Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 августа 2021 г. N 03-05-05-01/68086
Департаментом налоговой политики рассмотрены письма по вопросам применения отдельных положений главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
1. По вопросам применения Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н (далее - ФСБУ 25/2018), в целях обложения налогом на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 статьи 374 Кодекса недвижимого имущества, переданного (полученного) в операционную или финансовую аренду (лизинг), а также законодательном урегулировании данного вопроса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктом 1 пункта 1 статьи 374"
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 применяется организациями (арендодателями и арендаторами), и каждая сторона договора аренды ведет бухгалтерский учет самостоятельно в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В зависимости от вида аренды (операционная или неоперационная (финансовая) аренда), условий договора аренды (срока аренды, перехода права собственности на предмет аренды и др.) предмет аренды может учитываться на балансе арендодателя в качестве основных средств или инвестиционного имущества, а у арендатора - в качестве права пользования активом. В отдельных случаях (пункты 11 и 12 ФСБУ 25/2018) арендатор может не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом.
При этом согласно пункту 10 ФСБУ 25/2018 организация-арендатор должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих до характеру использования активов (незавершенных капитальных вложений, основных средств и других) с учетом особенностей, установленных данным Стандартом.
Таким образом, актив в форме права пользования объектом основных средств в бухгалтерском балансе арендатора может отражаться в составе основных средств. При этом объект аренды может быть одновременно отражен в составе основных средств в бухгалтерском балансе арендатора и арендодателя.
В этой связи, по мнению Департамента, если объект недвижимого имущества, полученный в аренду, учитывается на балансе арендаторов в составе основных средств, то арендатор признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении этого объекта недвижимого имущества, а если объект недвижимого имущества, переданный в аренду, учитывается в составе основных средств на балансе арендодателя, то налогоплательщиком признается арендодатель.
В случае если объект недвижимого имущества (объект аренды) учитывается одновременно в бухгалтерском балансе как у арендодателя, так и у арендатора, в целях исключения двойного налогообложения налог на имущество организаций в отношении данного объекта уплачивается арендодателем (собственником).
В настоящее время в Минфине России рассматривается вопрос о внесении изменений в главу 30 "Налог на имущество организаций" в части признания налогоплательщиком по налогу на имущество организаций организации-арендодателя.
2. По вопросу исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса при применении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н.
Пунктами 1 и 3 статьи 375 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Таким образом, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из установленных правил по ведению бухгалтерского учета основных средств.
По мнению Департамента, исходя из ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (в том числе пункты 13, 15, 24, 25) при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций остаточная стоимость объектов недвижимости, учтенных на балансе в качестве основных средств, определяется исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств, и результатов проведенной переоценки основных средств на отчетную дату (переоцененной стоимости).
3. По вопросу предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций по пункту 11 статьи 381 Кодекса в отношении переходно-скоростных полос (далее - ПСП).
Пунктом 11 статьи 381 Кодекса установлено, что освобождаются от обложения налогом на имущество организаций организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. При этом также определено, что перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Вопрос отнесения объектов недвижимого имущества к федеральным дорогам общего пользования и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, относится к компетенции Минтранса России.
Минтранс России (письмо от 29.02.2016 N 02-02/2425-ИС) сообщил, что ПСП, обеспечивающие деятельность объектов дорожного сервиса (в том числе АЗС) и находящиеся на балансе собственников (владельцев) этих объектов, не являются неотъемлемой технологической частью федеральных автомобильных дорог общего пользования.
С учетом мнения Минтранса России полагаем, что налоговая льгота по пункту 11 статьи 381 Кодекса не применяется в отношении ПСП объектов дорожного сервиса, находящихся на балансе собственников (владельцев) этих объектов.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам, имеют информационно-разъяснительный характер и не могут рассматриваться как имеющие общеобязательный характер для налогоплательщиков и налоговых органов, в связи с чем не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этом письме.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если арендованная недвижимость учитывается на балансе арендатора, он платит налог на имущество в отношении этого объекта. Если недвижимость, переданная в аренду, учитывается на балансе арендодателя, то налогоплательщиком признается он.
Если объект аренды учитывается одновременно как у арендодателя, так и у арендатора, в целях исключения двойного налогообложения налог уплачивает арендодатель (собственник).
Минфин прорабатывает вопрос признания в НК плательщиком по налогу на имущество организаций арендодателя.
Освобождение от налога на имущество организаций не применяется в отношении переходно-скоростных полос, находящихся на балансе собственников (владельцев) этих объектов дорожного сервиса.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 августа 2021 г. N 03-05-05-01/68086
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 17 сентября 2021 г. N 36