Федеральным законом от 02.07.2021 N 355-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расширен список сведений, устанавливаемых организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организация), при идентификации клиента-юридического лица, его представителя или выгодоприобретателя.
Указанным законом установлены требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях, если:
- осуществляемая деятельность лицензируется, а лицензия отсутствует;
- доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги в сети "Интернет" включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Единый реестр).
В этой связи Росфинмониторингом подготовлены разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
1. Обязана ли организация проводить проверку видов деятельности юридического лица, принимаемого на обслуживание, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на предмет наличия лицензируемых видов деятельности или вправе полагаться на представленную юридическим лицом информацию об отсутствии таких видов деятельности?
В связи с тем, что на момент принятия юридического лица на обслуживание у организации отсутствует возможность достоверно установить, какими из указанных в ЕГРЮЛ видами деятельности фактически занимается юридическое лицо, принимаемое на обслуживание, организация может устанавливать сведения об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (далее - сведения об имеющихся лицензиях), исходя из определенных целей финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, обусловленных взаимодействием с финансовой организацией. Сведения об имеющихся лицензиях могут устанавливаться с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
Одновременно, при возникновении оснований полагать, что юридическое лицо совершает операции, связанные с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, в отношении которой им не были предоставлены сведения об имеющихся лицензиях, организация обязана запросить соответствующие сведения, а в случае их непредставления или представления недостоверных сведений - применить меры, предусмотренные абзацем первым пункта 15 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
2. Приравнивается ли деятельность юридического лица, которое обязано являться членом саморегулируемой организации, к деятельности, подлежащей лицензированию?
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Исходя из приведенной нормы, членство в саморегулируемой организации может выступать альтернативным лицензированию механизмом допуска на рынок. Таким образом, в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ отсутствует прямая обязанность по установлению при идентификации сведений о членстве юридического лица в саморегулируемой организации, а также о выданных саморегулируемой организацией свидетельствах о допуске к определенному виду работ, а равно обязанность использовать такую информацию для выполнения требования, установленного пунктом 15 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Между тем, проверка членства в саморегулируемой организации, как и иных разрешительных механизмов при осуществлении определенных видов деятельности, может осуществляться организацией в рамках исполнения обязанностей, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, и использоваться при оценке его рисков.
3. Допускается ли использовать информацию о лицензиях юридического лица, представленную независимыми онлайн-сервисами, для установления сведений об имеющихся лицензиях?
Использование организациями дополнительной информации допускается для получения сведений о выданных юридическому лицу лицензиях. В то же время, проверка достоверности таких сведений должна осуществляться исключительно с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем органов, выдавших лицензии.
4. Установление сведений о лицензиях на право осуществления деятельности должно проводиться в отношении всех заявленных видов деятельности или только в отношении основного вида деятельности?
Абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ не содержит исключений на установление сведений о полученных лицензиях только в отношении основного вида деятельности юридического лица.
Вместе с тем, как указано в ответе на вопрос 1 данного письма, не требуется установление сведений о полученных лицензиях в отношении всех заявленных в ЕГРЮЛ видах деятельности.
5. Если у юридического лица заявлен в ЕГРЮЛ вид деятельности, который предполагает получение лицензии, но в настоящее время юридическое лицо его не осуществляет, есть ли обязанность отказать в приеме на обслуживание такого лица или проведении операции, не связанной с этой деятельностью?
Обслуживание юридического лица непосредственно связано с осуществлением им конкретных видов деятельности. Таким образом, в случае отсутствия у юридического лица лицензии на занятие видом деятельности, заявленным в ЕГРЮЛ, но не осуществляемым в настоящее время, и операции в связи с осуществлением которого не проводятся, меры, предусмотренные абзацем первым пункта 15 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, не применяются.
6. Если у юридического лица истекает либо истек срок действия лицензии, какие меры необходимо предпринять?
Истечение срока лицензии у юридического лица не влечет безусловный отказ в приеме на обслуживание.
В данном случае организация должна оценить необходимость наличия действующей лицензии у юридического лица для осуществления конкретного вида деятельности, исходя из установленных целей финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации обязаны обновлять информацию о клиентах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
Обновление информации необходимо, в том числе при наличии сведений об истечении срока действия лицензии, предоставленной при идентификации клиента. Исходя из приведенной нормы, организация должна в установленные сроки обновлять полученную ранее информацию в целях своевременного выявления фактов продолжения осуществления клиентом лицензируемой деятельности после истечения срока или аннулирования ранее выданной клиенту лицензии. В случае выявления таких фактов, организация обязана в соответствии с абзацем первым пункта 15 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ прекратить проведение операций по поручению такого лица.
7. Какие сведения об имеющихся лицензиях необходимо установить?
Перечень сведений об имеющихся лицензиях, которые подлежат установлению при идентификации, определен в пункте 2.2 приложения N 2 к Требованиям к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 N 366. К таким сведениям относятся: вид, номер, дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия; перечень видов лицензируемой деятельности.
8. Каким образом устанавливается в отношении юридического лица "доменное имя, указатель страницы в сети "Интернет"? Вправе ли организация полагаться на представленную юридическим лицом информацию?
В отсутствие иных достоверных источников информации, организация вправе полагаться на предоставленную юридическим лицом информацию о доменном имени, указателе страницы сайта в сети "Интернет", с использованием которых юридическим лицом оказываются услуги, либо об отсутствии указанных сведений.
9. Каким образом необходимо проводить проверку "доменного имени, указателя страницы в сети "Интернет"?
Проверка доменных имен, адресов сайтов в сети "Интернет", с помощью которых оказываются услуги юридическим лицом, на их содержание в Едином реестре, осуществляется через форму, размещенную на сайте Роскомнадзора. Обращаем внимание, что запрет приема на обслуживание и проведения операций, предусмотренный абзацем вторым пункта 15 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, связан с наличием доменных имен сайтов, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" только в вышеобозначенном Едином реестре. Содержание доменных имен сайтов и указателей страниц сайтов, используемых юридическим лицом для оказания услуг, в иных реестрах, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", не влечет за собой отказ в приеме на обслуживание и запрет на проведение операций юридического лица.
10. Какой порядок действий в случае, если в период обслуживания юридического лица, его сайт был включен в перечень запрещённых сайтов?
В случае выявления факта включения доменного имени сайта, указателя страницы сайта в Единый реестр после приема юридического лица на обслуживание, организация обязана прекратить проведение операций по поручению такого лица.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поправками к законодательству от 2 июля 2021 г. организациям и ИП, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещено принимать на обслуживание компании и осуществлять по их поручению операции, если компания должна иметь лицензию, а ее нет, а также если сайт компании внесен в черный список.
Сообщается, что сведения о лицензиях могут устанавливаться с использованием оригиналов документов, заверенных копий, государственных и иных информсистем.
Проверка членства в СРО поправками не предусмотрена, но она может осуществляться в рамках оценки рисков.
Если в ЕГРЮЛ заявлена лицензируемая деятельность, но она не осуществляется, то поправки не применяются.
Сайт можно проверить через форму на сайте Роскомнадзора.
Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 сентября 2021 г. N 64 "О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", за исключением поднадзорных Банку России"
Текст информационного письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 28 сентября - 4 октября 2021 г. N 36 (в извлечении)