Обращение по вопросам представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде рассмотрено.
По вопросам, изложенным в Обращении, сообщаю следующее.
В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект предоставляет один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете").
Представление в налоговый орган по месту нахождения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - Отчетности) является одной из обязанностей налогоплательщика (п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок представления указанного экземпляра отчетности утвержден приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@ "Об утверждении Порядка представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Порядок). В соответствии с абзацами 3 и 5 Раздела II Порядка обязательный экземпляр Отчетности представляется в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с применением квалифицированной электронной подписи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктами 3 и 5 Раздела II"
Отношения в области использования электронной подписи при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций и при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ).
Пунктами 1 и 3 части 1 статьи 17.2 и статьей 17.3 Федерального закона N 63-ФЗ с 01.01.2022 на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированных сертификатов) для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
Удостоверяющий центр ФНС России (далее - УЦ ФНС России), в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона 63-ФЗ, является аккредитованным удостоверяющим центром и применяет в своей деятельности только сертифицированные средства криптографической защиты информации и средства удостоверяющего центра, в строгом соответствии с их эксплуатационной документацией.
В соответствии с положениями законодательства об электронной подписи удостоверяющий центр обязан обеспечивать конфиденциальность созданных им ключей электронной подписи (пп. 4 п. 2 ст. 13 Федерального закона N 63-ФЗ).
Кроме того, обеспечение конфиденциальности ключей электронной подписи является обязанностью каждого из участников электронного взаимодействия (пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 63-ФЗ).
Выполнение указанных требований возможно только путем использования для записи ключей электронной подписи носителей ключевой информации, сертифицированных федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности и(или) технической защиты информации (ФСБ России и(или) ФСТЭК России), в связи с чем их использование предусматривается п. 22 Порядка реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра, утвержденного приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@ (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2021 N 63416).
Информация о местах приобретения носителей ключевой информации размещена на официальных сайтах производителей и специализированных онлайн- магазинов средств электронной и сетевой безопасности, а также на сайтах операторов электронного документооборота (далее - Операторы ЭДО).
Со списком Операторов ЭДО можно ознакомиться на сайте ФНС России в разделе "Налогообложение в Российской Федерации" - "Представление налоговой и бухгалтерской отчетности" - "Организации - операторы Электронного Документооборота".
Вместе с тем организации осуществляющее производство и (или) распространение сертифицированных носителей ключевой информации, равно как и организации, оказывающие услуги по передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков в налоговые органы (Операторы ЭДО), реализуют свою деятельность на коммерческой основе и самостоятельно определяют стоимость товаров (оказываемых услуг), повлиять на которую ФНС России не может.
Дополнительно сообщаю, что с 1 января 2022 года предусматривается исключение обязательности использования услуг Оператора ЭДО при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа (ст. 11 Федерального закона от 02.07.2021 N 352-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
|
В.Г. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в налоговый орган по ТКС через Оператора ЭДО с применением квалифицированной электронной подписи.
Удостоверяющий центр ФНС применяет в своей деятельности только сертифицированные средства криптографической защиты информации.
Производители и распространители сертифицированных носителей ключевой информации, равно как и Операторы ЭДО, реализуют свою деятельность на коммерческой основе и самостоятельно определяют стоимость товаров (оказываемых услуг).
С 1 января 2022 г. исключается обязательность использования услуг Оператора ЭДО при представлении электронной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Письмо Федеральной налоговой службы от 4 августа 2021 г. N КВ-2-24/1159@ "О рассмотрении интернет-обращения"
Текст письма опубликован не был