Информация ФАУ "Главгосэкспертиза России"
Таблица вопросов по разъяснению положений постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и приказа Минстроя России от 21 июля 2021 г. N 500/пр "О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр"
N |
Вопрос |
Позиция Учреждения |
1 |
Каким образом будет осуществляться повторная государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно п. 45(14) Положения утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение N 145) в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн рублей и более, заключенного до 1 июля, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении такого контракта. Если для проведения такой повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. При том, что предмет достоверности определения сметной стоимости строительства, согласно п. 27(3) Положения N 145 включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. |
Пункт 45.14 не устанавливает особенностей проведения повторной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости для данного случая, поэтому повторная государственная экспертиза будет проводится в порядке, предусмотренным Положением N 145 для повторной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости. Для установления таких особенностей требуется корректировка пункта 45.14 Положения N 145. |
2 |
Какие документы необходимы для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно п. 45(14) Положения N 145. Требуется ли предоставление документов согласно п. 16(2) Положения N 145 в котором сказано, что для проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства представляются документы, указанные в подпунктах "а", "г", "г(1)", "д", "ж(1)", "и", "н", "о" и "п" пункта 13 настоящего Положения (за исключением выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по выполнению инженерных изысканий, или документов, подтверждающих, что для исполнителя работ по выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий). Предоставляются ли сведения об источнике финансирования и размере финансирования согласно пп. "а" пункта 13 Положения N 145. |
Для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно пункту 45.14 Положения N 145, необходимы документы, указанные в пункте 16.2 Положения N 145. |
3 |
Проводится ли повторная государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с п. 14 2, 14 3 Приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр "О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр". |
Проверка достоверности определения сметной стоимости, согласно пункту 27.3 Положения N 145, включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. |
4 |
Определяется сметная стоимость всех работ, предусмотренных проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы или, проводится экспертиза в соответствии с контрактом (далее - НМЦК), где при формировании НМЦК работы, предусмотренные проектной документацией учтены не в полном объеме и сметная стоимость отличается от общей сметной стоимости объекта, прошедшего ранее экспертизу, где сметные нормативы являются недействующими согласно федерального реестра сметных нормативов. |
Согласно пункту 27.3 Положения N 145 проверка достоверности определения сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Сметная документация не является сметой контракта. |
5 |
При проведении повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно п. 45(14) Положения N 145, необходимо ли руководствоваться приказами Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр, от 23.12.2019 г. N 841/пр, если данные приказы отсутствуют в федеральном реестре сметных нормативов и это противоречит предмету достоверности определения сметной стоимости строительства (п. 27(3) Положения N 145). Проведение повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно п. 45(14) Положения N 145, проводится с учетом положений Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 N 421/пр. |
Проверка достоверности определения сметной стоимости, согласно пункту 27.3 Положения N 145, включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Приказы Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр и от 23.12.2019 г. N 841/пр, включены в федеральный реестр сметных нормативов (пункты 186, 187) |
6 |
Каким образом, согласно п. 45(14) Положения N 145 формулируются выводы в заключении государственной экспертизы. Если в соответствии с приказом Минстроя России от 08.06.2018 N 341/пр "Об утверждении Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" оформляются выводы о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. |
Выводы в заключении повторной государственной экспертизы должны соответствовать пункту 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" и пункту 14.3 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (в редакции приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр) (далее - Методика N 841/пр), а именно, содержать сведения о достоверности (недостоверности) определения сметной стоимости всех работ, предусмотренных проектной документацией по объекту строительства, используемой при определении НМЦК и пересчитанной из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000), определенного в такой сметной документации (без его пересчета), в уровень цен на дату выполнения Расчета (Цнов) с применением индексов изменения сметной стоимости строительства, действующих на дату выполнения такого пересчета. Расчет коэффициента корректировки цены контракта (Ккор) и новой цены контракта (Сн.цена) осуществляется в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 14.2 Методики N 841/пр после получения положительного заключения уполномоченной организации по проведению государственной экспертизы. |
7 |
