Дело рассмотрено 03.04.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 09.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Стрегелевой Г.А. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от некоммерческого партнерства саморегулируемой организации в строительстве "Региональное объединение организаций строительного комплекса "Строители Воронежской области" (ОГРН 1083600001473, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 58а, 394030) от общества с ограниченной ответственностью "Газполимерсервис" (ОГРН 1043691001705, Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Совхозная, 21, 397504) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 55, 394000)
от третьих лиц: администрации Таловского городского поселения Таловского муниципального района Воронежской области (Воронежская область, р.п. Таловая, ул. Советская, 100, 397480) общества с ограниченной ответственностью "Энергоучет" (г. Воронеж, ул. Ф.Энгельса, 24-61, 394036) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2011 (судья Сорокина Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 (судьи Протасов А.И., Сергуткина В.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А14-6014/2011,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство саморегулируемой организации в строительстве Региональное объединение организаций строительного комплекса "Строители Воронежской области" (далее - Партнерство) и общество с ограниченной ответственностью "Газполимерсервис" (далее - ООО "Газполимерсервис", Общество) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 07.06.2010 N 174-з.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Энергоучет" (далее - ООО "Энергоучет") и Администрации Таловского городского поселения Таловского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация).
Решением суда от 13.10.2011 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2011 решение суда от 13.10.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, Администрацией был организован открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ по строительству водоснабжения в рамках долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода Воронежской области на период 2011-2017 годов", который размещен на площадке ЗАО "Сбербанк - ACT", номер извещения 0131300028911000006.
Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок на право заключить муниципальный контракт от 17.05.2011 Общество было допущено к участию в аукционе.
Согласно протокола подведения итогов аукциона от 27.05.2011 вторая часть заявки ООО "Газполимерсервис" отклонена на основании п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в связи с непредставлением документов, подтверждающих допуск к работам в составе инженерно-геодезических изысканий, создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемках подземных коммуникаций и сооружений.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в антимонопольный орган с жалобой на действия аукционной комиссии.
По мнению заявителя жалобы, данный вид работ предусмотрен в перечне видов работ по инженерно-геодезическим изысканиям (код 4560290), а конкурс проводился по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. При этом в сводно-сметном расчете, который прилагается в составе конкурсной документации, отсутствуют виды работ, которые бы потребовали допуск в области инженерных изысканий. Поскольку ООО "Газполимерсервис" имеет допуск к работам в составе инженерно-геодезических изысканий п. 1.3 Создание и обновление инженерно- геодезических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений, и свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ в области инженерных изысканий от 17.05.2011 N 1298 было предоставлено на обозрение конкурсной комиссии, которая не стала рассматривать представленные документы, то отстранение Общества от заключения государственного контракта незаконно.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Газполимерсервис" решением от 07.06.2011 по делу N 174-з Управление отказало в ее удовлетворении.
Посчитав данное решение незаконным, Партнерство и Общество оспорили его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 10 и ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона в электронной форме, то есть открытого аукциона, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Закона.
Частями 1, 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона, и содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 7 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается.
Пунктом 1 части 6 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ установлено, что заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае: непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ установлен запрет на допуск аукционной комиссией к участию в аукционе участника размещения заказа в случае несоответствия заявки требованиям ст. 11 Закона о размещении заказов.
Пунктом 4.1 СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" предусмотрено, что инженерные изыскания для строительства являются видом строительной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных и техногенных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) объектов строительства, составление прогнозов взаимодействия этих объектов с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения.
На основе материалов инженерных изысканий для строительства осуществляется разработка предпроектной документации, в том числе градостроительной документации и обоснований инвестиций в строительство, проектов и рабочей документации строительства предприятий, зданий и сооружений.
Необходимость выполнения конкретного вида инженерных изысканий определяется многими факторами: вид и назначение строящегося объекта, метеорологические и климатические условия территории строительства и др. (п. 5 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ).
Инженерные изыскания подразделяются на основные (инженерно-геодезические; инженерно-геологические; инженерно-гидрометеорологические; инженерно-экологические; инженерно-геотехнические) и специальные (геотехнические исследования; обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций; поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения; локальный мониторинг компонентов окружающей среды; разведка грунтовых строительных материалов; локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод).
Результат инженерных изысканий представляет документ (отчет) о выполнении инженерных изысканий, содержащий материалы в текстовой и графической форме. Результаты инженерных изысканий являются основанием для осуществления проектных работ.
