Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 декабря 2015 г. N Ф10-4584/15 по делу N А23-5772/2014

 

г.Калуга

 

22 декабря 2015 г.

Дело N А23-5772/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2015.

Полный текст постановления изготовлен 22.12.2015.

 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,

судей Ключниковой В.Н., Смолко С.И.,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью "Заполярье" (ОГРН 1024001197989, ИНН 4027039500, ул.Центральная, д.41, п.Воротынск, Бабынинский район, Калужская область, 249201) - Пенкрат Т.Н. (дов. от 23.03.2015),

от Городской Управы города Калуги (ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947, ул.Кутузова, д.2/1, г.Калуга, 248000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,

от общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" (ОГРН 1075003001820, ИНН 5003065767, п.Газопровод, д.101, п.Сосенское, г.Москва) - Яценко Е.Н. (дов. от 02.03.2015 N 83), Белякова А.И. (дов. от 16.05.2014 N 3Д-1091),

от Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области (ул.Кирова, д.9А, г.Калуга, 248001) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,

от Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639, пер.Газетный, д.3-5, стр.1, г.Москва, 125993) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заполярье" на решение Арбитражного суда Калужской области от 02.06.2015 (судья Сафонова И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 (судьи Волкова Ю.А., Тучкова О.Г., Тимашкова Е.Н.) по делу N А23-5772/2014,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Заполярье" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий Управления архитектуры и градостроительства г.Калуги (далее - Управление), выразившихся в отказе во внесении в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 40:25:000130:9, расположенного по адресу: г.Калуга, д.Мстихино, пер.Прудный, д.9, следующих изменений : исключить из пункта 2.2. градостроительного плана сведения - "назначение объекта капитального строительства: "размещение объектов капитального строительства в пределах земельного участка невозможно ввиду наличия скважины N 117 Калужского подземного хранилища газа" и внести в указанный пункт: согласно чертежу - "1", назначение объекта капитального строительства - "Жилые дома различного типа"; включить в пункт 2.2.2. информацию о предельно допустимой высоте зданий, строений, сооружений; исключить из пункта 2.2.3 "максимальный процент застройки в границах земельного участка - (прочерк) % и указать: "в соответствии с нормативами"; исключить из пункта 2.2.4 иные показатели: "в соответствии с письмом ОАО "Газпром" ООО "Газпром ПХГ" филиала "Калужское управление подземного хранения газа" от 24.07.2013 N 03/01-281"; исключить из чертежа градостроительного плана из раздела "экспликация объектов капитального строительства зон планируемого размещения, мест допустимого размещения объектов капитального строительства с указанием параметров разрешенного строительства пункт 1 "здания строения сооружения - использование не возможно, в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Правил землепользования и застройки городского округа г. Калуги в виду наличия скважины N 117 Калужского подземного хранилища газа" и указать: "жилые дома различного типа", в подразделе "параметры разрешенного строительства" указать предельно допустимую высоту зданий строений, сооружений и максимальный процент застройки"; указать на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования мест допустимого размещения объектов капитального строительства - жилые дома различного типа с минимальными отступами от границ земельного участка в метрах, а также обязать Управление исключить и внести вышеуказанные сведения (с учетом уточненных требований).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром ПХГ", Главное управление МЧС России по Калужской области, Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 02.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом первой и апелляционной инстанции неверно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в судебных актах не соответствуют обстоятельствам дела.

В отзыве на кассационную жалобу ООО "Газпром ПХГ" просит оставить решение и постановление судов без изменения, а кассационную жалобу общества без удовлетворения.

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества, ООО "Газпром ПХГ", суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 40:25:000130:9 общей площадью 59 144 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилые дома различного типа, расположенный по адресу: г.Калуга, д.Мстихино, пер.Прудный, д.9, принадлежит на праве собственности ООО "Заполярье", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.10.2013 серия 40 КЛ N 632883.

Постановлением Городской Управы города Калуги от 13.11.2013 N 13077-пи утвержден градостроительный план указанного земельного участка.

10.09.2014 общество обратилось в Управление с заявлением, в котором просило внести изменения в градостроительный план земельного участка N RU403010002920, указав в п.2.2 требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Калуги, утвержденными Решением Городской Думы г.Калуги от 14.12.2011 N 247.

В дополнение к указанному письму общество направило в Управление заявление от 12.09.2014, в котором просило внести изменения в градостроительный план земельного участка N RU403010002920 в части чертежа, указав в нем места допустимого размещения объектов капитального строительства - жилых домов, параметры разрешенного строительства жилых домов, а также в пункте 2.2 указав назначение объектов капитального строительства - жилые дома, с указанием соответствующих параметров и требований к размещению таких объектов.

Письмом от 17.09.2014 N 2718/0714 Управление сообщило обществу, что внести изменения в градостроительный план не представляется возможным, поскольку в Городскую Управу поступило письмо от 24.07.2013 N03/01-281 от организации, осуществляющей эксплуатацию объекта КПХГ - ОАО "Газпром ООО "Газпром ПХГ" филиал "Калужское управление подземного хранения газа, из которого следует, что жилищное строительство на земельном участке с кадастровым номером 40:25:000130:9 невозможно ввиду наличия скважины N117.