В соответствии с п. 27(3) Положения N 145, предмет проверки достоверности определения сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Каким образом будет осуществляться повторная государственная экспертиза проектной документации согласно п. 45(14) Положения N 145 в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, если для проведения такой повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и такая сметная документация не откорректирована с учетом утвержденных сметных нормативов федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы? |
Пункт 45.14 Положения N 145 не регулирует данный вопрос, поэтому применяется общий порядок. |
8 |
При подготовке сметной документации по п. 45(14) Положения N 145 насколько правомочно применение индексов 2, 3 квартала 2021 года, рассчитанных по ресурсно-технологическим моделям с учетом изменений в сметные нормативы, к недействующим сметным нормативам? |
Для проведения повторной государственной экспертизы на основании пункта 45(14) Положения N 145 при подготовке сметной документации в соответствии с пунктом 14.2 Методики N 841/пр применяются индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату выполнения такого пересчета, размещенные Минстроем России в федеральном реестре сметных нормативов (далее - ФРСН) в соответствии с Приказом N 1470/пр "Об утверждении порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов", и соответствующие по наименованию индексам, принятым в сметной документации, использованной для определения начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК), а также соответствующие той ценовой зоне, для которой эти индексы применялись. |
9 |
Какие документы необходимы для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости согласно п. 45(14) Положения N 145: а) Требуется ли предоставление всех документов согласно п. 16.2 Положения N 145? б) Предоставляются ли сведения об источнике финансирования и размере финансирования согласно п. 13(a) Положения N 145? в) Требуется ли представление документов, подтверждающих, что ресурсы на момент составления расчета не приобретены? г) Требуется ли предоставление документа, подтверждающего принятие высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения в части изменения (увеличения) цепы государственного (муниципального) контракта? д) Предъявляются ли требования положений Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, к представляемой сметной документации и обосновывающих стоимость ресурсов документов. |
Пункт 45.14 Положения N 145 не содержит исключений по перечню документов, подлежащих представлению для проведения предусмотренной данным пунктом повторной экспертизы. Для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно пункту 45.14 Положения N 145, необходимы документы, указанные в пункте 16.2 Положения N 145. |
10 |
При повторной государственной экспертизе проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости согласно п. 45(14) Положения N 145, учитываются все затраты, предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, или проводится экспертиза в соответствии с контрактом (НМЦК), где при формировании НМЦК работы, предусмотренные проектной документацией, учтены не в полном объеме и сметная стоимость отличается от сметной стоимости объекта, прошедшего ранее экспертизу (например, оборудование, мебель и т.п. приобретаются по отдельной закупке)? |
При повторной государственной экспертизе проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости согласно пункту 45(14) Положения N 145 осуществляется расчет на основании сметной документации, определяющей сметную стоимость всех работ, предусмотренных проектной документацией по объекту строительства, используемой при определении начальной (максимальной) цены контракта и пересчитанной из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000 г), определенного в такой сметной документации (без его пересчета), в уровень цен на дату выполнения расчета с применением индексов изменения сметной строительства, действующих на дату выполнения такого пересчета в соответствии с подпунктом "а" пункта 14.2 Методики N 841/пр. |
11 |
При проведении повторной государственной экспертизы согласно п. 45(14) Положения N 145, необходимо ли руководствоваться приказами Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр, от 23.12.2019 N 841/пр, сведения о которых не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что противоречит предмету проверки достоверности определения сметной стоимости (п. 27(3) Положения N 145)? |
Согласно пункту 27.3 Положения N 145 проверка достоверности определения сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Приказы Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр и от 23.12.2019 г. N 841/пр, включены в федеральный реестр сметных нормативов (пункты 186, 187) |
12 |
В соответствии с приказом Минстроя России от 08.06.2018 N 341/пр "Об утверждении Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" оформляются выводы о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Каким образом при проведении повторной экспертизы согласно п. 45(14) Положения N 145, формулируются выводы в заключении экспертизы? В заключении указывается полная стоимость реализации объекта капитального строительства, или стоимость увеличения работ? |
Выводы в заключении повторной государственной экспертизы должны соответствовать пункту 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" и пункту 14.3 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (в редакции приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр) (далее - Методика N 841/пр), а именно, содержать сведения о достоверности (недостоверности) определения сметной стоимости всех работ, предусмотренных проектной документацией по объекту строительства, используемой при определении НМЦК и пересчитанной из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000), определенного в такой сметной документации (без его пересчета), в уровень цен на дату выполнения Расчета (Цнов) с применением индексов изменения сметной стоимости строительства, действующих на дату выполнения такого пересчета. Расчет коэффициента корректировки цены контракта (Ккор) и новой цены контракта (Сн.цена) осуществляется в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 14.2 Методики N 841/пр после получения положительного заключения уполномоченной организации по проведению государственной экспертизы. |
