Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей: |
Маргеловой Л.М. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Зайцевой Л.А. (390039, г. Рязань, ул. Интернациональная, д. 2, кв. 46, ОГРН 304622904100182) |
Варгина В.В. - представителя (дов. от 24.06.2011 б/н пост.), |
от межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области (390000, г. Рязань, Первомайский пр-т., 15/21) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Управления ФНС России по Рязанской области (390013, г. Рязань, пр-д Завражного, 5) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.11.2011 (судья Ушакова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 (судьи Тиминская О.А., Тимашкова Е.Н., Еремичева Н.В.) по делу N А54-2296/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Зайцева Любовь Алексеевна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 28.02.2011 N 12-05/00604 дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной проверки с учетом изменений, внесенных решением Управления ФНС России по Рязанской области от 02.08.2011 N 15-12/08942.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.11.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение инспекции в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 101 222 руб. 74 коп., начисления пени по НДС в сумме 125 116 руб. 57 коп., предложения уплатить НДС в общей сумме 506 113 руб. 70 коп.
В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Рязанской области просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя предпринимателя, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка ИП Зайцевой Л.А. по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, по результатам которой составлен акт от 21.01.2011 N 12-05/00139ДСП и принято решение от 28.02.2011 N 12-05/00604дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю также доначислены налоги и пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 02.08.2011 N 15-12/08942 решение инспекции отменено в части привлечения предпринимателя к ответственности по ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа по ЕСН и НДФЛ в общей сумме 2 000 руб. за непредставление деклараций за 2008 год, в остальной части обжалуемый акт инспекции оставлен без изменения.
Основанием для доначисления ИП Зайцевой Л.А. НДС по налоговой ставке 10% в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%" в сумме 506 113 руб. 70 коп., а также начисления пени и привлечения к ответственности послужили выводы налогового органа о невключении предпринимателем в налогооблагаемую базу по НДС операций по реализации в период со 2 квартала 2008 по 1 квартал 2009 мясокостной муки обществам СПП "Ефремовское", "Агрофирма "Щекино", "Агро-Сфера" по счетам-фактурам без выделения НДС на общую сумму 5 061 137 руб.
Не согласившись с решением налогового органа с учетом изменений, внесенных решением Управления, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
На основании пунктов 1, 4 статьи 168 НК РФ налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС, в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
По общему правилу в случае неуказания отдельной строкой суммы НДС в расчетных документах на оплату товаров (работ, услуг) налогоплательщики (продавец и покупатель) вправе доказывать, что по соответствующей сделке сумма налога уплачена покупателем продавцу в составе цены за товары (работы, услуги).
Факт неуказания отдельной строкой суммы НДС в контракте, платежном поручении и акте сдачи-приемки сам по себе не является бесспорным доказательством того, что стороны в контракте предусмотрели стоимость услуг без учета НДС.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки предпринимателем были представлены все счета-фактуры за проверяемый период, в которых НДС выделен и в которых не выделен.
В подтверждение того, что реализация товара, в отношении которого выставлены спорные счета-фактуры (без выделения НДС), включена в налогооблагаемую базу по НДС, от суммы реализации исчислен и уплачен НДС, налогоплательщик представил в материалы дела составленный в ходе судебного разбирательства реестр выставленных за спорные периоды счетов-фактур с приложением счетов-фактур.
Предпринимателем также представлен расчет налоговой базы по НДС за период 2 квартал 2008 - 1 квартал 2009 года с учетом спорных счетов фактур, из которого следует, что налоговой инспекцией в ходе выездной проверки фактическая налогооблагаемая база не установлена.
Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
В силу пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.
Следовательно выводы налогового органа о допущенных налогоплательщиком нарушениях при исчислении налогов должны подтверждаться первичными учетными документами налогоплательщика. При этом ссылки на конкретные первичные документы, которые свидетельствуют о факте налогового правонарушения, должны содержаться в акте проверки и решении налогового органа.
Как следует из акта налоговой проверки и оспариваемого решения инспекции, в них не указаны обстоятельства совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылками на конкретные первичные документы, на основании которых инспекция пришла к выводу о невключении в сумму реализации стоимости товаров по спорным счетам-фактурам, а следовательно занижении налогооблагаемой базы по НДС.
Обязанность по уплате налогов у налогоплательщика может быть установлена налоговым органом на законных основаниях только в результате проверки всех первичных бухгалтерских документов, а в данном случае такая проверка обоснованности данных, заявленных в налоговых декларациях, на основе всех счетов-фактур не проводилась, в связи с этим суды пришли к выводу, что налоговым органом с бесспорностью не доказаны включение или невключение в сумму реализации стоимости товаров по спорным счетам-фактурам, занижение налогооблагаемой базы в декларациях за соответствующие периоды.
При таких обстоятельствах, судами первой и апелляционной инстанций правомерно признано незаконным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 28.02.2011 N 12-05/00604 дсп в части доначисления НДС в сумме 506 113 руб. 70 коп., а также соответствующих сумм пени и штрафа.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.11.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу N А54-2296/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N1 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Л.М. Маргелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для доначисления ИП Зайцевой Л.А. НДС по налоговой ставке 10% в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%" в сумме 506 113 руб. 70 коп., а также начисления пени и привлечения к ответственности послужили выводы налогового органа о невключении предпринимателем в налогооблагаемую базу по НДС операций по реализации в период со 2 квартала 2008 по 1 квартал 2009 мясокостной муки обществам СПП "Ефремовское", "Агрофирма "Щекино", "Агро-Сфера" по счетам-фактурам без выделения НДС на общую сумму 5 061 137 руб.
...
В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
На основании пунктов 1, 4 статьи 168 НК РФ налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС, в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
...
В силу пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 апреля 2012 г. N Ф10-1252/12 по делу N А54-2296/2011