Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым от 30 июля 2021 г. N 359/08 по вопросу проверки соответствия участников закупки требованию, предусмотренному частью 1 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, - то есть об отсутствии в Реестре как участника закупки, так и следующих лиц такого участника закупки:
членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации в случае передачи им полномочий единоличного исполнительного органа);
учредителей участника закупки, являющегося унитарным юридическим лицом (в случае если участник закупки является унитарным юридическим лицом);
участников (членов) участника закупки, являющегося корпоративным юридическим лицом (в случае если участник закупки является корпоративным юридическим лицом), которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев).
Следует отметить, что в отношении корпоративного юридического лица в Закон N 44-ФЗ ранее во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 16-П внесены изменения, касающиеся замены слова "учредитель" на слова "участник (член)", поскольку в рамках деятельности корпоративного юридического лица учредитель может перестать находиться в текущем составе участников (членов).
Закон N 44-ФЗ не возлагает на заказчика, комиссию по осуществлению закупок обязанность оценивать способность участников (членов) оказывать влияние на деятельность юридического лица. Такая оценка осуществляется ФАС России при исключении информации из Реестра в случае получения информации, предусмотренной пунктом 2 части 9 статьи 104 Закона N 44-ФЗ.
При этом до подтверждения информации о невозможности определенных участников (членов) оказывать влияние на деятельность корпоративного юридического лица и, соответственно, до их исключения из Реестра на основании пункта 2 части 9 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, считается, что к таким участникам (членам) относятся лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица.
Информация об учредителях или участниках юридического лица включается в единый государственный реестр юридических лиц (пункт "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В этой связи из приведенного в обращении пункта 1 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ исключена обязанность участника закупки включать в заявку информацию об учредителях, имея в виду, что необходимая информация об учредителях унитарного юридического лица представляется заказчику, комиссии по осуществлению закупок в составе выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Однако в отношении акционерного общества в единый государственный реестр юридических лиц включаются сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества.
В этой связи заказчик, комиссия по осуществлению закупок не получит в составе выписки из единого государственного реестра юридических лиц информацию о лицах, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций акционерного общества.
Принимая во внимание положения части 8 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, касающиеся проверки комиссией по осуществлению закупок соответствия участников закупки требованию, предусмотренному частью 1 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а также невозможности возложения на участников закупки обязанности подтверждать соответствие такому требованию, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие указанному требованию на основании представленных при осуществлении закупки информации и документов, в том числе на основании представленных во второй части заявки на участие в электронном аукционе информации о членах коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, а также выписки из единого государственного реестра юридических лиц в части информации, подлежащей включению в нее и содержащейся в ней.
Для проверки соответствия участника закупки требованию, предусмотренному частью 1 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в части информации, которая не предусмотрена Законом N 44-ФЗ для представления в составе заявки на участие в закупке, а также не включается в вышеуказанную выписку (например, информация об акционерах, а также информация об аффилированности лиц), комиссия по осуществлению закупок принимает зависящие от нее разумные и законные меры.
Однако следует отметить, что Закон N 44-ФЗ в настоящее время не содержит механизма, позволяющего комиссии по осуществлению закупок обеспечить исчерпывающую проверку в части информации, которая не предусмотрена для представления в составе заявки на участие в закупке, а также не включается в вышеуказанную выписку.
В этой связи Минфином России обеспечено внесение изменений в Закон N 44-ФЗ в части установления требования о представлении заказчику информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в заявке на участие в закупке - подпункт "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2022 года.
Директор Департамента |
Т.П. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заказчик по 44-ФЗ вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации как об участнике закупки, так и о лицах, влияющих на него.
Необходимая информация об учредителях унитарного юрлица представляется заказчику, комиссии по осуществлению закупок в составе выписки из ЕГРЮЛ.
Однако заказчик, комиссия не получат в составе выписки из ЕГРЮЛ информацию о лицах, которые владеют более чем 25% акций АО.
Поэтому комиссия проверяет соответствие указанному требованию на основании представленных при осуществлении закупки информации и документов.
С 1 января 2022 г. вступят в силу изменения в 44-ФЗ в части установления требования о представлении заказчику указанной информации в заявке на участие в закупке.
Письмо Минфина России от 24 августа 2021 г. N 24-01-07/68077 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был