13 |
Возможно ли продление сроков проведения повторной государственной экспертизы в соответствии с пунктом 45(14) Положения N 145? |
Срок государственной экспертизы установлен пунктом 45.14 Положения N 145 и не может превышать 14 рабочих дней. Однако, 45.14 Положения N 145 не регулирует вопрос продления срока, а согласно части 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на двадцать рабочих дней, а в случаях и в порядке, определенных Правительством Российской Федерации, по заявлению указанных лиц еще не более чем на тридцать рабочих дней. В связи с этим, при рассмотрении вопроса о продлении сроков проведения повторной государственной экспертизы в соответствии с пунктом 45.14 Положения N 145 может применяться общий порядок. |
14 |
Каким образом будет рассчитываться плата за проведение повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в соответствии с п. 45(14) Положения N 145? |
Плата за проведение повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в соответствии с пунктом 45.14 Положения N 145, рассчитывается согласно абзацу второму пункта 45.14 Положения N 145, и определяется с учетом положений пунктов 57.1 и 58 Положения N 145. |
15 |
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315) установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения федеральных нужд (далее - контракт) предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются. Согласно пункту 14.3 приказа Минстроя России от 21 июля 2021 года N 500/пр "О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр" (далее - Приказ N 500/пр) на повторную экспертизу проектной документации направляется сметная документация, пересчитанная в соответствии с подпунктом "а" пункта 14.2 Методики (показатель определяется на основании сметной документации, определяющей сметную стоимость всех работ, предусмотренных проектной документацией по объекту строительства, используемой при определении начальной (максимальной) цены контракта). Вопрос: В случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы осуществлялась корректировка сметной документации в части подвергшейся изменениям физических объемов работ (проводилась повторная государственная экспертиза проектной документации в соответствии с пунктом 45.12 Положения N 145, на повторную государственную экспертизу в части проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с пунктом 45.14 Положения N 145 (в связи с увеличением цен на строительные материалы) сметная документация направляется с учетом изменений физических объемов работ по результатам повторной государственной экспертизы? Либо направляется сметная документация без учета изменений (в соответствии с первоначальным положительным заключением)? |
Согласно пункту 27.3 Положения N 145 проверка достоверности определения сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Пункт 45.14 Положения N 145 не регулирует данный вопрос, поэтому применяется общий порядок. |
16 |
Согласно пункту 1 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 1315, срок проведения государственной экспертизы не может превышать 14 рабочих дней. Вопрос: допустимо продление срока по инициативе заявителя не более чем на 20 рабочих дней в соответствии с пунктом 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 29.1 Положения N 145 относительно срока, установленного в пункте 45.14 Положения N 145 или нет? |
Срок государственной экспертизы установлен пунктом 45.14 Положения N 145 не может превышать 14 рабочих дней. Однако, 45.14 Положения N 145 не регулирует вопрос продления срока, а согласно части 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на двадцать рабочих дней, а в случаях и в порядке, определенных Правительством Российской Федерации, по заявлению указанных лиц еще не более чем на тридцать рабочих дней. В связи с этим, при рассмотрении вопроса о продлении сроков проведения повторной государственной экспертизы в соответствии с пунктом 45.14 Положения N 145 может применяться общий порядок. |
17 |
По информации, озвученной на совещании 18 августа 2021 года по вопросам разъяснения положений постановления Правительства Российской Федерации от 09 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и приказу от 21 июля 2021 года N 500/пр "О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр" (далее - Совещание), по решению субъекта Российской Федерации возможно проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости сметная стоимость которых не превышает 100 млн. руб. Вопрос: при необходимости проверки расчетов по контрактам до 100 млн. руб., допустимо осуществление данной проверки отделами (центрами) ценообразования субъекта Российской Федерации или нет? |
Согласно части 4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". |
18 |
До вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводилась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление), а достоверность определения сметной стоимости строительства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов". При этом в соответствии с п. 3 б), постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948 заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, подготовленное в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до вступления в силу настоящего постановления, приравнивается к положительному заключению государственной экспертизы проектной документации, проведенной в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Просим разъяснить, при расчете стоимости повторной государственной экспертизы в соответствии с п. 58 Постановления в части проведения повторной проверки сметной стоимости (по п. 45(12), 45 (13) Постановления) взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы от договора, заключенного но постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, либо от договора, заключенного по постановлению Правительства РФ от 18.05.2009 N 427. |
