Требование: о признании незаконным отказа в регистрации в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
г.Калуга |
|
24 декабря 2015 г. |
Дело N А14-3915/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2015.
Полный текст постановления изготовлен 24.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие имени Мичурина": (ОГРН 1143668054727, ИНН 3630004779, Воронежская обл., Терновский район, с.Липяги, ул.К-Маркса, 69, 397500);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360, г.Воронеж, ул.Донбасская, 2, 394026); |
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2015 (судья Симонова И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А14-3915/2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие имени Мичурина" (далее - ООО "СХП имени Мичурина", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление, регистрирующий орган) от 18.05.2015 N 36/005/043/2015-161 в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), обязании Управления осуществить государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП на объект недвижимого имущества - здание, расположенное по адресу: Воронежская область, Терновский район, с. Липяги, ул. Карла Маркса, д. 69, с кадастровым номером 36:30:2300011:60.
Решением суда от 24.06.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2015, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Управления, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, сельскохозяйственной артели имени Мичурина принадлежали на праве собственности объекты недвижимости, в том числе, здание, расположенное по адресу: Воронежская область, Терновский район, с. Липяги, ул. Карла Маркса, д. 69, с кадастровым номером 36:30:2300011:60.
24.10.2014 сельскохозяйственная артель имени Мичурина была реорганизована в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие имени Мичурина", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 36 N 003677957.
07.02.2015 ООО "СХП имени Мичурина" обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правообладателе на здание, расположенное по адресу: Воронежская обл., Терновский р-н, с. Липяги, ул. Карла Маркса, д. 69, с кадастровым номером 36:30:2300011:60, и выдачей повторного свидетельства о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости.
Уведомлением от 18.02.2015 N 36/005/043/2015-161 Управление сообщило Обществу о приостановлении государственной регистрации, ссылаясь на необходимость государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, а также на не предоставление платежного документа, подтверждающего внесение необходимой суммы госпошлины в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решением, изложенным в сообщении от 18.05.2015 N 36/005/043/2015-161, Управление отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; а также то, что на государственную регистрацию заявителем не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а именно: заявление о регистрации перехода права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, а также платежный документ, подтверждающий внесение необходимой суммы госпошлины.
Считая, что данный отказ не соответствует требованиям статьи 21.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из положений пункта 5 статьи 58, пункта 2 статьи 18 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также учитывая Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда от 29.04.2010 N 10/22 и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2011 N 1995/11, придя к выводу, что в соответствии с прямым указанием закона при преобразовании юридического лица произошло универсальное правопреемство, в силу которого к правопреемнику переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, в том числе и право собственности на здание, а поэтому подлежит применению статья 21.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривающая, что в связи с изменением содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателе (правообладателях), которое не влечет за собой переход, прекращение, ограничение (обременение) права на объект недвижимости, соответствующие изменения в ЕГРП вносятся без заявления правообладателя (правообладателей).
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции, посчитал при этом подлежащей применению норму части 3 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающую размер государственной пошлины для организаций в размере 1000 рублей за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Между тем, такие выводы судов нельзя признать законными и обоснованными, исходя из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В пункте 1 статьи 18 Закона определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение и переход прав на недвижимость, должны соответствовать требованиям законодательства и содержать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр прав. В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает, изменяется и прекращается с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизованного юридического лица (абзац третий пункта 2 статьи 218 ГК РФ).
Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Судом установлено, что Общество создано в процессе реорганизации сельскохозяйственной артели имени Мичурина, которой на праве собственности принадлежал вышеуказанный объект недвижимости.
Согласно разъяснению, содержащемуся в положении абзаца 4 пункта 11 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", после завершения реорганизации вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
Правоустанавливающие документы о реорганизации юридического лица являются основанием для проведения государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к созданному в процессе реорганизации юридическому лицу, и положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат норм, освобождающих такое юридическое лицо от уплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий по переходу к нему права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 11 Закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно положению пункта 4 статьи 16 Закона о регистрации вместе с заявлением о государственной регистрации прав представляется документ об уплате государственной пошлины, и на основании пункта 1 статьи 20 этого Федерального закона непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, является основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 122-ФЗ ЕГРП содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Исходя из пункта 67 Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, действовавших на момент обращения общества в регистрирующий орган, изменением записей считается внесение в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект. К таким сведениям, в частности, относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или адреса (места нахождения).
