Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2016 г. N Ф10-2405/16 по делу N А83-3561/2015

 

г.Калуга

 

29 июля 2016 г.

Дело N А83-3561/2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2016 года.

В полном объеме постановление изготовлено 29 июля 2016 года.

 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи

Бессоновой Е.В.

судей

Степиной Л.В.

 

Шелудяева В.Н.

при участии в заседании:

от Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" (ОГРН 1159102044111, Парковый проезд, д. 11, г. Ялта, Республика Крым, 298636): Кузьмина В.В. - представителя по доверенности от 20.12.2015 без номера;

от Ялтинского городского совета (ОГРН 1149102065188, Советская пл., д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

от администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102101609, Советская пл., д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

от индивидуального предпринимателя Литвинской Татьяны Константиновны (ОГРНИП 315910200170630, г. Ялта, Республика Крым): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

от Муниципального казенного предприятия "Комбинат благоустройства" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (ОГРН 1159102120902, Дарсановский пер., д. 5, г. Ялта, Республика Крым, 298609): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Литвинской Татьяны Константиновны и Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 (судьи Карев А.Ю., Горошко Н.П., Градова О.Г.) по делу N А83-3561/2015,

УСТАНОВИЛ:

Ялтинская общественная организация "Спортивный клуб "Спартак" (далее - Организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Ялтинскому городскому совету (далее - Ялтинский горсовет) об оспаривании бездействия уполномоченного органа.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 22.09.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация города Ялты Республики Крым.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2015 требования Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" были удовлетворены, признано незаконным бездействие Ялтинского городского совета, выраженное в непринятии решения об отчуждении ему арендуемого имущества - кафе "Спорт" расположенного по адресу: ул. Ленина, 14,лит. Р, для реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества согласно закону и договору аренды недвижимого имущества от 17.02.2006 и договору об изменении договора аренды недвижимого имущества от 28.09.2010 с учетом стоимости неотделимых улучшении арендуемого имущества. Суд также обязал Ялтинский городской совет принять решение о включении объекта - кафе "Спорт", расположенного по адресу: ул. Ленина, 14, лит. Р, в перечень объектов, подлежащих приватизации.

Постановлением Двадцать первого апелляционного суда от 25.03.2016 решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2015 отменено, в удовлетворении требований Ялтинская общественная организация "Спортивный клуб "Спартак" отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом суда апелляционной инстанции, Организация, а также привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (субарендатор спорного имущества), ИП Литвинская Т.К. обратились в Арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых просят его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Представитель Администрации города Ялты Республики Крым письменным отзывом против удовлетворения кассационной жалобы возражал.

От представителя Ялтинского городского совета и муниципального казенного предприятия "Комбинат благоустройства" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым письменные отзывы не поступили.

В данное судебное заседание явку обеспечил лишь представитель Организации, иные участники процесса в заседание не явились.

От представителя Литвинской Т.К. поступили ходатайства об отложении судебного разбирательства и приобщении дополнительных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 284 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, установленными в настоящей главе.

В соответствии с частью 4 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.

Согласно части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

Из анализа указанной нормы следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, в том числе вследствие неявки по уважительной причине представителя, является правом суда, а не его обязанностью.

Учитывая, что ИП Литвинская Т.К. извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, для представления своих интересов имела возможность направить своего представителя, выдав надлежащим образом оформленную доверенность, явка представителей сторон в суд кассационной инстанции не признана обязательной, а также факт размещения отзыва ответчика, суд полагает в удовлетворении ходатайства об отложении слушания дела отказать.

Учитывая, что судом кассационной инстанции не устанавливаются фактические обстоятельства, основания для приобщения дополнительных документов не имеется, в связи с чем, они подлежат возврату стороне по делу.

Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 08.09.1995 Исполкомом Ялтинского городского совета было принято решение N 513 (3) "О дислокации торговых павильонов СК "Спартак": "Утвердить, не включая в аукцион дислокацию торгового павильона ОО СК "Спартак" на пляже "Приморский".

02.01.2002 между ОО СК "Спартак" в лице Президента клуба Литвинского А.И. и Государственным предприятием "Крымское противооползневое управление" в лице начальника Дмитрука В.В., был заключен Договор N 19/2 пользования берегоукрепительными, противооползневыми и пляжными сооружениями пляжа "Приморский" сроком на 20 лет, для создания городской женской команды по пляжному волейболу.

22.07.2003 между Исполкомом Ялтинского городского совета, в лице Городского Головы Брайко С.Б. и ОО СК "Спартак", в лице Президента клуба Литвинского А.И. был заключен Договор, согласно п. 2.2, 2.3 которого, Исполком с целью компенсации экономических потерь Клуба дает разрешение на реконструкцию кафе "Спорт", расположенного на "Приморском" пляже; ходатайствует перед Ялтинским городским советом (далее - Горсовет) об отводе земельного участка Клубу в аренду под кафе "Спорт". 11.09.2003 Исполком Ялтинского городского совета своим Решением N° 385 (3) разрешает ОО СК "Спартак" производство проектно - изыскательских работ по реконструкции Кафе "Спорт".