В соответствии с пунктом 58 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение N 145), за проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора о проведении повторной государственной экспертизы. Таким образом, на дату заключения договора о проведении повторной государственной экспертизы рассчитывается стоимость проведения первичной государственной экспертизы и 30% от получившейся стоимости и будет являться стоимостью проведения повторной государственной экспертизы. |
19 |
В соответствии с письмом Минстроя России от 30.10.2020 N 43780-ИФ/09 "Взамен ранее направленного письма Минстроя России от 28 октября 2020 г. N 43518-ИФ/09 в связи с опечаткой в тексте" утверждается, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, и поэтому для определения размера платы за проведение такой проверки применяется положение пункта 57(1) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных, изысканий". Указанный выше способ определения размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости капитального ремонта противоречит пункту 57(1) Положения, так как размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости капитального ремонта определяется по пункту 57(2) Положения. Просим разъяснить возможность при проведении государственной экспертизы проектной документации по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования осуществлять полную техническую проверку, включая оценку (экспертизу) технической части на предмет соответствия установленным требованиям безопасности с расчетом стоимости экспертизы по п. 56 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145. |
Согласно частям 1 и 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) в случае проведения капитального ремонта объекта капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки раздела проектной документации "смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства". Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в части 12.2 статьи 48 ГрК. В соответствии с частью 2 статьи 8.3 ГрК, частями 3.3 и 5 статьи 49 ГрК проектная документация, подготовленная для капитального ремонта, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК, сметная стоимость которого превышает десять миллионов рублей, подлежит государственной экспертизе в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных Положением N 145. Для проведения такой проверки в экспертную организацию представляется только смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства. Представление иных разделов проектной документации, как и возможность расширения предмета государственной экспертизы в данном случае Положением N 145 не предусмотрено. Стоимость проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта определяется пунктом 57.2 Положения N 145, которая является "специальной" нормой для расчета платы за проверку достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта. Одновременно отмечаем, что пунктом 20.1 Положения N 145 введено сокращение "сметная стоимость", согласно которому это сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В свою очередь, из пункта 57.1 Положения N 145, устанавливающего "общую" норму расчета платы за проверку достоверности определения сметной стоимости, капитальный ремонт не исключен. Что может приводить к неверному выводу о возможности применения указанной нормы для расчета стоимости проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта. |
20 |
В связи с выходом постановления Правительства РФ от 13 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в Положении утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" добавлен пункт 45(14), регламентирующий в том числе порядок расчета стоимости за проведение повторной государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости строительства (Стоимость определяется с учетом положений пунктов 57(1) и 58 настоящего Положения). При расчете стоимости повторной государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости строительства в соответствии с п.57(1) Постановления взимается плата в размере 20 процентов стоимости государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, при этом в соответствии с п. 58 Постановления за проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. Предлагаем направить запрос в Минстрой России от имени Ассоциации о разъяснениях верности расчета стоимости повторной государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости строительства (по п. 45(14)) как произведения коэффициентов 20% и 30% (20% х 30% = 6%) от размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. |
По мнению УМиСЭД, при расчете стоимости за проведение повторной государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости строительства, предусмотренной пунктом 45.14 Положения N 145, необходимо применять пункт 57.1 Положения N 145, которым предусмотрено, что за проведение государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости, осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, взимается плата в размере 20 процентов стоимости государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, рассчитанной на день представления документов для проведения государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости. |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства РФ N 1315 следует читать как "9 августа 2021 г."
