Во исполнение подпункта "а" пункта 6 Положения о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 1415 "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7619), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые состав и порядок представления собственником высокоавтоматизированного транспортного средства отчетности в испытательную лабораторию в ходе проведения эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств и по его итогам.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Н. Морозова.
Министр |
Д.В. Мантуров |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2021 г.
Регистрационный N 64995
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромторга России
от 08 июня 2021 г. N 2087
Состав и порядок представления собственником высокоавтоматизированного транспортного средства отчетности в испытательную лабораторию в ходе проведения эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств и по его итогам
I. Общие положения
1. В Составе и порядке представления собственником высокоавтоматизированного транспортного средства отчетности в испытательную лабораторию в ходе проведения эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств и по его итогам (далее - Эксперимент, Состав и порядок) используются понятия, установленные пунктом 3 Положения о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 1415 "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7619; 2020, N 9, ст. 1200) (далее - Положение).
Сведения, содержащиеся в отчетности о проведении эксперимента (далее - Отчетность), в любой возможной форме (в том числе устной, письменной, электронной) (далее - Конфиденциальная информация) являются конфиденциальными в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2021, N 11, ст. 1708) и используются исключительно в целях оценки Эксперимента.
II. Состав отчетности
2. Отчетность включает в себя отчет о ходе проведения Эксперимента и (или) отчет об итогах проведения Эксперимента и копии следующих документов, прилагающихся собственником высокоавтоматизированного транспортного средства (далее - ВАТС) к заявке на получение в отношении ВАТС заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (далее - заключение о соответствии):
руководство водителя ВАТС по работе с автоматизированной системой вождения (далее - АСВ);
программа опытной эксплуатации ВАТС (далее - ОЭ).
3. Отчет о ходе проведения Эксперимента и отчет об итогах проведения Эксперимента имеют одинаковую структуру и включают следующую информацию:
а) определения, обозначения и сокращения, используемые в отчете о ходе проведения Эксперимента и/или в отчете об итогах проведения Эксперимента;
б) общие сведения о собственнике ВАТС, в которых указаны организационно-правовая форма, наименование, место нахождения и адрес собственника ВАТС, телефон, адрес электронной почты;
в) общие сведения об объектах ОЭ, включающие в себя основные сведения о каждом ВАТС, участвующем (участвовавшем) в проведении ОЭ, в том числе:
государственный регистрационный знак согласно свидетельству о регистрации транспортного средства;
торговая марка и модель (коммерческое название) транспортного средства;
тип транспортного средства;
идентификационный номер (VIN) (при отсутствии VIN - децимальный или заводской номер);
наименование изготовителя транспортного средства (лицо, внесшее изменения в конструкцию базового транспортного средства) и его адрес;
дата и номер заключения о соответствии;
г) сведения о АСВ и вспомогательных системах ВАТС, в том числе:
условия, для работы в которых предназначена система автоматизированного управления, в том числе окружающие и географические условия, время суток, а также дорожно-транспортные, инфраструктурные, погодные условия;
перечень оборудования, обеспечивающего автоматизированное управление ВАТС;
д) сведения о ВАТС, а именно:
рулевое управление (в случае внесения изменений в конструкцию штатного рулевого управления для обеспечения работы АСВ - описание изменений с приложением общей схемы);
тормозные системы (в случае внесения изменений в конструкцию штатных тормозных систем для обеспечения работы АСВ - описание изменений с приложением общей схемы);
система управления подачей топлива (в случае внесения изменений в конструкцию штатной системы для обеспечения работы АСВ - описание изменений с приложением общей схемы);
система управления трансмиссией (в случае внесения изменений в конструкцию штатной системы для обеспечения работы АСВ - описание изменений с приложением общей схемы);
система управления электрооборудованием ВАТС;