Полагая, что действия Управления являются незаконными, нарушающими права и законные интересы общества, поскольку препятствуют в осуществлении им гражданских прав по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим собственнику имуществом, ООО "Заполярье" обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.

Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории (пункт 5 статьи 41 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (часть 1). Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2).

Согласно части 3 данной статьи в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента); информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 г. N 2007 утверждена форма градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, исходя из действующего законодательства и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

В ходе судебного разбирательства установлено, что отказом во внесении изменений в градостроительный план земельного участка послужило письмо организации, осуществляющей эксплуатацию объекта КПХГ - ОАО "Газпром ООО "Газпром ПХГ" филиал "Калужское управление подземного хранения газа" (от 24.07.2013 ИСХ. N 03/01-281).

Из данного письма следует, что в 2007 году ООО "Мострансгаз" согласовало размещение складских помещений на земельном участке с кадастровым номером 40:25:000130:9, расположенного по адресу: г. Калуга, д. Мстихино, при условии размещения объектов на расстоянии не менее 45 м от скважины N 117 Калужского подземного хранилища газа. Строительство жилых домов на участке вместо складских помещений не представляется возможным в связи с обеспечением безопасности населения, которое будет проживать в этих домах. В соответствии с пунктом 2.22 СН 433-79 расстояние от скважины N 117 до жилых зданий должно составлять не менее 300 метров, что перекрывает всю площадь земельного участка с кадастровым номером 40:25:000130:9.

В письме также указано о том, что при рассмотрении вопроса о возможности строительства жилых зданий на земельном участке с кадастровым номером 40:25:000130:9 следует получить согласование администрации ООО "Газпром ПХГ" - владельца скважины N 117 и горного отвода Калужского ПХГ.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, наблюдательная скважина N 117 глубиной 598,0 м, расположенная по адресу: г. Калуга, 1015 м северо-восточнее промплощадки Калужского ПХГ, принадлежит на праве собственности ООО "Газпром ПХГ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.06.2007 и расположена на земельном участке с кадастровым номером 40:25:00 00 00:0065, категория земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенное использование - под скважины, местоположение: г. Калуга, д.Мстихино, предоставленном ТУ Росимущества по Калужской области в аренду ООО "Газпром ПХГ".

Статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации относит земельные участки под объектами системы газоснабжения к землям транспорта, а согласно пп. 3 п. 6 названной нормы границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее -Закона N69-ФЗ) охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Закона N 69-ФЗ на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Такие строительные нормы и правила установлены в "СП 123.13330.2012. Свод правил. Подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки. Актуализированная редакция СНиП 34-02-99", утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 10.12.2012 N 82/ГС. Названные правила устанавливают минимальные расстояния от устьев эксплуатационных скважин и стволов подземных резервуаров до общественных и жилых зданий, не входящих в состав хранилища газа - 300 метров.

В силу статей 2, 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) ООО "Газпром ПХГ", как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект - калужское подземное хранилище газа, обязано обеспечивать соблюдение требований промышленной безопасности.

В соответствии со ст. 32 Закона N 69-ФЗ органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Таким образом, строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами, при согласовании с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и сделаны выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 116-ФЗ, Закона N 69-ФЗ с учетом Свода Правил 123.13330.2012.

Так судебными инстанциями правильно установлено, что нахождение земельного участка с кадастровым номером 40:25:000130:9 в зоне П-5 "Зона производственно-коммунальных объектов V класса санитарной классификации" и получение обществом разрешения на условно -разрешенный вид использования данного земельного участка: "жилые дома различного типа", не отменяет его обязанности по соблюдению требований норм законодательства, устанавливающих охранные зоны, минимальные расстояния от объектов системы газоснабжения до различных зданий, сооружений, предприятий, а также запрет на проведение строительных и иных работ вблизи объектов газоснабжения без письменного на то разрешения владельца таких объектов.

При таких обстоятельствах вывод судов о том, что градостроительный план земельного участка N RU403010002920 составлен Управлением в рамках его полномочий в соответствии с установленной формой и инструкцией по ее заполнению, а также с учетом баланса частных и публичных интересов, в связи с чем, отсутствуют основания для внесения в него изменений, является верным.

Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калужской области от 02.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по делу N А23-5772/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить ООО "Заполярье" излишне уплаченную по чеку-ордеру от 29.10.2015 через Калужское отделение N 8608 филиал N 112 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Г.А. Стрегелева

 

Судьи

Н.В. Ключникова
С.И. Смолко

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии со ст. 32 Закона N 69-ФЗ органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

...

Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и сделаны выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 116-ФЗ, Закона N 69-ФЗ с учетом Свода Правил 123.13330.2012."