г.Калуга |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А36-733/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2014 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2015 г. N 310-ЭС14-5955 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Смолко С.И. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1084802000799, ИНН 4802011639, Песковатская ул., д. 17, г. Грязи, Липецкая область, 399057): Хамхоева Р.Ю. - представителя по доверенности от 04.08.2014 без номера; Чикалова М.В. - представителя по доверенности от 06.10.2014 без номера; Сорокина Д.В. - представителя по доверенности от 04.08.2014 без номера;
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760, Советская ул., д. 3, г. Липецк, Липецкая область, 398001): Кожевникова С.В. - представителя по доверенности от 16.07.2014 без номера;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.05.2014 (судья Хорошилов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-733/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Жилищная инспекция) о признании недействительными (незаконными) предписаний от 25.11.2013 N 33 (с учетом уточнений и объединения дел).
Решением суда от 19.05.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
По мнению заявителя жалобы, судами неправильно применены нормы материального права, ввиду чего просит отменить настоящие судебные акты и принять по спору новое решение - об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы жалобы. Представитель заинтересованного лица просил оставить принятые решение суда от 19.05.2014 и постановление от 25.07.2014 без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция считает, что судебные акты по делу подлежат отмене, с принятием нового судебного акта по существу спора по следующим основаниям.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 25.09.2013 и 20.11.2013 в Жилищную инспекцию поступили коллективные обращения жителей многоквартирного жилого дома N 1А по ул. Красная Площадь и дома N 67 по ул. Советская города Грязи Липецкой области по вопросу соблюдения действующего законодательства при начислении размера платы за коммунальные услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
Жилищной инспекцией в отношении ООО "Водоканал" проведена внеплановая документарная проверка обоснованности поступивших обращений.
Из актов проверки от 25.11.2013 N 6152 и от 25.11.2013 N 6015 следует, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 01.06.2013 из подпункта "в" пункта 4 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме," поэтому услуга по водоотведению на общедомовые нужды подлежала исключению из расчета размера платы. Вместе с тем в нарушение требований действующего законодательства общество производило начисление платы на общедомовые нужды за июнь - октябрь и за июнь - сентябрь 2013 года жителям вышеназванных домов.
По результатам проверки 25.11.2013 Жилищной инспекцией вынесено два предписания под номером 33, в которых указано ООО "Водоканал" на необходимость произвести перерасчет размера платы за водоотведение на общедомовые нужды по адресу: Липецкая область, г. Грязи, ул. Советская, д. 67, и по адресу: Липецкая область, г. Грязи, ул. Красная Площадь, д. 1А за период с 01.06.2013 по настоящее время в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исключив начисления размера платы по водоотведению на общедомовые нужды за указанный период.
ООО "Водоканал" оспорило упомянутые предписания в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу, что выданные обществу предписания по своему содержанию соответствуют характеру выявленного нарушения Правил N 354, поскольку с 01.06.2013 законодательством не только не предусматривается оказание коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, но исключается применение ранее установленных нормативов и их установление на будущее.
К указанному выводу суды пришли в связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", в соответствии с которыми из пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, исключен абз. 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды", и из пункта 4 Правил N 354, где указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Между тем, хотя указанные нормативные акты претерпели изменения, судам надлежало учитывать следующее.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К правоотношениям по водоснабжению применяются нормы об энергоснабжении (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 539, статьи 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - закон о водоснабжении) абонентом является физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу части 5 статьи 1 настоящего Закона к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения данного Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются законом о водоснабжении. В соответствии со статьей 20 этого Закона коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения; сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом. При отсутствии прибора учета допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом. В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
Порядок предоставления коммунальных услуг, определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется помимо прочего нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, пункты 2, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод (многоквартирные дома по адресу: г.Грязи, ул.Советская, д.67 и по адресу: Липецкая область, г.Грязи, ул.Красная Площадь, д.1А прибором учета сточных бытовых вод не оборудованы) объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения.
Также, согласно статье 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях.
Данный порядок не противоречит ни нормам Закона о водоснабжении, ни жилищному законодательству.
Таким образом, поскольку общедомовой учет сточных вод в указанных выше домах не установлен, объем услуг водоотведения должен определяться по показаниям общедомовых приборов учета потребления холодной и горячей воды.
Следует отметить, что редакция пункта 13 Приложения 2 Правил 354, которая отражает начисление и расчет платы за услуги водоотведения на общедомовые нужды, не изменена, расчетная формула N 12, по которой осуществляется расчет платы за услугу водоотведения, осталась прежней.
Действующей редакции настоящих Правил предусмотрено выставление объемов на общедомовые нужды за все виды коммунальных услуг, включая услуги водоотведения, за исключением коммунальной услуги по отоплению, о чем указано в пунктах 40 и 44 Правил N 354.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции, поддержанные апелляционным судом, о том, что предписания, выданные обществу Жилищной инспекцией о перерасчете размера платы за водоотведение на общедомовые нужды по адресам Липецкая область, г. Грязи, ул. Советская, д. 67 и по адресу: Липецкая область, г. Грязи, ул.Красная Площадь, д. 1А за период с 01.06.2013 по настоящее время законны, не соответствуют вышеприведенным законодательным требованиям.
Учитывая изложенное, суды неправомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так как у Жилищной инспекции не было надлежащих правовых оснований для вынесения предписаний от 25.11.2013 N 33, заявленные по делу требования подлежат удовлетворению.
Поскольку для принятия нового решения по настоящему спору не требуется установления обстоятельств или исследования доказательств, то судебная коллегия кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО"Водоканал".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.05.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 по делу N А36-733/2014 отменить.
Признать недействительными предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области от 25.11.2013 N 33.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления коммунальных услуг, определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется помимо прочего нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, пункты 2, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод (многоквартирные дома по адресу: г.Грязи, ул.Советская, д.67 и по адресу: Липецкая область, г.Грязи, ул.Красная Площадь, д.1А прибором учета сточных бытовых вод не оборудованы) объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения.
Также, согласно статье 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях.
Данный порядок не противоречит ни нормам Закона о водоснабжении, ни жилищному законодательству."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. N Ф10-3298/14 по делу N А36-733/2014
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 215-ПЭК15
17.10.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3298/14
25.07.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3790/14
19.05.2014 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-733/14