г. Калуга |
|
7 ноября 2014 г. |
Дело N А14-12461/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Сладкопевцевой Н.Г. Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: |
|
||
от истца МКП ГО г. Воронеж "Воронежтеплосеть": |
не явились, извещены надлежаще; |
||
от ответчика ООО "Беговое": |
не явились, извещены надлежаще; |
||
от третьих лиц: |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Беговое", г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 по делу N А14-12461/2013,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть", ОГРН 1023602243037, (далее - МКП городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "БЕГОВОЕ", ОГРН 1103668035283, (далее - ООО "БЕГОВОЕ", ответчик) и с учетом произведенного уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ просит взыскать с ответчика расходы по установке общедомовых приборов учета в размере 515 530 руб. 98 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами с 05.10.2013 по 30.01.2014 в размере 13 704 руб. 53 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2014 (судья Шулепова Л.В.) исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взысканы расходы по установке общедомовых приборов учета в сумме 515 530 руб. 98 коп. В остальной части требований судом отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 (судьи Афонина Н.П., Алферова Е.Е., Колянчикова Л.А.) решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Беговое" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 отменить в части взыскания расходов по установке общедомовых приборов учёта в размере 515 539 руб. 98 коп.
Стороны, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 15.04.2009 между МУП "Воронежтеплосеть" (энергоснабжающая организация) и ООО "Беговая" (абонент) был заключен договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды, по условиям которого ЭСО обеспечивает подачу тепловой энергии и горячей воды абоненту через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности), а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования.
Истец в адрес ООО "Беговая" направлял письма от 25.08.2010 N 4409/39, от 26.08.2010 N 4497/36 о том, что с 27.11.2009 вступил в законную силу Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и управляющей компании необходимо провести собрание с собственниками и принять решение об оснащении многоквартирных жилых домов приборами учета. В случае не исполнения действующего законодательства МКП "Воронежтеплосеть" будет вынуждена оснастить приборами учета МКД, при этом будет необходимо обеспечить допуск представителей к местам установки приборов учета и оплатить расходы.
В связи с данным обращением, 01.07.2011 в адрес МКП "Воронежтеплосеть" от ООО "Беговая" поступила заявка на заключение договора об установке и эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов.
16.09.2011 ООО "Беговая" в адрес МКП "Воронежтеплосеть" направило письмо N 127-КР о согласовании проекта установки ОПУ на отопление и ГВС в многоквартирном доме по адресу: г. Воронеж, ул. Шишкова, 61, гарантировал оплату.
МКП "Воронежтеплосеть", приняв заявку от управляющей организации, в период с 01.01.2011 по 01.01.2012 с привлечением подрядных организаций (ООО "АСТУР", ООО МСК "ЮМИГ") произвело установку приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения на жилых домах, подключенных к тепловым сетям МКП "Воронежтеплосеть" по адресам: г. Воронеж, ул. Шишкова, д. 61 (п. 4, п. 5 - 6) и д. 67. Общая стоимость работ по установке оборудования, входящего в состав узла учета составила 515 530 руб. 98 коп.
На момент установки приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, управляющей компанией многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Шишкова, д. 61 и д. 67 являлось Общество с ограниченной ответственностью "Беговая".
ООО "Беговая" не оплатило работы по установке общедомовых приборов учета.
С 01 июля 2012 года ООО "БЕГОВОЕ" является управляющей компанией спорных многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Шишкова, д. 61 и д. 67.
Между сторонами отсутствует заключенный договор на поставку тепловой энергии, данный договор находится в стадии урегулирования разногласий, что подтверждается представленными в материалы дела документами (письмом от 30.08.2012 исх. N 16 о замене стороны в договоре, письмом от 29.11.2013 N 5387/94, письмом N 93 от 27.12.2013, протоколом разногласий, протоколом согласования разногласий и др.), однако истец является единственной организацией поставляющей тепловую энергию в указанные многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
Поскольку собственниками помещений многоквартирного дома не было принято решение об установке общедомового узла учета тепловой энергии, истец МКП городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (заказчик) для проектирования и установки узла учета тепловой энергии заключило с ООО "АСТУР" (подрядчиком) договор от 25.07.2011 N 158/13-11.
В соответствии с приложением к договору от 25.07.2011 N 158/13-11 в список жилых домов, подключенным к тепловым сетям МКП "Воронежтеплосеть", на которых необходимо установить узлы учета тепловой энергии и теплоносителя, были включены и дом N 61 (подъезды 4, 5, 6) и дом N 67 по ул. Шишкова в г. Воронеже.
Спорные узлы учета тепловой энергии были допущены в эксплуатацию с 28.09.2011 по 01.10.2012, о чем составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у абонента.
МКП "Воронежтеплосеть" и ООО "Астур" 30.12.2011 подписали акты N 1 от 01.03.2012, N 1 от 30.12.2011, N 1 от 01.03.2012 о приемке выполненных работ - установка приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в жилых домах по ул. Шишкова д. 61 (подъезды 4, 5, 6), д. 67.
Истец МКП городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (заказчик) для проектирования и установки узла учета тепловой энергии
заключило также с ООО МРСК "ЮМИГ" (подрядчиком) договор от 09.08.2011, в соответствии с условиями которого МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) поручает и обязуется оплатить, а ООО МРСК "ЮМИГ" (подрядчик) обязуется выполнить и сдать заказчику работы по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения на жилых домах, подключенных к тепловым сетям МКП "Воронежтеплосеть" согласно приложения N 1.
В соответствии с договором работы завершены и приняты заказчиком.
На основании изложенного, истец полагает, что выполнил предусмотренные договором работы и сдал результат ООО "Беговая" по актам формы КС-2 КС-3.
