г.Калуга |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А84-2519/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2018 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Якимова А.А. |
при участии:
от акционерного общества "Оздоровительно-санаторный комплекс "Альбатрос" (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Челюскинцев, д.129): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Ленина, д.2): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Оздоровительно-санаторный комплекс "Альбатрос" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 (судьи Привалова А.В, Карев А.Ю., Омельченко В.А.) по делу N А84-2519/2017
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оздоровительно-санаторный комплекс "Альбатрос" (далее - АО "ОСК "Альбатрос", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными решений Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр, регистрирующий орган, ответчик) об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества - административно-производственный корпус, здание профилактория, летний домик N 1, здание пионерского лагеря, здание котельной, здание, расположенные в г.Севастополе по ул.Челюскинцев, д.129, с кадастровыми номерами 91:04:003012:135, 91:04:003012:129, 91:04:003012:317, 91:04:003012:133, 91:04:003012:348, 91:04:003012:134 соответственно, изложенные в форме сообщений от 19.05.2017 N 91/001/003/2017-1923, N 91/001/003/2017-1913, N 91/001/003/2017-2351, N 91/001/003/2017-2345, N 91/001/003/2017-2355 и N 91/001/003/2017-2349, также просит в качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов обязать Севреестр зарегистрировать за обществом ранее возникшее право собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.08.2017 требования общества удовлетворены полностью. Признаны незаконными решения Управления изложенные в форме сообщений об отказе в государственной регистрации от 19.05.2017 N 91/001/003/2017-1923, N 91/001/003/2017-1913, N 91/001/003/2017-2351, N 91/001/003/2017-2345, N 91/001/003/2017-2355, N 91/001/003/2017-2349. Суд обязал Управление осуществить государственную регистрацию права собственности общества на объекты недвижимого имущества.
Дополнительным решением от 21.08.2017 суд первой инстанции взыскал с Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в пользу АО "ОСК "Альбатрос" судебные расходы в размере 800 рублей - по оплате услуг по переводу документов.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.08.2017 отменено. В удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с постановлением АО "ОСК "Альбатрос" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции полагая, что недвижимый комплекс является специфическим объектом гражданских прав, регистрация права собственности на который, возможна только после регистрации права собственности на составляющие его объекты.
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя отзыва, либо пояснений суду не представило.
По окончании судебного заседания 27.02.2018 - рассмотрение кассационной жалобы судом округа отложено на 22.03.2018.
В судебное заседание стороны представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 26.01.2017 и 30.01.2017 через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе общество обратилось в Севреестр с заявлениями о государственной регистрации права собственности на шесть отдельных самостоятельных объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г.Севастополь, ул.Челюскинцев, д.129 - нежилое здание профилактория литера "А" общей площадью 2 569,4 м? (кадастровый номер 91:04:003012:129), нежилое здание котельной площадью 224,1 м? (кадастровый номер 91:04:003012:348), нежилое здание клуба-столовой с клубом литера "В" общей площадью 2 375,2 м? (кадастровый номер 91:04:003012:134), нежилое здание летний домик N 1 площадью 56,4 м? (кадастровый номер 91:04:003012:317), нежилое здание производственного корпуса литера "Г" площадью 391 м? (кадастровый номер 91:04:003012:135), нежилое здание пионерского лагеря общей площадью 2 167,9 м? (кадастровый номер 91:04:003012:133).
В качестве документа, подтверждающего основание возникновения права собственности на указанные объекты, обществом регистрирующему органу представлено свидетельство о праве собственности на целостный имущественный оздоровительный комплекс "Альбатрос", выданное 28.02.2003 ЗАО "ОСК "Альбатрос" Управлением имущества города Севастопольской городской государственной администрации на основании распоряжения N 301-р от 27.02.2003 "Об оформлении права коллективной собственности на объекты недвижимого имущества".
