г. Калуга |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А14-6161/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2015.
Полный текст постановления изготовлен 05.10.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей |
Ермакова М.Н. |
|
Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании от: |
|
|
|
Межрайонной ИФНС России N 2 по Воронежской области 397480, Воронежской обл., р.п. Таловая, ул. Советская, д.143 |
|
Рябченко Л.Н. - представителя по доверенности N 15 от 22.09.2015, Скляровой Т.А. - представителя по доверенности N 2 от 12.01.2015; |
|
Общества с ограниченной ответственностью "Новохоперск-АГРО-Инвест" 397411, Воронежская обл. Новохоперский район, с. Красное, ул. Карла Маркса, д.2А (ОГРН 1073629000554, ИНН 3617007675) |
|
Фастовец Л.Н. - представителя по доверенности от 01.09.2015 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2015 (судья Соболева Е.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А14-6161/2014,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новохоперск-АГРО-Инвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Воронежской области (далее - Инспекция) N 19 от 23.12.2013 в части:
- доначисления НДС - 7 503 081 руб.,
- привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ по НДС в размере 1 267 913 руб.,
- начисления пени по НДС - 969 296 руб. (с учетом уточнений).
Решением арбитражного суда от 12.03.2015 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция указывает, что единственным основанием для доначисления спорной суммы НДС, послужил факт отсутствия у налогоплательщика на часть реализованной продукции доказательств включения спорной продукции в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 908 от 31.12.2004.
По мнению налогового органа, принадлежность реализованной сельхозпродукции к товарам, включенным в Перечень, подтверждается любыми документами, которые должны быть в обязательном порядке надлежащим образом оформлены, а таких документов у Общества не имеется.
Просит отменить решение и постановление арбитражных судов, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
В отзыве Общество указывает, что кассационная жалоба не содержит дополнительных доводов кроме информации, указанной в отзыве налогового органа на заявление Общества. Отзыв Инспекции и все материалы дела были исследованы в суде первой и апелляционной инстанций. Судами дана правильная оценка, как доводам налогового органа, так и представленным в дело доказательствам.
Просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Инспекции и Общества, обсудив доводы жалобы и отзыва, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, в том числе, НДС за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
По результатам проверки был составлен акт N 19 от 28.10.2013 и принято решение N 19 от 23.12.2013, в соответствии с которым Общество, в том числе, привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 ст. 122 НК РФ по НДС в виде штрафа в размере 1 267 913 руб.
Также налогоплательщику начислены пени по НДС в сумме 969 296 руб., и предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 7 503 081 руб.
Основанием для указанных доначислений, явился вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом ставки по НДС в размере 10%,, в отношении реализованной сельскохозяйственной продукции, ввиду непредставления документов подтверждающих соответствие товарам, перечисленным в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 908 от 31.12.2004.
Решением Управления ФНС России по Воронежской области N 15-2-18/06083@ от 09.04.2014 оспариваемое решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Подпунктом 1 пункта 2 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение по ставке 10% производится при реализации зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов); овощей (включая картофель).
При этом каких либо исключений из перечня зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов); овощей (включая картофель) данной нормой не установлено.
Последним абзацем пункта 2 данной статьи установлено, что коды видов продукции, перечисленных в данном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 908 от 31.12.2004 утвержден "Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации" (далее - Перечень).
В примечании к Перечню указано, что принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в настоящем перечне продовольственным товарам подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в настоящем перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Судами установлено, что при реализации сельскохозяйственной продукции: "зерна, комбикормов, кормовых смесей и зерновых отходов, маслосемян, овощей (сахарной свеклы)", Общество применяло налоговую ставку НДС 10 процентов.
Из представленных в материалы дела договоров, счетов-фактур и товарных накладных следует, что реализуемый Обществом товар относится к продукции: "зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы; маслосемяна и продукты их переработки (шрот, жмых); овощи (включая картофель)".
При этом Общество самостоятельно (с учетом данных лабораторного анализа), определило классы производимой и реализуемой зерновой продовольственной продукции.