Согласно справкам от 01.03.2012 N 1, от 30.12.2011 N 1 и от 01.03.2012 N 1, актам КС-2, КС-3, общая стоимость работ по устройству узлов учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пункт в жилых домах д. 61 (подъезды 4, 5, 6), д. 67 по ул. Шишкова составила 515 530 руб. 98 коп.
Истец направил в адрес ООО "БЕГОВОЕ" с сопроводительным письмом N 1906 от 26.04.2013 два экземпляра договора N 1973/ОДПУ от 18.04.2013 купли-продажи общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды (ОДПУ) с Приложением N 1 (список ОДПУ, установленных в жилых домах ООО "БЕГОВОЕ"), для подписания уполномоченным лицом. Срок для акцепта по настоящей оферте устанавливается в 10 дней.
26.04.2013 истец направил ООО "БЕГОВОЕ" письмо N 1907, в котором уведомил о выполненных работах; направил акты о приемке выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) к договору N 1973/ОДПУ от 18.04.2013.
Истец также направил в адрес ООО "БЕГОВОЕ" проектную и паспортную документацию на общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячей воды к договору N 1973/ОДПУ от 18.04.2013 по адресам: ул. Шишкова д. 61 (п. 4, п. 5), д. 67.
Вышеуказанные документы, направленные истцом ответчику, получены, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении, однако от ООО "БЕГОВОЕ" ответа не последовало, приемка работ по договору купли-продажи N 1973/ОДПУ общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды от 18.04.2013 не выполнена, оплата не произведена.
МКП "Воронежтеплосеть" 13.09.2013 обратилось в ООО "БЕГОВОЕ" с претензией (исх. N 4118), в которой указало на необходимость оплатить расходы, включающие в себя стоимость ОДПУ и стоимость по их установке в размере 515 530 руб. 98 коп. Претензия также оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета, установленных РСО в спорных жилых домах, собственниками которых избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением расходов собственниками помещений, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.
Договор купли-продажи N 1973/ОДПУ общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды от 18.04.2013, который направлялся в адрес ответчика, фактически по своей природе является договором по передаче приборов учета. Так в соответствии с п. 1.1 договора поставщик обязуется передать по акту для последующей передачи в общедолевую собственность потребителей коммунальных услуг общедомовые приборы учета (ОДПУ), оборудование по диспетчеризации, а при необходимости антивандальные средства защиты ОДПУ (двери, решетки), установленные в многоквартирных домах УК.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В настоящем случае собственники с 01.07.2012 выбрали управляющей компанией ООО "Беговое", что подтверждается представленными в материалы дела документами и не отрицается сторонами.
На данный момент ООО "Беговое" является управляющей компанией и осуществляет управление в отношении домов N 61 и N 67 по ул. Шишкова г. Воронежа.
Между собственниками спорных многоквартирных домов и ООО "Беговое" заключен договор управления спорными домами.
На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином -собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
На основании ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 01.07.2010 она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение Федерального закона N 261-ФЗ Министерством энергетики Российской Федерации изданы приказ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646), и приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов".
Таким образом, нормами Федеральным законом N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, исходя из совокупного анализа указанных норм арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что содержание части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Иное толкование заявителем положений Закона об энергосбережении, Жилищного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о неправильном применении их судами при рассмотрении настоящего дела.
Факт выполнения работ, их стоимость и качество, фактическое пользование приборами учета ООО "Беговое" не оспаривает.
Фактически понесенные энергоснабжающей организацией расходы подтверждены, представленными в материалы дела: Соглашением о порядке погашения задолженности от 14.02.2013, заключенным между МКП "Воронежтеплосеть" и ООО "АСТУР" и платежными поручениями N 1146 от 17.04.2013, N 2416 от 29.07.2013, N 2624 от 22.08.2013, N 422 от 18.02.2013, N 769 от 20.03.2013, N 1554 от 21.05.2013, N 1712 от 31.05.2013, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда от 04.02.2013 по делу N А14-14259/2012, платежными поручениями об оплате: N 770 от 20.03.2013, N 1555 от 21.05.2013, N 1979 от 21.06.2013, N 1145 от 17.04.2013, N 2418 от 29.07.2013, N 421 от 18.02.2013.
Исходя из толкования вышеизложенных норм, расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.
Учитывая факт наличия у ответчика, как управляющей организации, обязанности по оплате проведения работ по установке узла учета, а также отсутствия доказательств оплаты по акту приемки и допуска в эксплуатацию узла учета холодной воды, арбитражные суды обоснованно удовлетворили исковые требования в сумме 515 530 руб. 98 коп.
Поскольку доказательств, опровергающих факт надлежащего допуска приборов учета в эксплуатацию в нарушение ст. 65 АПК РФ ответчик не представил, доводы ответчика в данной части правомерно отклонены арбитражными судами и также подлежат отклонению кассационной коллегией как несостоятельные.
Ссылка ответчика на отсутствие отдельного договора на оказание услуг по установке приборов учета, с учетом существующего между сторонами договора по управлению многоквартирными домами, а также возложенной на управляющую организацию законодателем обязанности по содержанию имущества, также правомерно признана арбитражными судами несостоятельной.
Таким образом, все доводы заявителя кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций, и по существу, направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемых судебных актов, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой представленных в дело доказательств, данных арбитражными судами, в силу ст. 286 АПК РФ не может служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 по делу N А14-12461/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, исходя из совокупного анализа указанных норм арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что содержание части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Иное толкование заявителем положений Закона об энергосбережении, Жилищного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о неправильном применении их судами при рассмотрении настоящего дела."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. N Ф10-3586/14 по делу N А14-12461/2013
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3586/14
11.09.2014 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3586/14
21.07.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3206/14
07.04.2014 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-12461/13