ЧАО "ОСК "Альбатрос" - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя по законодательству Украины (идентификационный код 32216303), привело свои учредительные документы в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации, о чем 17.11.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена соответствующая запись о юридическом лице АО "ОСК "Альбатрос"
Уведомлениями от 22.02.2017 и 28.02.2017 Севреестр сообщил заявителю о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктами 5, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) по причине непредставления документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.
Регистрирующим органом установлен срок до 19.05.2017 и 26.05.2017 соответственно для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации права собственности, и рекомендовано представить документы, подтверждающие правопреемство АО "ОСК "Альбатрос" и ЗАО "ОСК "Альбатрос", а также документ, свидетельствующий о снятии наложенного частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Бойко Т.Д. 01.03.2003 реестровый N 1295 запрета отчуждения предмета ипотеки либо заявление о государственной регистрации ипотеки в силу закона и договор ипотеки.
17.03.2017 заявитель представил регистрирующему органу документы, подтверждающие изменение наименования ЗАО "ОСК "Альбатрос" на ЧАО "ОСК "Альбатрос" и на АО "ОСК Альбатрос", что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг.
Сообщениями от 19.05.2017 N 91/001/003/2017-1923 и N 91/001/003/2017-1913, от 26.05.2017 N 91/001/003/2017-2355, N 91/001/003/2017-2349, N 91/001/003/2017-2351 и N 91/001/003/2017-2345 регистрирующий орган отказал обществу в государственной регистрации права собственности на данные объекты на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению регистрации права собственности, и непредставлением документов, необходимых для проведения государственной регистрации.
Полагая, что решения Севреестра являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.08.2017 требования общества "Оздоровительно-санаторный комплекс "Альбатрос" удовлетворены полностью.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности общества на указанные выше объекты, так как изложенные в отказе регистрирующего органа основания не нашли своего правового и фактического подтверждения.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.08.2017 отменено, в удовлетворении заявления общества отказано.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушенных прав общества, подлежащих судебной защите в данном споре, поскольку имела место регистрация не вновь возникших объектов недвижимого имущества, но регистрация ранее возникшего права собственности на целостный имущественный комплекс, поэтому имущество последовательно подлежит регистрации как целостный имущественный комплекс, входящие в комплекс объекты недвижимости ранее в качестве таковых зарегистрированы не были, соответствующих свидетельств обществом не представлено, их отнесение к объектам недвижимого имущества не подтверждено материалами дела, земельный участок предоставлялся для строительства и эксплуатации целостного комплекса объектов.
Не согласившись с постановлением АО "ОСК "Альбатрос" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, как верно указано судом апелляционной инстанции судебной оценке подлежит не только законность действий административного органа, но и наличие у общества защищаемого права.
С 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона N 218-ФЗ указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
В соответствии со статьей 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 21 данного Закона.
Пунктом 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд (часть 12 статьи 29 Закона о регистрации).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
Частью 1 статьи 7 Закона N 46-ЗС предусмотрено, что к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного Закона N 6-ФКЗ, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (на момент принятия спорных решений вступил в силу новый Закон N 218-ФЗ), с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Согласно части 5 статьи 7 Закона N 46-ЗС в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права государственная регистрация ранее возникшего права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом о регистрации, с учетом положений данной статьи на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами.
Представление заявителями таких документов в данном случае требуется, только если указанные документы отсутствуют в названных органах и (или) организациях.
В соответствии с пунктом 5 "Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права", утвержденных постановлением Правительства города Севастополя от 07.08.2014 N 202, к документам, подтверждающим наличие ранее возникших прав, отнесено, в частности, изданное (выданное) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18.03.2014 свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное органом местного самоуправления или органом исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства.