Перечень видов инженерных изысканий является исчерпывающим и утвержден на основании ст. 47 Градостроительного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
Проектирование - вид строительной деятельности, состоящий в подготовке документации, определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства. Совместно с проектом, как правило, подготавливается сметная документация, определяющая стоимость работ.
Основной этап - это собственно строительство, осуществляемое в соответствии с проектно-сметной документацией, подготовленной на основании результатов инженерных изысканий.
Нормативным отражением самостоятельности инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства служит их принадлежность к разным подклассам строительных услуг в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 029-2007).
Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" также предусматривал их лицензирование в качестве самостоятельных видов деятельности. Кроме того, разработаны отдельные положения о лицензировании.
В качестве самостоятельных видов деятельности рассматриваются проектирование и инженерные изыскания также в Градостроительном кодексе РФ (ст.ст. 47, 48 ГрК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме в наименовании заказа был указан код 4520000 - Услуги по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений. При этом вид работ в составе инженерно-геологический изысканий, в частности к созданию и обновлению инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений предусмотрен в перечне видов работ по инженерно-геодезическим изысканиям код 4560290.
Конкурс был проведен по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Пункт 8.21 Информационной карты документации об аукционе содержит "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме, инструкция по ее заполнению".
К содержанию и составу заявки установлено обязательное предоставление копий документов, подтверждающих соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ, в том числе: копию выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству капитального объекта в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" по следующим видам работ:
I. Виды работ по инженерным изысканиям
1. Работы в составе инженерно-геологических изысканий
1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
Пунктом 5.5. проекта муниципального контракта, приведенного в составе документации торгов указано, что подрядчик обязан произвести исполнительную съемку и предоставить заказчику экземпляр исполнительной документации геодезических работ и справку из Департамента архитектуры и строительной политики г. Воронежа о том, что результаты исполнительной съемки отражены на топографических планшетах, и передать объект заказчику в состоянии, позволяющем его эксплуатацию.
Изготовление и передача исполнительной документации, представляющей собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ, регламентировано законодательством Российской Федерации.
Допуск саморегулируемой организации в строительстве к геодезическим работам, выполняемым на строительной площадке требуется только на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, которые указаны в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
Объект водоснабжения в р.п. Таловая Воронежской области не является особо опасным, технически сложным или уникальным объектом.
Доказательств обратного в материалах дела не представлено.
Производство исполнительной съемки относится к производству геодезических работ в процессе строительства, включается в накладные расходы при осуществлении строительства, в соответствии с пунктом СНиП 3.01.03-84 "Геодезические работы в строительстве". В порядке пункта 6 "Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения", утвержденных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1128 заказчик указывает, что исполнительная документация включает в себя исполнительные геодезические схемы.
Довод жалобы об обязанности предоставления участниками размещения заказа допуска саморегулируемой организации по инженерным изысканиям к работам в составе инженерно-геологических изысканий является обоснованным и законным, поскольку соответствует п. 1.2 СНиП 3.01.03-84, ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, фактически повторяет доводы, изложенные Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, и нашел свое отражение в судебном акте. Он был подробно исследован и ему была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что заказчик нарушил требования ч. 3.1 статьи 34, ч. 3 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и создал одному из будущих участников торгов преимущественные условия участия в торгах, при этом указанные обстоятельства УФАС не были приняты во внимание, в связи с чем, решение антимонопольного органа по делу от 07.06.2011 N 174-3 является недействительным.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 по делу N А14-6014/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод жалобы об обязанности предоставления участниками размещения заказа допуска саморегулируемой организации по инженерным изысканиям к работам в составе инженерно-геологических изысканий является обоснованным и законным, поскольку соответствует п. 1.2 СНиП 3.01.03-84, ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, фактически повторяет доводы, изложенные Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, и нашел свое отражение в судебном акте. Он был подробно исследован и ему была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что заказчик нарушил требования ч. 3.1 статьи 34, ч. 3 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и создал одному из будущих участников торгов преимущественные условия участия в торгах, при этом указанные обстоятельства УФАС не были приняты во внимание, в связи с чем, решение антимонопольного органа по делу от 07.06.2011 N 174-3 является недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 апреля 2012 г. N Ф10-846/12 по делу N А14-6014/2011