Письмо ФНС России от 30 августа 2021 г. N ЕА-4-15/12230@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу квалификации ломбарда как участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - Обращение), сообщает следующее.
В соответствии с положениями пункта 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утвержденного Постановлением (далее - Положение), под участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, понимаются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон) ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.
В соответствии со статьями 12 и 13 Закона ломбард вправе обратить взыскание на невостребованные вещи. Реализация невостребованной вещи осуществляется путем ее продажи, в том числе с открытых торгов.
Как отмечено в Обращении, из положений пункта 6 статьи 7 Закона следует, что предмет залога не является собственностью ломбарда и принадлежит на праве собственности заемщику (физическому лицу) до момента реализации предмета залога в процессе обращения взыскания.
Перечень операций с товарами, подлежащими прослеживаемости закреплен в пункте 2 Положения. При этом операции получения имущества под залог при оформлении займа и последующей реализации предмета залога в данном перечне операций не поименованы.
Таким образом, на ломбард не распространяется действие Положения при получении в залог в результате оформления договора займа от заемщиков (физических лиц) имущества, являющегося товаром, подлежащим прослеживаемости.
Вместе с тем при наличии по состоянию на 08.07.2021 в собственности у ломбарда имущества, например, монитора, ранее ввезенного на территорию Российской Федерации для внутреннего использования и используемого в основной деятельности, и при принятии решения, например, о реализации данного монитора, в силу положений пункта 28 Положения необходимо представить уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, в ответ на которое ФНС России направляет квитанцию о присвоении регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее - РНПТ).
Впоследствии РНПТ указывается в формируемом при реализации товара, подлежащего прослеживаемости, счете-фактуре либо универсальном передаточном документе.
При применении ломбардом общей системы налогообложения сведения из счета-фактуры или универсального передаточного документа, содержащего в себе сведения счета-фактуры и первичного учетного документа, оформленного при реализации товара, подлежащего прослеживаемости, включаются в раздел 9 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
При применении ломбардом специального налогового режима или в случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость сведения универсального передаточного документа, имеющего статус первичного учетного документа, оформленного при реализации товара, подлежащего прослеживаемости, включаются в силу пункта 33 Положения в отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представляемом в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Действительный государственный советник |
А.В. Егоричев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС разъяснила, квалифицируется ли ломбард как участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости.
Письмо ФНС России от 30 августа 2021 г. N ЕА-4-15/12230@
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 19-25 октября 2021 г. N 40