Как следует из материалов дела, заявителем от учредителя в уставной фонд получен целостный имущественный оздоровительный комплекс "Альбатрос", расположенный по ул.Челюскинцев, д.129 в г.Севастополе, что подтверждается свидетельством о праве коллективной собственности от 28.02.2003, выданным Управлением имуществом города Севастопольской городской государственной администрации, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 27.02.2003 N 301-р. Согласно указанному свидетельству, право собственности на целостный имущественный оздоровительный комплекс "Альбатрос" зарегистрировано ГКП "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества г.Севастополя" за ЗАО "ОСК "Альбатрос" под реестровым N 1380 28.02.2003, в целом как на единый объект, состоящий из зданий и сооружений согласно перечню, указанному в приложении к распоряжению Севастопольской городской государственной администрации от 27.02.2003 N 301-р "Об оформлении права коллективной собственности на объекты недвижимого имущества" всего шестнадцать объектов, в числе которых перечислены вышеуказанные шесть объектов.
В силу вышеназванных положений статьи 12 Закона N 6-ФКЗ действие документов, подтверждающих право собственности заявителя на целостный имущественный комплекс, как единый объект, признается и не требует дополнительного подтверждения.
Таким образом, обращаясь в орган регистрации прав с заявлениями о регистрации ранее возникшего права на недвижимое имущество, общество фактически заявило о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об уже существовавшем ранее праве собственности на недвижимое имущество и его обременениях, для подтверждения существующего права собственности на целостный имущественный комплекс и его обременения в виде ипотеки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако общество обратилось за государственной регистрацией на отдельные самостоятельные объекты, входящие в состав целостного имущественного оздоровительного комплекса "Альбатрос" и без указания обременения или доказательств его снятия.
В обоснование своей позиции общество ссылается на то, что целостный имущественный комплекс может быть зарегистрирован только после самостоятельной регистрации входящих в него объектов недвижимости согласно пункту 2 части 1 статьи 46 Закона N 218-ФЗ.
Помимо этого общество ссылается на полученное им письмо Минэкономразвития России от 08.02.2018 согласно которому, государственная регистрация права собственности на "имущественный оздоровительный комплекс" как на единый недвижимый комплекс может быть осуществлена на основании заявления собственника входящих в состав этого "имущественного оздоровительного комплекса" объектов недвижимости при наличии в ЕГРН сведений о таких объектах недвижимости, в том числе включенных в ЕГРН как о ранее учтенных объектах недвижимости, зарегистрированных правах на них, одновременно с постановкой на государственный кадастровый учет данного "имущественного оздоровительного комплекса" как единого недвижимого комплекса.
Вместе с тем, такая позиция общества не может быть признана обоснованной, поскольку не учитывает того обстоятельства, что ранее Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержал сведений о нежилом здании профилактория литера "А", нежилом здании котельной, нежилом здании клуба-столовой с клубом литера "В", нежилом здании летнего домика N 1, нежилом здании производственного корпуса литера "Г", нежилом здании пионерского лагеря, как о самостоятельных объектах, каждый из которых обладает признаками объекта недвижимости.
При этом сведения о наличии у общества свидетельств о праве собственности на отдельное имущество, на которое заявлены права, как на самостоятельные объекты недвижимости, так же не имеется и органу регистрации прав не представлено.
Однако в силу того, что речь идет о ранее возникшем и существующем праве, которое с учетом особенностей правового регулирования на территории города федерального значения Севастополя целях регистрации ранее возникших прав, то оно признается в том объеме, в котором подтверждено документами, выданными уполномоченными органами до 18.03.2014.
Кроме того, судом апелляционной инстанции правомерно отмечено следующее. Определение понятия "целостный имущественный комплекс" законодательством Украины дано в части 1 статьи 4 Закона Украины от 10.04.1992 N 2269-XII "Об аренде государственного и коммунального имущества", согласно которой "целостный имущественный комплекс - это хозяйственный объект с завершенным циклом производства продукции (работ, услуг) с предоставленным ему земельным участком, на котором он расположен, автономными инженерными коммуникациями, энергоснабжением. В случае выделения целостного имущественного комплекса структурного подразделения предприятия составляется распределительный баланс".