21 |
Если заявитель направил проектную документацию на повторную экспертизу в части достоверности определения сметной стоимости согласно пункта 45(14) Постановления N 145 возможно ли в дальнейшем направить документацию на экспертизу проектной документации с внесенными изменениями согласно пункту 45(12) с использованием смет, получивших заключение по пункту 45(14) или же необходимо руководствоваться сметной документацией, ранее получившей положительное заключение? |
Возможно. Необходимо руководствоваться сметной документацией, в отношении которой получено положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости (последнее). |
22 |
Для государственных контрактов стоимостью 100 млн руб. в соответствии с положениями Постановления N 1315 и пунктом 14 3 Приказа N 500/пр, необходимо пересчитанную сметную документацию в соответствии с подпунктом "а" пункта 14 2 направить на согласование в уполномоченную организацию по проведению государственной экспертизы. Прошу дать разъяснения: - какой пакет документов должен быть сформирован для направления на экспертизу; - необходимо ли прикладывать сводный сметный расчет? Если да, то прошу пояснить требования к сводному сметной расчету. - строительство объекта капитального строительства выполняется по нескольким государственным контрактам. Каким образом сформировать комплекты расчетов изменения сметной стоимости в государственную экспертизу, чтобы сохранить данное разделение, и учесть, что расчеты могут быть поданы в разное время, то есть пересчёт цен может быть выполнен разными индексами изменения сметной стоимости? |
Согласно пункту 16.2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее - Положение N 145) для проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства представляются документы, указанные в подпунктах "а", "г", "г(1)", "д", "ж(1)", "и" - "н", "о" и "п" пункта 13 Положения N 145 (за исключением выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по выполнению инженерных изысканий, или документов, подтверждающих, что для исполнителя работ по выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий). |
23 |
Возможно ли применение Постановления N 1315 и Приказа N 500/пр, если к настоящему времени: - в проект внесены изменения в части технических решений, объемов работ, замены оборудования и материалов; - в отношении внесенных изменений получены положительные заключения государственной экспертизы без проверки достоверности определения сметной стоимости; - в контракт внесены изменения на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ (в связи с изменением проектной документации, в т.ч. технических решений) до принятия Постановления N 1315. Если возможно, то прошу дать разъяснения каким образом сформировать сметную документацию для подачи в экспертизу? |
Согласно пункту 45.14 Положения N 145 для проведения повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном Приказом 500/пр. При подготовке такой сметной документации не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ). При необходимости корректировки технической части проектной документации, повторная государственная экспертиза в отношении таких изменений проводится отдельно от проверки достоверности определения сметной стоимости, предусмотренной пунктом 45.14 Положения N 145. |
24 |
Согласно разъяснениям, размещенным на сайте https://fgiscs.minstroyrf.rU/#/1315 указано что предметом проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствие с пунктом 45(14) Постановления N 1315 будет являться проверка на соответствие методике, утвержденной приказом Минстроя России N 500/пр, однако положения методики противоречат пункту 27(3) Постановления N 145. Прошу дополнительно пояснить предмет достоверности определения сметной стоимости в рамках пункта 45(14) Постановления N 1315? |
УМиСЭД предлагается внести изменения в Положение N 145 в части сужения предмета проверки достоверности определения сметной стоимости, указанного в пункте 45(14) Положения N 145, до уровня, необходимого для применения положений Приказа N 500/пр. В настоящее время, пунктом 45(14) Положения N 145 устанавливаются случаи и условия проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости без каких-либо оговорок по объему данной проверки, в связи с чем, с учетом положений пункта 27(3) Положения N 145 такая проверка также должна включать в себя, в том числе, изучение и оценку физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам. Между тем, проведение такой оценки в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 не требуется. |
25 |
Просим пояснить, каким образом будет осуществляться повторная государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно п. 45 (14) Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, заключенного до 1 июля, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении такого контракта. Если для проведения такой повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации? При том что, предмет достоверности определения сметной стоимости строительства, согласно п. 27 (3) Положения утвержденного Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. |
Согласно пункту 45.14 Положения N 145 для проведения повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном Приказом 500/пр. При подготовке такой сметной документации не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ). При необходимости корректировки технической части проектной документации, повторная государственная экспертиза в отношении таких изменений проводится отдельно от проверки достоверности определения сметной стоимости, предусмотренной пунктом 45.14 Положения N 145. |
26 |