описание электрооборудования, работающего с напряжением выше штатного напряжения постоянного/переменного тока бортовой сети транспортного средства, описание мер защиты от поражения электрическим током;
описание дополнительных накопителей энергии (тип, емкость, расположение, безопасность);
прочие устройства, входящие в АСВ (тип, принцип работы с приложением общей схемы);
описание элементов (в том числе программных), обеспечивающих контроль целостности систем АСВ (ВАТС) и защиту от несанкционированного доступа;
е) сведения о результатах ОЭ в отношении ВАТС, в том числе:
сведения о расстояниях, пройденных ВАТС по автомобильным дорогам общего пользования в автоматизированном режиме управления (далее - АРУ), включая запланированный пробег ВАТС по дорогам общего пользования согласно программе ОЭ (если применимо), общий фактический пробег ВАТС по дорогам общего пользования в АРУ по итогам ОЭ, краткое описание причин, по которым не был осуществлен запланированный пробег ВАТС в автоматизированном режиме управления, погодные условия;
сведения о зафиксированных отказах АСВ ВАТС за весь период ОЭ, краткое описание проявления отказа АСВ, причина отказа АСВ;
сведения о вмешательствах в управление ВАТС для предотвращения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП);
видеоматериал, позволяющий оценить окружающую обстановку и действия водителя - оператора ВАТС, в цифровых форматах (далее - видеоматериал) в случаях ДТП с ВАТС (рекомендуемые цифровые форматы предоставления видеоматериала: mp4, avi, mkv). Видеоматериал представляется посредством передачи электронного носителя информации (рекомендуемые виды электронных носителей информации CD-диск, USB-флеш-накопитель) или посредством размещения соответствующего материала в облачном хранилище данных. При этом в Отчетности необходимо указывать путь для скачивания видеоматериала/ссылку на видеоматериал, размещенный в облачном хранилище данных. По результатам передачи видеоматериалов стороны подписывают акт приема-передачи, фиксирующий перечень переданных данных;
сведения о нарушениях и (или) невыполнении ВАТС Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст. 465) (далее - ПДД), за совершение которых собственник (водитель) ВАТС привлекался к административной ответственности, с указанием пунктов ПДД, по которым допущены нарушения;
ж) выводы по результатам ОЭ, в том числе:
степень достижения целей ОЭ в соответствии с программой ОЭ, в случае невыполнения программы ОЭ указываются причины невыполнения программы ОЭ;
оценка достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности движения ВАТС в АРУ по автомобильным дорогам общего пользования;
оценка эффективности работы АСВ в различных условиях ОЭ;
оценка достаточности проведенной ОЭ для проверки эффективности и надежности функционирования АСВ при движении ВАТС по автомобильным дорогам общего пользования;
возможность эксплуатации ВАТС на автомобильных дорогах общего пользования в АРУ;
з) предложения собственника ВАТС, в том числе:
предложения по составу и содержанию требований к отдельным узлам и системам АСВ, обеспечивающим безопасность дорожного движения при использовании ВАТС;
предложения по методам испытаний ВАТС в целях оценки их безопасности;
предложения по внедрению ВАТС в транспортную отрасль, включая предложения по совершенствованию правовой и нормативной технической базы.
Рекомендуемый образец отчета о ходе проведения (об итогах проведения) эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств приведен в приложении к Составу и порядку. В рамках отчета допускается группировать однотипные данные вместо предоставления данных по каждой единице ТС.
III. Порядок представления отчетности
4. Отчетность утверждается руководителем (уполномоченным лицом) собственника ВАТС и представляется в рамках информирования о результатах опытной эксплуатации, предусмотренного абзацем пятым подпункта "в" пункта 6 Положения, в испытательную лабораторию на бумажном носителе в одном экземпляре и в цифровом формате (рекомендуемые цифровые форматы для предоставления Отчетности: doc, docx, pdf) на электронном носителе информации (рекомендуемые виды электронных носителей информации CD-диск, USB-флеш-накопитель) с сопроводительным письмом собственника В АТС, подписанным его руководителем (уполномоченным лицом), в следующие сроки:
не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем окончания отчетного периода, рассматриваемого в Отчетности, но не реже 1 раза в 12 месяцев:
в отношении ВАТС, ОЭ которых продолжается, представляется отчет о ходе проведения Эксперимента;
не позднее 20-го рабочего дня, следующего за днем окончания ОЭ:
в отношении ВАТС, ОЭ которых завершена, представляется отчет об итогах проведения Эксперимента.
