Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
Основания и порядок проведения мероприятий налогового контроля, предусматривающих выемку у налогоплательщика документов и предметов, установлены подпунктом 3 пункта 1 статьи 31, пунктом 14 статьи 89 и статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Соответственно, законодательство о налогах и сборах наделяет налоговый орган правом на производство выемки документов и предметов в случаях неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов, при наличии достаточных оснований полагать, что интересующие документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, в связи с необходимостью проведения экспертизы на предмет подлинности представленных налогоплательщиком документов, а также в случае недостаточности имеющихся в его распоряжении налоговых органов документов для проведения проверки.
Одновременно, законодательство о налогах и сборах не содержит положений, предписывающих производство выемки документов и предметов исключительно по месту регистрации налогоплательщика, указанному в учредительных документах.
В свою очередь правовая позиция, изложенная в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 28.02.2019 по делу N А40-17635/2018, оставленном без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2019, указывает на наличие у налогового органа права на проведение выемки документов у контрагента проверяемой организации, в случае наличия достаточных сведений о взаимозависимости налогоплательщиков.
Таким образом, предположение ООО об установлении законодательством о налогах и сборах ограничений на проведение выемки документов и предметов не на территории проверяемого лица ошибочно, соответственно мнение налогоплательщика о наличии правовой неопределенности в указанном вопросе является оценочным, и не учитывает в полной мере положений действующего законодательства и сформированной судебной практики.
Помимо общих норм законодательства о налогах и сборах, в отношении вопросов, касающихся непосредственно проведения выемки документов и предметов, вынесения постановления о производстве выемки, времени проведения указанного мероприятия, составления соответствующего протокола, привлечения понятых, экспертов, налогоплательщик вправе руководствоваться положениями письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками".
Поскольку поступившее обращение не содержит сведений о содержании и результатах конкретных мероприятиях налогового контроля, которые могли привести к нарушению прав и законных интересов ООО, вопросы заявителя об оценке предполагаемых действий должностных лиц налогового органа, не могут быть рассмотрены в порядке, предусмотренном главой 19 Кодекса, и соответственно не подлежат применению в оценке действий налогового органа в соответствии с принципом, установленным пунктом 7 статьи 3 Кодекса.
Действительный государственный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснила ФНС, основываясь на судебной практике, у налогового органа есть право на проведение выемки документов у контрагента проверяемой организации при наличии достаточных сведений о взаимозависимости налогоплательщиков.
Письмо Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2021 г. N СД-4-2/13234@ "О представлении заключения"
Текст письма опубликован не был