Пшеница, ячмень, тритикале, кукуруза, зерноотходы в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 относится к подклассу 97 1000: Зерновые и зернобобовые культуры и к соответствующим группам: 97 1100 - Зерновые озимые культуры; 97 1200 - Пшеница яровая; 97 1300- Кукуруза на зерно; 97 1400-Зерновые колосовые яровые культуры прочие; 97 1500 - Крупяные культуры; 97 1600 - Зернобобовые культуры основные; 97 1700 - Зернобобовые культуры прочие; 97 1900 - Дополнительные группировки продукции зерновых и зернобобовых культур.
Судами также установлено, что группы, которые Общество определило как классы производимой и реализуемой зерновой продовольственной продукции в полном объеме подгрупп и видов продукции (кроме соломы) включены в Перечень.
Реализацию Обществом именно пшеницы, ячменя, подсолнечника, сахарной свеклы, тритикале, кукурузы, зерноотходов, а также овощей (свеклы) Инспекция не оспаривает.
Суды правильно указали, что Общество реализовывалась продовольственная продукция: ячмень, тритикале (гибридный род злаков, гибрид пшеницы и ржи), кукуруза, которая относится к зерновым культурам и прямо поименована в подпункте 2 пункта 1 ст.164 НК РФ, и в Перечне Правительства Российской Федерации. Также прямо поименованы в подпункте 2 пункта 1 ст.164 НК РФ и в Перечне зерновые отходы.
В отношении семян подсолнечника суды, также обоснованно указали, что маслосемена указаны в подпункте 2 пункта 1 ст.164 НК РФ и в Перечне.
Суды верно обратили внимание на то, что весь подкласс 97 1000 "Зерновые и зернобобовые культур (кроме соломы)" включен в Перечень, поэтому существует явная возможность классифицировать зерновые и зернобобовые культуры для целей налогообложения НДС.
Доказательств того, что фактически Общество реализовало своим контрагентам непродовольственное зерно и маслосемяна, в материалах дела не имеется, и Инспекцией данные обстоятельства не устанавливались.
Исследуя доводы Инспекции о необходимости наличия документов подтверждающих соответствующий код, суды правомерно руководствовались следующим.
Положениями ст. 164 НК РФ не предусмотрены конкретные требования в отношении документов, которыми налогоплательщик должен подтверждать право на применение ставки НДС 10%.
Однако, применяя ставку 10% при реализации продовольственных товаров, налогоплательщик должен подтвердить принадлежность реализуемых им товаров к перечисленным в Перечне, в частности, соответствием кодов, приведенных в Перечне, кодам классификатора, указанным в национальном стандарте или отраслевом стандарте либо техническом условии.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации N 677 от 10.11.2003 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" определение по Общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции Общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Для подтверждения соответствия продукции стандартам предусмотрена система сертификации и декларирования. Порядок проведения сертификации определен Федеральным законом N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В силу ст. 2 Закона N 184-ФЗ сертификация продукции представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Согласно ст. 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия); обязательной сертификации.
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 982 от 01.12.2009 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. В раздел "Продовольственные товары" данного перечня "зерно, комбикорм, кормовые смеси, зерновые отходы; маслосемяна и продукты их переработки (шротов(а), жмыхов); овощи (включая картофель)" не включены как товары, подлежащие обязательной сертификации или товары, подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Принимая во внимание отсутствие конкретных требований в отношении документов, которыми налогоплательщик должен подтверждать право на применение ставки НДС в размере 10%, а также то, что действующим законодательством не предусмотрена обязательная сертификация или подтверждение соответствия в форме принятия декларации о соответствии продукции в отношении товара "зерно, комбикорм, кормовые смеси, зерновые отходы; маслосемяна и продукты их переработки (шротов(а), жмыхов); овощи (включая картофель)", суды правомерно пришли к выводу о возможности в силу предписания подпункта 1 пункта 2 ст.164 НК РФ, и на основании пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации N 677 от 10.11.2003, отнесения товаров реализованных Обществом, к продовольственным товарам, при реализации которых обложение НДС производится по ставке 10%.
При оценке представленных Обществом и Инспекцией доказательств судами не были нарушены положения ст.71 АПК РФ, т.к. все доказательства были исследованы вначале по отдельности, а потом оценены в совокупности. Нарушений принципов оценки доказательств судом кассационной инстанции не установлено.
Поэтому оснований для переоценки доводов лиц, участвующих в деле, у суда кассационной инстанции в силу ст.286 АПК РФ не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых решения и постановления также, не установлено
Руководствуясь пунктом 1 части 1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу N А14-6161/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.