29.01.2004 Депутатской Комиссией по землепользованию и экологии (протокол N 35 от 29.01.2004) по заявлению от 12.09.2003 ОО СК "Спартак" принято решение о выделении земли под новое строительство и реконструкцию кафе "Спорт", а 15.03.2004 было принято решение 19-й сессии 4-го созыва Горсовета о дислокации кафе "Спорт" площадью 0,025 га до 31.12.2014.

15.12.2004 Исполкомом Ялтинского городского совета принято решение N 1832 "Об оформлении права собственности на нежилые здания пляжа "Приморский", согласно которого за Ялтинским городским советом оформлено право собственности на летнее Кафе, Лит. "Р" общей площадью 18,6 кв. м (по документам БТИ -11,1 кв. м) в г. Ялта, пляж "Приморский".

11.03.2005 Исполкомом Ялтинского городского совета принято решение N 312, согласно которому решено КП "Ялтажилэксплуатация" произвести оценку и поставить на баланс предприятие на праве полного хозяйственного ведения нежилое здание кафе "Спорт", Лит. "Р" площадью 102,3 кв. м, расположенное на городском пляже "Приморский", г. Ялта.

Решением Хозяйственного Суда Автономной Республики Крым от 08.08.2005 по делу N 2-20/11324-2005 решено понудить КП "Ялтажилэксплуатация" заключить с ОО СК "Спартак" договор аренды относительно кафе "Спорт", по адресу: г. Ялта, пляж "Приморский" площадью 102,3 кв. м, сроком на 5 лет. Во исполнение данного решения 19.08.2005 Хозяйственным судом АРК выдан соответствующий приказ.

17.02.2006 между КП "Ялтажилэксплуатация" и ОО СК "Спартак" был заключен Договор аренды недвижимого имущества реестр (N 109) на нежилое здание Кафе "Спорт", по адресу: г. Ялта, парк "Приморский", строение б/н, сроком на 5 лет, который продлен решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым (Дело N 5002-22/1189-2011).

14.06.2007 Исполкомом ЯГС принято Решение N 1029 о передаче Коммунального имущества ЯГС с баланса КП "Ялтажилэксплуатация" на баланс КП "Комбинат благоустройства" (по акту приема-передачи основных фондов от КП "Ялтажилэксплуатация" КП Комбинат благоустройства" за номером 198 кафе "Спорт", г. Ялта, пляж "Приморский", площадь 102,3 кв. м).

В 2008-2009 в процессе ремонта ОО СК "Спартак" построены помещения и сооружения, необходимые для ведения хозяйственной деятельности: уборная (Лит. "С", пл. 3,9 кв. м); сарай (Лит. "Р-4", пл. 4,1 кв. м); навес (Лит. "Р-1", пл. 9,8 кв. м); навес (Лит. "Р-2", пл. 6,5 кв. м); навес (Лит. "Р-3", пл. 13,0 кв. м), а также две бетонные площадки: N XIX - пл. 53,0 кв. м, N XX - пл. 33,0 кв. м 03.09.2010 (вх. N 021-13/4898 от 07.09.2010).

Впоследствии ОО СК "Спартак" подает заявление на приватизацию объекта аренды Кафе "Спорт", Лит. "Р", по адресу: г. Ялта, парк "Приморский", строение б/н, путем прямого выкупа и 14 сентября 2010 года Фонд коммунального имущества г. Ялты регистрирует заявление о включении объекта (кафе "Спорт") в перечень объектов, подлежащих приватизации, регистрационный номер 001088/43.

28.09.2010 между КП "Комбинат благоустройства" и ОО СК "Спартак" заключается Договор об изменении Договора аренды недвижимого имущества (Реестр N 1760), согласно которого пункт 3, раздела 3 (Права и обязанности сторон) дополнено подпунктом "3.3.4. на приватизацию объекта аренды способом выкупа".

11.03.2011 Исполкомом ЯГС принято решение N 265 об оформлении на себя права собственности, присвоении почтового адреса: г. Ялта, наб. им. Ленина, 14., нежилым зданиям и сооружениям пляжа "Приморский", расположенным в "Приморском" парке N б/н в г. Ялта, выдаче свидетельства о праве собственности за ЯГС на нежилые строения и сооружения, в том числе: задания Кафе "Спорт", Лит. "Р" (102,3 кв. м), Уборная (Лит. "С", пл. 3,9 кв. м), Сарай (Лит. "Р-4", пл. 4,1 кв. м), Навес (Лит. "Р-1", пл. 9,8 кв. м), Навес (Лит. "Р-2", пл. 6,5 кв. м), Навес (Лит. "Р-3", пл. 13,0 кв. м), бетонная площадка N XIX - пл. 53,0 кв. м, бетонная площадка N XX - пл. 33,0 кв. м) по наб. им. Ленина 14, г. Ялта, а 17.03.2011 выданы соответствующие свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество.