В законодательстве Российской Федерации понятие целостный имущественный комплекс отсутствует, но сходное понятие дано в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов, либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Следовательно, исходя из правоустанавливающих документов заявителя, целостный имущественный оздоровительный комплекс "Альбатрос" представляет собой хозяйственный объект с завершенным циклом оказания услуг по оздоровлению и отдыху, состоящий из совокупности объединенных этим единым назначением зданий и сооружений, с предоставленным именно для этих целей земельным участком.
При этом право собственности заявителя на данный объект зарегистрировано по законодательству Украины как на одну недвижимую вещь и признается в Российской Федерации в этом объеме без дополнительного подтверждения со стороны государственных органов так же в качестве одной недвижимой вещи.
Таким образом, суд округа поддерживает вывод обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции о том, что составная часть целостного имущественного комплекса не может быть зарегистрирована в порядке регистрации ранее учтенных объектов недвижимости как самостоятельный объект прав на основании представленного обществом свидетельства от 28.02.2003, которое не подтверждает возникновение у общества права собственности на самостоятельные объекты недвижимости, за регистрацией прав на которые он обратился в регистрирующий орган.
Судом апелляционной инстанции оценено и то обстоятельство, что материалами дела не подтверждено самостоятельное назначение объектов, наоборот, данные объекты составляют единый оздоровительный комплекс.
Согласно договору аренды земельного участка от 21.03.2006, заключенному между Севастопольским городским советом и обществом на основании решений Севастопольского городского совета от 20.04.2004 N 1915 "О прекращении права постоянного пользования земельным участком ОАО СПЗ "Парус" по ул.Челюскинцев, д.129 и передаче этого земельного участка для обслуживания оздоровительного комплекса "Альбатрос" в аренду ЗАО ОСК "Альбатрос" и от 18.05.2005 N 3445 "О внесении изменений о дополнений в решение городского совета N 1915 от 20.04.2004", а также решения Хозяйственного суда города Севастополя от 17.02.2006 по делу N 20-9/321, земельный участок общей площадью 7,723 га был предоставлен обществу в срочное платное пользование на 25 лет для обслуживания оздоровительного комплекса "Альбатрос" с отнесением земель к категории земель рекреационного назначения.
Земельный участок состоит из земельного участка 7,0303 га для обслуживания оздоровительного комплекса "Альбатрос" и земельного участка площадью 0,6927 га, в том числе 0,0197 га - охранная зона линейных инженерных коммуникаций, для обслуживания пляжа оздоровительного комплекса.
В силу вышеизложенного спорные объекты являются составной частью целостного имущественного оздоровительного комплекса и расположены на земельном участке, отведенном именно для этих целей - обслуживание целостного комплекса, в связи с чем, не отвечают критериям самостоятельного объекта недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в период выдачи заявителю на спорные объекты кадастровых паспортов) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости. Кадастровый паспорт содержит характеристики объекта недвижимости, предназначен для информационного обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Поэтому проведение в отношении сооружений технического и кадастрового учета не может служить основанием для признания объекта самостоятельной недвижимой вещью.
При этом сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся на основании учетных документов и правоустанавливающих документов. Следовательно, соответствующий учет объектов недвижимости должен быть синхронизирован с данными о подтвержденном (реально существующем) праве на данный объект.
В данном случае доказательства постановки на кадастровый учет целостного имущественного комплекса представлено не было, равно как и доказательств, позволяющих учесть как ранее учтенные объекты - административно-производственный корпус, здание профилактория, летний домик N 1, здание пионерского лагеря, здание котельной, здание.
Следовательно, сам по себе факт постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества, учитывая технический характер данного учета, в отрыве от реально существующего права не мог являться безусловным основанием для государственной регистрации указанных объектов.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для внесения сведений о государственной регистрации права на указанные объекты в Единый государственный реестр прав, в связи с чем оспоренные решения об отказе в регистрации прав не нарушают существующие права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не подлежали признанию недействительными.
