Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 августа 2017 г. N Ф10-3236/17 по делу N А36-11411/2016

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 августа 2017 г. N Ф10-3236/17 по делу N А36-11411/2016

 

г. Калуга

 

11 августа 2017 г.

Дело N А36-11411/2016

 

Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2017.

Постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2017.

 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи

Ключниковой Н.В.

судей

Лукашенковой Т.В.

 

Смолко С.И.

 

при участии в заседании:

 

от общества с ограниченной ответственностью "Липецкая Управляющая Компания" (ОГРН 1134827002826, ИНН 4826087740, ул. Первомайская, 66А, г. Липецк, 398059);

 

от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760, ул. Советская, 3, г. Липецк, 398001);

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

 

 

 

 

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Липецкая Управляющая Компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.02.2017 (судья Малышев Я.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А36-11411/2016,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Липецкая Управляющая Компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Инспекция) от 24.08.2016 N 3313.

Решением суда от 17.02.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.05.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм жилищного законодательства, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены, изменения оспариваемых судебных актов.

Как видно из материалов дела и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью "Липецкая Управляющая Компания" осуществляет управление многоквартирным домом N 17 по ул. 8 Марта в г. Липецке.

На основании протокола общего собрания от 30.06.2015 года собственников помещений в многоквартирном доме N 17 по ул. 8 Марта в г. Липецке была утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 13 руб. 21 коп. за 1 кв.м в месяц с обязательным изменением его на уровень инфляции ежегодно, указанным протоколом была установлена возможность Общества один раз в год индексировать стоимость услуг и работ по содержанию (управлению), ремонту общего имущества многоквартирного дома за 1 кв.м. на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области об индексах потребительских цен и тарифов на товары и услуги по Липецкой области.

С целью осуществления контроля по фактам, изложенным в обращении собственников вышеуказанного дома, Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом требований жилищного законодательства, в ходе которой выявлено нарушение порядка расчета платы за содержание и ремонт общего имущества, выразившееся в применении неутвержденного общим собранием собственников помещений многоквартирного дома тарифа.

По результатам проверки Управлением составлен акт от 24.08.2016 N 9777 и выдано предписание от 24.08.2016 N 3313, согласно которому Обществу в срок до 14.11.2016 надлежит устранить выявленное нарушение: обеспечить исполнение решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 17 по ул. 8 Марта в г. Липецке от 30.06.2015 в части установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в доме в размере 13,21 руб. за 1 кв.м.

Посчитав предписание незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в такой доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).

Из анализа названных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.

При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установленного органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.

Как следует из материалов дела и установлено судами, собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании была утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 13 руб. 21 коп. за 1 кв.м в месяц с обязательным изменением его на уровень инфляции ежегодно.

Вместе с тем, начиная с 01.07.2016, Общество производило начисление платы за содержание и ремонт общего имущества собственникам вышеуказанного многоквартирного дома в размере 14 руб. 47 коп. за 1 кв.м.

В обоснование правомерности применения указанного размера платы Общество ссылается на положения вопроса 13 протокола общего собрания собственников, предоставляющего Обществу право один раз в год индексировать стоимость услуг и работ по содержанию (управлению), ремонту общего имущества многоквартирного дома за 1 кв.м. на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области об индексах потребительских цен и тарифов на товары и услуги по Липецкой области.

Между тем, само по себе наличие в протоколе указанного условия нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении с 01.07.2016 ранее определенного на основании протокола от 30.05.2015 размера платы за содержание и ремонт общего имущества и установлении нового размера платы.

Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.

Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за ремонт и содержание жилья.

Принимая во внимание отсутствие доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании решения об увеличении с 01.07.2016 размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то Общество нарушило требования части 7 статьи 156 Жилищного кодекса, в связи с чем оспариваемое предписание обоснованно признано соответствующим нормам действующего законодательства.

Доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования и оценки суда и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводы суда и, по существу, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.02.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 по делу N А36-11411/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Н.В. Ключникова

 

Судьи

Т.В. Лукашенкова
С.И. Смолко

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в такой доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).

...

Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за ремонт и содержание жилья.

Принимая во внимание отсутствие доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании решения об увеличении с 01.07.2016 размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то Общество нарушило требования части 7 статьи 156 Жилищного кодекса, в связи с чем оспариваемое предписание обоснованно признано соответствующим нормам действующего законодательства."