5. Отчетность на бумажном носителе должна быть сброшюрована, прошита и заверена руководителем (уполномоченным лицом) собственника ВАТС.
6. Отчетность регистрируется испытательной лабораторией в суточный срок с даты поступления и передается руководителю (уполномоченному лицу) испытательной лаборатории для рассмотрения.
7. Руководитель (уполномоченное лицо) испытательной лаборатории в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации Отчетности в испытательной лаборатории, обеспечивает рассмотрение представленной Отчетности и письмом за своей подписью информирует собственника ВАТС о результатах рассмотрения.
В случае поступления Отчетности, не соответствующей главе II Состава и порядка, испытательная лаборатория в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, письмом за подписью руководителя (уполномоченного лица) испытательной лаборатории направляет собственнику ВАТС уведомление о необходимости доработки Отчетности с указанием причин необходимости доработки.
8. Собственник ВАТС в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения письма, указанного в абзаце втором пункта 7 Состава и порядка, осуществляет доработку Отчетности и повторно представляет ее в испытательную лабораторию в соответствии с пунктами 4 и 5 Состава и порядка.
9. Повторное рассмотрение отчетности обеспечивается в соответствии с пунктами 6 и 7 Состава и порядка.
Приложение
к Составу и порядку представления собственником
высокоавтоматизированного транспортного средства отчетности
в испытательную лабораторию в ходе проведения эксперимента
по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего
пользования высокоавтоматизированных транспортных средств
и по его итогам
(рекомендуемый образец)
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
________________________________ |
|
(наименование должности руководителя (уполномоченного лица) собственника ВАТС) |
|
(Фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) |
|
__________________________ г. |
ОТЧЕТ
о ходе проведения (об итогах проведения) эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств
(наименование собственника ВАТС)
Должность руководителя опытной эксплуатации |
______________ |
(Фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) |
|
|
подпись, дата |
М.П. (при наличии) |
|
Москва 20__ |
1. Введение.
2. Краткое содержание Отчетности.
3. Оглавление.
4. Определения, обозначения и сокращения, используемые в Отчетности.
5. Общие сведения о собственнике В АТС.
6. Общие сведения об объектах ОЭ.
Приводятся основные сведения о каждом ВАТС, участвующем (участвовавшем) в проведении ОЭ, согласно таблице 1. Допускается группировать однотипные сведения.
Таблица 1
Общие сведения
о ВАТС, участвующих (участвовавших) в проведении опытной эксплуатации
N |
Марка и модель 1 |
VIN 2 |
ГЗ 3 |
Тип транспортного средства 4 |
Наименование изготовителя транспортного средства и его адрес 5 |
Заключение о соответствии 6 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
------------------------------
1 Торговая марка и модель (коммерческое название) транспортного средства.
2 Идентификационный номер (VIN) транспортного средства. При отсутствии VIN - децимальный или заводской номер.
3 Государственный регистрационный знак согласно свидетельству о регистрации транспортного средства, например АЗЗЗМО750.
4 Тип транспортного средства в соответствии с документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
5 Наименование изготовителя транспортного средства (лицо, внесшее изменения в конструкцию базового транспортного средства) и его адрес.
6 Дата выдачи и номер заключения о соответствии.
------------------------------
7. Сведения о АСВ и вспомогательных системах ВАТС. Допускается группировать однотипные сведения.
8. Сведения о ВАТС.
9. Сведения о результатах ОЭ в отношении ВАТС.
9.1. Сведения о расстояниях, пройденных ВАТС по автомобильным дорогам общего пользования, и о зафиксированных отказах АСВ ВАТС представляются согласно таблице 2. Допускается группировать однотипные сведения.