Аналогичные положения содержатся в пункте 68 Правил ведения ЕГРП, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765.
Поскольку собственник объекта недвижимости - сельскохозяйственная артель имени Мичурина реорганизовано в форме преобразования в ООО "СХП имени Мичурина", в рассматриваемом случае имеет место не изменение наименования юридического лица, а прекращение деятельности одного юридического лица и создание другого, что, в свою очередь, влечет переход прав от сельскохозяйственной артели имени Мичурина к ООО "СХП имени Мичурина", то в данном случае государственной регистрации подлежит переход права собственности от сельскохозяйственной артели имени Мичурина к ООО "СХП имени Мичурина", а не изменение ранее внесенной ЕГРП записи в отношении прекратившего свою деятельность юридического лица.
В связи с изложенным вывод судов о том, что при смене организационно-правовой формы юридического лица государственная регистрация должна производиться посредством внесения изменений в ЕГРП, а не посредством регистрации перехода права, является неверным.
В силу пунктов 1, 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя, при этом к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации может являться основанием для отказа в государственной регистрации (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
С заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости Общество в Управление не обращалось.
При указанных обстоятельствах отказ Управления в государственной регистрации от 18.05.2015 N 36/005/043/2015-161 являлся законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 21.1 Закона N 122-ФЗ в связи с изменением содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателе (правообладателях), которое не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение (обременение) права на объект недвижимости, соответствующие изменения в ЕГРП вносятся без заявления правообладателя (правообладателей). При этом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение пяти рабочих дней со дня внесения указанных изменений обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Поскольку вносимые в ЕГРП сведения влекут переход права собственности на объект недвижимости от сельскохозяйственной артели имени Мичурина к ООО "СХП имени Мичурина", они не могут быть признаны изменениями сведений в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Обращение за государственной регистрацией перехода права собственности на объект недвижимости при реорганизации юридического лица является правом реорганизованного лица. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для внесения требуемых заявителем изменений в ЕГРП в порядке ст.21.1 Закона N 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод судов, что в соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме преобразования происходит не переход права собственности, а подтверждение ранее возникшего права собственности реорганизованного юридического лица, что влечет изменения в ЕГРП, является незаконным.
Суд кассационной инстанции по результатам проверки законности решения от 24.06.2015 и постановления от 15.09.2015 приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения требования Общества о признании незаконным отказа отсутствовали.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства дела, но нарушены нормы материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по делу решение и постановление судов и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Общества о признании незаконным отказа Управления от 18.05.2015 N 36/005/043/2015-161.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 2 части 2 статьи 288, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 по делу N А14-3915/2015 отменить.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие имени Мичурина" о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 18.05.2015 N 36/005/043/2015-161 отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку вносимые в ЕГРП сведения влекут переход права собственности на объект недвижимости от сельскохозяйственной артели имени Мичурина к ООО "СХП имени Мичурина", они не могут быть признаны изменениями сведений в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Обращение за государственной регистрацией перехода права собственности на объект недвижимости при реорганизации юридического лица является правом реорганизованного лица. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для внесения требуемых заявителем изменений в ЕГРП в порядке ст.21.1 Закона N 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод судов, что в соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме преобразования происходит не переход права собственности, а подтверждение ранее возникшего права собственности реорганизованного юридического лица, что влечет изменения в ЕГРП, является незаконным.
Суд кассационной инстанции по результатам проверки законности решения от 24.06.2015 и постановления от 15.09.2015 приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения требования Общества о признании незаконным отказа отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 декабря 2015 г. N Ф10-4705/15 по делу N А14-3915/2015
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2016 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 564-ПЭК16
19.04.2016 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-3915/15
24.12.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4705/2015
15.09.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4682/15
24.06.2015 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-3915/15