г.Калуга |
|
20 сентября 2013 г. |
Дело N А64-9145/2012 |
Дело рассмотрено 17.09.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, ОГРН 1066829046844 |
не явились |
от заинтересованного лица - УФАС по Тамбовской области, ОГРН 1026801156172 от третьих лиц: ООО "Трио", г.Тамбов ИП главы КФХ Зелепукина Д.В., Тамбовская область |
не явились
не явились не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.03.2013 (судья Пряхина Л.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А64-9145/2012,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 21.11.2012 по делу N А3-13/12 о нарушении законодательства о защите конкуренции.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Трио" (далее - ООО "Трио", Общество), индивидуального предпринимателя главы КФХ Зелепукина Д.В.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит принятые судебные решения отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на не полное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на жалобу УФАС просит оставить состоявшиеся судебные решения без изменения как законные и обоснованные.
Участвующие в деле лица надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. УФАС ходатайствовало о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей участвующих в деле лиц в силу ч.3 ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 03.10.2012 N 704 было предписано провести 08.11.2012 в 11-00 час. аукцион по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения в количестве 6 единиц, общей площадью 6960000 кв.м, расположенных в границах Никифоровского района, находящихся в государственной собственности области, отдельными лотами; подготовить и опубликовать информационное сообщение о проведении аукциона в газете "Тамбовская жизнь" 05.10.2012.
Извещение о проведении аукциона опубликовано Комитетом в спецвыпуске N 78 от 05.10.2012 газеты "Тамбовская жизнь" N 139.
В третьем разделе извещения указана дата начала приема заявок - 05.10.2012 9-00 час. по местному времени, дата окончания приема заявок - 06.11.2012 17-00 час. по местному времени; место приема заявок - г.Тамбов, ул.Московская, 65, здание Комитета по управлению имуществом области, каб.25.
Кроме того, в извещении о проведении аукциона содержится перечень документов, представляемых претендентом для участия в аукционе. Из перечня следует, что претенденту необходимо представить договор о задатке в 2-х экземплярах, платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение претендентом задатка в счет обеспечения оплаты земельных участков в соответствии с договором о задатке, заключаемым с продавцом до внесения денежных средств.
15.11.2012 в УФАС поступила жалоба ООО "Трио" на действия организатора торгов - Комитета, в которой сообщалось, что организатор торгов ограничил ему доступ к участию в торгах путем отказа в приеме заявки на участие в аукционе ввиду истечения срока приема заявок, несмотря на то, что представитель Общества прибыл в Комитет 06.11.2012 в 16:20, то есть до истечения срока подачи заявок, установленного в извещении о проведении аукциона.
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольный орган 21.11.2012 принял решение по делу N А3-13/12, которым жалоба Общества признана обоснованной в части нарушения его прав при подаче заявок на участие в аукционе, Комитет признан нарушившим порядок проведения торгов, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, действиями по нарушению порядка размещения информации о проведении торгов и порядка подачи заявок на участие в них.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Комитет обратился в арбитражный суд с названным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа Комитету в удовлетворении его требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и настоящим Кодексом.
Порядок проведения торгов по продаже земельного участка определен статьей 448 ГК РФ, статьями 38, 38.1 ЗК РФ, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (далее - Правила N 808).
Подпунктом "ж" пунктом 8 Правил N 808 предусмотрено, что извещение о проведении торгов должно содержать следующие сведения: форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 808 для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
Согласно пункту 11 Правил N 808 заявка, поступившая по истечении срока ее приема, вместе с документами по описи, на которой делается отметка об отказе в принятии документов с указанием причины отказа, возвращается в день ее поступления претенденту или его уполномоченному представителю под расписку.
Судом установлено, что отметка об отказе в принятии документов Общества с указанием причины отказа на заявке проставлена не была.
Подача заявки на участие в торгах осуществляется с обязательным приложением к заявке требуемых документов.
Как указано выше, в разделе 3 извещения о проведении аукциона указан перечень документов, представляемых претендентами для участия в аукционе, в том числе договор о задатке в двух экземплярах, платежный документ (платежное поручение) с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение претендентом задатка в счет обеспечения оплаты земельных участков в соответствии с договором о задатке, заключаемым с продавцом до внесения денежных средств.
Между тем, в соответствии с пп. 8 п. 10 ст. 38.1 ЗК РФ и п. 8 Правил N 808 извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка.
Пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ предусмотрено, что для участия в аукционе заявители - физические лица представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок заявку на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка; документы, подтверждающие внесение задатка. Аналогичные положения содержатся и в пункте 10 Правил N 808.
Требование о представлении договора о задатке в двух экземплярах названные нормы права не содержат.
Суд пришел к правильному выводу о том, что условие о предоставлении договора о задатке может привести к созданию препятствий в получении такого договора, и как следствие, к сокращению времени подготовки заявки.
Довод заявителя жалобы о том, что в силу п.2 ст.380 ГК РФ соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме, то есть путем составления договора, несостоятелен. Платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка, фактически является соглашением о задатке.
Таким образом, антимонопольный орган по праву признал Комитет нарушившим порядок проведения торгов, и это нарушение выразилось в нарушении порядка размещения информации о проведении торгов и порядка подачи заявок на участие в торгах.
Суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.03.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 по делу N А64-9145/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.