Таблица 2
Сведения
о расстояниях, пройденных ВАТС по автомобильным дорогам общего пользования,
и о зафиксированных отказах АСВ ВАТС
N п/п |
Вид отказа |
Причины отказа |
Общее кол-во отказов |
Плановый пробег ВАТС в АРУ, км |
Общий пробег ВАТС в АРУ, км |
1 |
Отказы вычислительного оборудования |
|
|
|
|
2 |
Отказы сенсоров |
|
|
|
|
3 |
Отказы сетевого оборудования |
|
|
|
|
4 |
Отказы шасси |
|
|
|
|
5 |
Отказы системного ПО |
|
|
|
|
6 |
Иное (если применимо) |
|
|
|
|
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
9.1. Сведения о вмешательствах в управление ВАТС для предотвращения ДТП с целью недопущения аварийных ситуаций представляются согласно таблице 3.
Таблица 3
Сведения
о вмешательствах в управление ВАТС для предотвращения ДТП
с целью недопущения аварийных ситуаций
N п/п |
Причина вмешательства |
Общее кол-во критических вмешательств |
Плановый пробег ВАТС в АРУ, км |
Общий пробег ВАТС в АРУ, км |
1 |
Опасные маневры со стороны других участников ДЦ (кроме пешеходов) |
|
|
|
2 |
Опасные маневры со стороны пешеходов |
|
|
|
3 |
Опасные маневры со стороны ВАТС |
|
|
|
4 |
Состояние дорожной инфраструктуры (ненадлежащее состояние дорожного покрытия, дорожные работы и т.п.) |
|
|
|
5 |
Иное (если применимо) |
|
|
|
9.2. Сведения о нарушениях и (или) невыполнении ВАТС Правил дорожного движения, за совершение которых собственник (водитель) ВАТС привлекался к ответственности, предоставляются согласно таблице 4.
Таблица 4
Сведения о нарушениях и (или) невыполнении ВАТС Правил дорожного движения, за совершение которых собственник (водитель) ВАТС привлекался к ответственности
N |
Номер статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
Количество правонарушений |
Последствия нарушений ПДД |
Вид ответственности, к которой привлечен собственник (водитель) ВАТС |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в столбцах 1 и 2 - |
общее количество зафиксированных правонарушений с указанием номера статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2021, N 27, ст. 5111), по которой собственник (водитель) ВАТС привлечен к административной ответственности, и количества правонарушений по этой статье. |
в столбце 3 - |
последствия зафиксированных правонарушений ПДД (при отсутствии последствий указать "нет", в случае совершения ДТП указать "ДТП" и вид ДТП - столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее ТС, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, иной вид ДТП. В случае ДТП указываются последствия ДТП - причинение материального вреда, нанесение вреда здоровью людей, гибель людей). |
в столбце 4 - |
вид ответственности, к которой привлекался собственник (водитель) ВАТС - гражданская ответственность (обязанность возместить убытки при причинении вреда в ДТП), дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, увольнение), административная ответственность (наказание за нарушение ПДД, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью) или уголовная ответственность (наказание за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти). |
10. Выводы по результатам ОЭ.
11. Предложения собственника В АТС.
В ряде регионов проходит эксперимент по опытной эксплуатации высокоавтоматизированных автомобилей. Имеется в виду транспорт, оснащенный аппаратурой для беспилотного управления. При этом должна быть возможность переключиться на ручной режим управления, в т. ч. для предотвращения ДТП. Собственниками таких авто могут быть только юрлица, а сами машины не подлежат отчуждению в период эксперимента.
Собственник направляет в испытательную лабораторию отчетность в ходе эксперимента и по его итогам. Минпромторг определил порядок. Установлено содержание отчетности.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 8 июня 2021 г. N 2087 "Об утверждении состава и порядка представления собственником высокоавтоматизированного транспортного средства отчетности в испытательную лабораторию в ходе проведения эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств и по его итогам"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2021 г.
Регистрационный N 64995
Вступает в силу с 26 сентября 2021 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 сентября 2021 г. N 0001202109150015