н.В.

судей

Стрегелевой Г.А.

 

Смолко С.И.

при участии в заседании:

 

от индивидуального предпринимателя Давыдова Д.В. (г.Калуга);

- Давыдова Д.В. (личность удостоверена, паспорт); Давыдова В.В. - представителя по доверенности от 01.10.2014; Чурина В.Г. - представителя по доверенности от 01.10.2014;

от Городской Управы города Калуги (ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947, г. Калуга, ул. Кутузова, 2/1, 248000);

 

от Управления архитектуры и градостроительства города Калуги (ОГРН 1114028000404, ИНН 4028047790, г. Калуга, ул. Московская, 188, 248021);

 

от третьего лица

общества с ограниченной ответственностью "Тандем плюс" (ОГРН 1054003001601, ИНН 4027067320, г. Калуга, ул. Кирова, 1, 248001);

- Журавлевой Е.Ю. - представителя по доверенности от 15.01.2013 N 01/7-13-д;

 

 

- Журавлевой Е.Ю. - представителя по доверенности от 16.05.2014 N 1288/07-14;

 

 

 

 

- не явились, о месте и времени

слушания дела извещены

надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Городской Управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 31.03.2014 (судья Аникина Е.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 (судьи Волкова Ю.А., Рыжова Е.В., Капустина Л.А.) по делу N А23-1463/2013,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Давыдов Денис Васильевич (далее - ИП Давыдов Д.В., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании градостроительного плана земельного участка N RU403010001878, утвержденного постановлением Городской Управы города Калуги (далее - Управа) от 04.12.2012 N 14406-ПИ, недействительным в части чертежа плана земельного участка и линий градостроительного регулирования и об обязании Управления архитектуры и градостроительства города Калуги (далее - Управление) разработать чертеж градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 40:26:000122:0120 с зоной допустимого размещения объектов капитального строительства без отступа от границы земельного участка в точках поворота границы земельного участка N 12-14 (с учетом уточнения требований).

Определением суда от 15.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тандем Плюс" (далее - ООО "Тандем Плюс", Общество).

Решением суда от 08.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2013 решение суда от 08.07.2013 оставлено без изменений.

Постановлением суда кассационной инстанции от 24.01.2014 решение суда от 08.07.2013 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.2013 по настоящему делу были отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением суда от 31.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.06.2014, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управа просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм процессуального, материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ИП Давыдову Д.В. на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов площадью 11 705 кв. метров с кадастровым номером 40:26:000122:0120, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Московская, д. 286, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.09.2012.

В целях осуществления на этом земельном участке строительства административно-производственного здания Предприниматель обратился в ООО "АрДи Проект" за подготовкой предпроектной проработки территории возможного размещения нового здания.

18.10.2012 Предприниматель обратился в Управление с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 40:26:000122:0120.

Постановлением Управы от 04.12.2012 N 14406-ПИ утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: г. Калуга, ул. Московская, 286.

21.01.2013 Предпринимателем сформирован необходимый для предпроектной подготовки пакет документов, включающий отчет об инженерно-геодезических изысканиях ООО "Топограф", градостроительный план от 04.12.2012 и письмо главного архитектора г. Калуги от 24.01.2013 N 133/07-13.

05.02.2013 Предпринимателем получено письмо и представление, подготовленные ООО "АрДи Проект" по результатам предпроектной проработки и анализа документации, из содержания которого Предпринимателю стало известно, что строительство запланированного производственно-административного здания невозможно, поскольку чертежом градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 40:26:000122:0120 определена зона допустимого размещения объектов капитального строительства, исходя из которой заявитель вправе размещать объекты капитального строительства (объекты недвижимости), отступив от границы своего участка (проходящей вдоль улицы Московской) на 12,2 метра в точках поворота границы земельного участка N 12-14.

Посчитав, что оспариваемым ненормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.

В части 7 данной статьи предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.

В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.

В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В части 13 этой же статьи предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ).

Статья 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.

В статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации разъяснено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В части 12 указанной статьи предусмотрены разделы, входящие в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов: пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка; архитектурные решения; конструктивные и объемно-планировочные решения; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; проект организации строительства объектов капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства); перечень мероприятий по охране окружающей среды; перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации).

Согласно статье 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетание, в том числе и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка (подпункт 3 части 3 статьи 44 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).

Исходя из вышеназванных положений нормативно-правовых актов градостроительный план земельного участка определяет параметры возможного размещения объекта капитального строительства на конкретном земельном участке без указания параметров объекта, без ситуационного размещения объекта и является документом, служащим основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства.

Вдоль границы земельного участка, принадлежащего заявителю, от точки 12 до точки 13 по чертежу градостроительного плана на расстоянии порядка 2,8 м по направлению на северо-запад расположен земельный участок с кадастровым номером 40:26:000122:231, предоставленный ООО "Тандем Плюс" в аренду, с видом разрешенного использования - под автозаправочную станцию.

На момент составления оспариваемого чертежа градостроительного плана и до настоящего времени разрешение ООО "Тандем Плюс" на строительство АЗС на земельном участке с кадастровым номером 40:26:000122:231 не выдавалось. Строительство АЗС на данном участке ООО "Тандем Плюс" не велось.

Отсутствие определенности размещения автозаправочных станций моторного типа на земельном участке, принадлежащем третьему лицу, позволили суду придти к обоснованному выводу, что при данных обстоятельствах градостроительный план N RU403010001878 в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

Исходя из положений, содержащихся в пункте 2 Определения Конституционного Суда РФ от 20.12.2005 N 518-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб общества с ограниченной ответственностью "Нефте-стандарт" на нарушение конституционных прав и свобод положениями глав 23 и 24, статей 153, 191, 192, 193, 197, 198, 199, 287, 292, 299, 301, 305 АПК РФ" следует, что при рассмотрении дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, какой характер носит оспариваемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права юридических лиц и предпринимателей, соответствует ли законам, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав, - иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы арбитражного суда о том, что ГПЗУ, утвержденный 04.12.2012, в части удовлетворенных судом требований, не соответствует требованиям статьи 44 ГрК РФ и нарушает законные права и интересы предпринимателя, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности по застройке земельного участка, расположенного по ул. Московской, д.286.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.

Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку доказательств и установленных арбитражными судами обстоятельств дела на основании исследованных доказательств, которые были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, и у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для их переоценки.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калужской области от 31.03.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу N А23-1463/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

 

Председательствующий

Н.В. Ключникова

 

Судьи

Г.А. Стрегелева
С.И. Смолко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Исходя из положений, содержащихся в пункте 2 Определения Конституционного Суда РФ от 20.12.2005 N 518-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб общества с ограниченной ответственностью "Нефте-стандарт" на нарушение конституционных прав и свобод положениями глав 23 и 24, статей 153, 191, 192, 193, 197, 198, 199, 287, 292, 299, 301, 305 АПК РФ" следует, что при рассмотрении дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, какой характер носит оспариваемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права юридических лиц и предпринимателей, соответствует ли законам, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав, - иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы арбитражного суда о том, что ГПЗУ, утвержденный 04.12.2012, в части удовлетворенных судом требований, не соответствует требованиям статьи 44 ГрК РФ и нарушает законные права и интересы предпринимателя, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности по застройке земельного участка, расположенного по ул. Московской, д.286."