20 мая 2015 года от ЯОО "СК "Спартак" адрес Председателя Ялтинского городского совета поступило заявление о заключении с ней договора купли-продажи арендуемого нежилого помещения (здания кафе "Спорт" лит. Р, расположенного по адресу: г. Ялта Набережная им. Ленина, 14) со ссылкой на положения Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).

Ответом на заявление N 02.1-41/2744 от 17.06.2015 Администрацией города Ялты было сообщено, что после завершения работ, проводимых по постановке муниципального имущества на кадастровый учет, перерегистрации права собственности муниципального образования городской округ Ялта на данное имущество, формированию казны муниципального образования и закрепления имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, а также после определения правового статуса арендуемого ранее и испрашиваемого сейчас Организацией недвижимого имущества, и приведения договора аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации, Администрацией города Ялты, будет рассмотрен вопрос о возможности их приватизации (отчуждения) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Полагая, что данный отказ, оформленный письмом N 02.1-41/2744 от 17.06.2015, нарушает права организации, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции правомерно учитывал следующее.

Фактические обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что первоначально вопрос о приватизации спорного объекта с учетом действовавшего законодательства Украины планировался к рассмотрению на сессии Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым, но по существу рассмотрен не был.

Повторно с заявлением о приватизации организация обратилась уже в мае 2015 года.

Часть 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) предусматривает, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", нормативными правовыми актами Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым решением Ялтинского городского совета от 16.03.2015 N 18 было утверждено Положение о приватизации муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее- Положение).

В соответствии с положения п. 1.2. настоящее Положение регулирует отношения, возникающие при приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - муниципальное имущество), и связанные с ними отношения по управлению муниципальным имуществом.

Положение не регулирует отношения, возникающие при отчуждении объектов муниципальной собственности, на которые не распространяется действие Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон о приватизации). Приватизация муниципального имущества осуществляется способами, предусмотренными Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Одновременно п. 9.1. Положения устанавливает, что приватизация муниципального имущества, переданного в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Из заявления Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" усматривается, что заявитель относит себя к субъектам малого предпринимательства, полагая возможным реализовать преимущественное право на приобретение в собственность без торгов и по рыночной цене арендуемые им по договору аренды от 17.02.2006 помещения кафе "Спорт" по ул. Ленина, 14, лит-Р в г. Ялте на основании Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.

Верно применяя правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 18.10.2012 N 1864-0, суд апелляционной инстанции указал, что целью Закона N 159-ФЗ является оказание адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них временной преференции в связи с их участием в приватизации.

Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что заявитель является некоммерческой организацией, созданной для популяризации и пропаганды физической культуры и спорта среди населения, вовлечения различных возрастных групп населения в активные занятия физкультурой и спортом и т.п. (подпункт 2.2. Устава).

Верно применяя положения Закона N 159-ФЗ в совокупности с положениями Закона N 209-ФЗ, статьи 1 и 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 2, 7 и 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", а также складывающейся правоприменительной практикой, суд апелляционной инстанции справедливо пришел к выводу о том, что положения Закона N 159-ФЗ не распространяются на некоммерческие организации, за исключением потребительных кооперативов. Учитывая, что заявитель в соответствии с его уставом является некоммерческой общественной организацией, следовательно, он не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и не может воспользоваться мерами государственной поддержки, реализуемыми в рамках Закона N 159-ФЗ.

Коллегия также поддерживает выводы суда апелляционной инстанции, касающиеся полномочий Ялтинского городского совета, как сделанные судом первой инстанции без учета статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 2.1.2 решения Ялтинского городского совета от 16.03.2015 N 18 "Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".

Суд апелляционной инстанции также справедливо указал, что для защиты прав заявителя, который длительное время арендовал недвижимое имущество у собственника на основании гражданско - правовых договоров, и изъявивший желание выкупить это имущество у арендодателя с учетом произведенных им улучшений этого имущества, следует избрать иной способ.

Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебном акте.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.

Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату. В связи с тем, что при подаче кассационной жалобы уплачены государственные пошлины в размере по 3000 рублей, в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассаторам подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. и 2850 руб.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 по делу N А83-3561/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Литвинской Татьяне Константиновне из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 23.05.2016 N 27 государственную пошлину в сумме 2850 рублей.

Возвратить Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 11.05.2016 N 16 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Е.В. Бессонова

 

Судьи

Л.В. Степина
В.Н. Шелудяев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Верно применяя положения Закона N 159-ФЗ в совокупности с положениями Закона N 209-ФЗ, статьи 1 и 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 2, 7 и 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", а также складывающейся правоприменительной практикой, суд апелляционной инстанции справедливо пришел к выводу о том, что положения Закона N 159-ФЗ не распространяются на некоммерческие организации, за исключением потребительных кооперативов. Учитывая, что заявитель в соответствии с его уставом является некоммерческой общественной организацией, следовательно, он не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и не может воспользоваться мерами государственной поддержки, реализуемыми в рамках Закона N 159-ФЗ.

Коллегия также поддерживает выводы суда апелляционной инстанции, касающиеся полномочий Ялтинского городского совета, как сделанные судом первой инстанции без учета статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 2.1.2 решения Ялтинского городского совета от 16.03.2015 N 18 "Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым"."