г.Калуга |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А09-3014/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Смирнова В.И. |
при участии в заседании представителей:
от ИП Никишкиной Марины Николаевны: не явились, извещены надлежаще,
от Брянской городской администрации: не явились, извещены надлежаще,
от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИП Никишкиной Марины Николаевны на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.06.2017 (судья Халепо В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 (судьи Капустина Л.А., Тимашкова Е.Н., Тучкова О.Г.) по делу N А09-3014/2017,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Никишкина Марина Николаевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, изложенного в письме от 13.12.2016 N 4436грНи.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Решением суда от 27.06.2017, оставленным без изменения Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы ссылкой на установленный законом запрет на приватизацию земельных участков общего пользования.
В кассационной жалобе предприниматель Никишкина Марина Николаевна просит акты двух инстанций отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в ином составе суда.
В отзыве администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявки лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником магазина (торгового павильона), назначение - нежилое, 1-этажный, общей площадью 74,2 кв. метров, лит. А, А1а по адресу: г. Брянск, остановочный комплекс около дома N 101 по ул. Красноармейской.
17.11.2016 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032301:379 площадью 257 кв. метров в целях использования принадлежащего ему объекта недвижимости.
Письмом от 13.12.2016 N 4436грНи администрация отказала заявителю в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка со ссылкой на положения пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Верно применяя совокупность положений статей 198,201 АПК РФ, суды обоснованно учитывали следующее.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельный кодекс Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу положений статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Исходя из постановления администрации от 23.09.2003 N 1765, земельный участок ранее предоставлялся наследодателю предпринимателя для строительства остановочного комплекса именно из земель общего пользования.
Судами отмечено, что администрация обосновывала отказ в предоставлении спорного земельного участка ссылкой на то, что принадлежащий предпринимателю объект размещен на остановке общественного транспорта "Сквер Комсомольский", являющейся территорией общего пользования.
Дополнительно администрация указала, что генеральным планом города Брянска, утвержденным решением Брянского городского совета народных депутатов от 27.07.2016 N 465, для территории с указанным земельным участком установлена зона озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары).
Судами обоснованно учтено, что генеральный план в виде схемы с обозначением, в том числе границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, линий рельсового скоростного пассажирского транспорта (скоростного трамвая), является общедоступным нормативным правовым актом и надлежащим документом территориального планирования
Генеральный план г. Брянска, принятый до обращения предпринимателя с заявлением о приватизации земельного участка, в установленном порядке не оспорен и не признан недействующим.
Тот факт, что спорный участок был сформирован до утверждения генерального плана г. Брянска, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении участка в собственность с учетом положений статей 27 и 39.16 ЗК РФ.
Одновременно судами отклонен довод предпринимателя о том, что представленные администрацией схемы не подтверждают расположение спорного земельного участка в границах красных линий, как не основанные на представленных в материалы дела доказательствах.
В силу положений статьи 286 АПК РФ соответствующие выводы судов, сделанные на оценке по правилам статьи 71 АПК РФ материалов дела, судом округа переоценке не подлежат.
Равным образом не подлежат переоценке и выводы судов относительно расположения на земельном участке здания магазина, являющегося частью остановочного комплекса, в состав которого входят также павильон и навес для пассажиров. Указанный остановочный комплекс находится на остановке общественного транспорта "Сквер Комсомольский" по ул. Красноармейской.
В силу функционального назначения остановки общественного транспорта, земельный участок, занятый этим строением, относится к землям общего пользования (пункты 11, 12 статьи 1 ГрК РФ).
В результате, с учетом ранее приведенных норм земельного и градостроительного законодательства, а также правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, суды обоснованно констатировали, что земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемый отказ органа местного самоуправления в предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка, относящегося к землям общего пользования, соответствует нормам действующего законодательства, в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 27.06.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 по делу N А09-3014/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.