Относительно довода жалобы общества об отсутствии иных оснований для отказа в совершении регистрационных действий.
Исходя из статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон N 102-ФЗ) ипотека в зависимости от ее основания подразделяется на следующие виды: ипотека по договору о залоге недвижимого имущества (далее - ипотека по договору) (пункт 1); ипотека на основании федерального закона при наступлении указанных в нем обстоятельств (далее - ипотека в силу закона) (пункт 2).
Статьей 20 Закона N 102-ФЗ предусмотрено: государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя.
Государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу нотариально удостоверенного договора об ипотеке, может осуществляться также на основании заявления нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке (пункт 1); государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления залогодержателя или залогодателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона. Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2).
Таким образом, обязательность одновременной государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и возникшей в отношении этого имущества ипотеки установлена только для ипотек в силу закона.
Государственная же регистрация ипотек, возникающих в силу договора, в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 13, частью 1 статьи 53 Закона N 218-ФЗ и пунктом 1 статьи 20 Закона N 102-ФЗ осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, и после государственной регистрации вещных прав залогодателя на соответствующее недвижимое имущество или права, являющегося предметом ипотеки.
В данном случае, в подтверждение факта наличия ограничений (обременений) на недвижимое имущество заявителя на момент принятия оспариваемого решения, государственный орган ссылается на письмо нотариуса города Севастополя Руденко Э.А. от 21.03.2017 N 515 об удостоверении договора залога целостного имущественного оздоровительного комплекса и наложении запрета отчуждения недвижимого имущества до исполнении договора в обеспечении договора займа.
В рассматриваемом случае, в качестве основания для отказа в государственной регистрации права АО "ОСК "Альбатрос" на здания, расположенные по адресу: г.Севастополь, ул.Челюскинцев, д.129, Севреестром указано на наличие сведений о регистрации в 2003 году нотариусом в отношении указанного недвижимого имущества запрещения именно на основании договора ипотеки, заключенного заявителем. То есть, основанием для возникновения ипотеки является договор о залоге недвижимого имущества, а не наступление указанных в федеральном законе обстоятельств.
На основании изложенного, действующее законодательство не устанавливает в качестве требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, наличие документов о снятии установленных до 18.03.2014 договорами ипотеки ограничений (обременений) на указанные права.
Арбитражный суд округа не установил нарушения судом норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта. По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ оно подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за подачу кассационной жалобы составляет 1 500 рублей.
В силу положений статьи 104 АПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 рублей, по платёжному поручению от 11.12.2017 N 334, подлежит возврату из федерального бюджета акционерному обществу "Оздоровительно-санаторный комплекс "Альбатрос".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 по делу N А84-2519/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Оздоровительно-санаторный комплекс "Альбатрос" (ОГРН1149204035716, ИНН9203005201, Республика Крым, г.Севастополь, ул.Челюскинцев, д.129) из федерального бюджета излишне уплаченную по платёжному поручению от 11.12.2017 N 334 государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон N 102-ФЗ) ипотека в зависимости от ее основания подразделяется на следующие виды: ипотека по договору о залоге недвижимого имущества (далее - ипотека по договору) (пункт 1); ипотека на основании федерального закона при наступлении указанных в нем обстоятельств (далее - ипотека в силу закона) (пункт 2).
Статьей 20 Закона N 102-ФЗ предусмотрено: государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя.
...
Государственная же регистрация ипотек, возникающих в силу договора, в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 13, частью 1 статьи 53 Закона N 218-ФЗ и пунктом 1 статьи 20 Закона N 102-ФЗ осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, и после государственной регистрации вещных прав залогодателя на соответствующее недвижимое имущество или права, являющегося предметом ипотеки."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 марта 2018 г. N Ф10-6389/17 по делу N А84-2519/2017
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6389/17
04.12.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1945/17
21.08.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2519/17
10.08.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2519/17