Какие документы необходимы для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно п. 45 (14) Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145. Требуется ли предоставление документов согласно п. 16.2 Положения утвержденного Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 где сказано, что для проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства представляются документы, указанные в подпунктах "а", "г", "г 1", "д", "ж 1", "и" -"н", "о" и "п" пункта 13 настоящего Положения (за исключением выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по выполнению инженерных изысканий, или документов, подтверждающих, что для исполнителя работ по выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий). Предоставляются ли сведения об источнике финансирования и размере финансирования согласно п. 13а Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145? |
Для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно пункту 45.14 Положения N 145, необходимы документы, указанные в пункте 16.2 Положения N 145. |
27 |
При проведении повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно п. 45 (14) Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145, необходимо ли руководствоваться приказами Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр, от 23 декабря 2019 г. N 841/пр, если данные приказы отсутствуют в федеральном реестре сметных нормативов и это противоречит предмету достоверности определения сметной стоимости строительства (п. 27 (3) Положения утвержденного Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145). |
Приказы Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр и от 23.12.2019 г. N 841/пр, включены в федеральный реестр сметных нормативов (пункты 186,187) |
28 |
Проведение повторной государственная экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно п. 45 (14) Положения утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 проводится с учетом положений Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 г. N 421/пр? |
Согласно пункту 45.14 Положения N 145 для проведения повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном Приказом N 500/пр. При подготовке такой сметной документации не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ). |
29 |
Каким образом согласно п. 45 (14) Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 формулировать выводы в заключении экспертизы? Если в соответствии с приказом Минстроя России от 8 июня 2018 г. N 341/пр "Об утверждении Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" оформляются Выводы о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. |
В настоящее время, пунктом 45.14 Положения N 145 устанавливаются случаи и условия проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости без каких-либо оговорок по объему данной проверки, в связи с чем, с учетом положений пункта 27.3 Положения N 145 такая проверка также должна включать в себя, в том числе, изучение и оценку физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам. Между тем, проведение такой оценки в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 не требуется. В связи с чем основания внесения изменений в приказ Минстроя России от 8 июня 2018 г. N 341/пр в части уточнения состава и содержания заключения, подготавливаемого по результатам проверки, предусмотренной пунктом 45.14 Положения N 145, отсутствуют. При этом, УМиСЭД предлагается внести изменения в Положение N 145 в части сужения предмета проверки достоверности определения сметной стоимости, указанного в пункте 45.14 Положения N 145, до уровня, необходимого для применения положений Приказа N 500/пр. |
30 |
Согласно части 7 статьи 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ в действующей редакции, квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий аннулируется до истечения срока его действия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, при условии вступления в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности. Будет ли привлечен эксперт, которому выдан квалификационный аттестат к ответственности за правонарушения в сфере профессиональной деятельности, если выдаст заключение противоречащее предмету достоверности определения сметной стоимости строительства, согласно п. 27 (3) Положения утвержденного Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 при осуществлении повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, согласно п. 45 (14) Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 |
См. пояснения к предыдущему пункту. |
31 |
По контракту, заключенному до 01.07.2020 стоимостью более 100 млн. руб., определение начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) выполнено без учета затрат на поставку технологического оборудования. Каким образом учесть значительное удорожание стоимости технологического оборудования при формировании НМЦК на его поставку, если согласно заключения государственной экспертизы его стоимость определена по состоянию на 2 квартал 2020 года? |
В соответствии с пунктом 20 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного Приказом Минстроя от 23.12.2019 N 841/пр, начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений определяется на основании утвержденной заказчиком в составе проектной документации сметной документации, прошедшей проверку на предмет достоверности определения сметной стоимости. Внесение изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, осуществляется в порядке, предусмотренном частями 3.8, 3.9, 10 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также пунктами 44-45.14 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение N 145). В соответствии с подпунктом "б" пункта 45(13) Положения N 145 в случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, в связи с применением индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика. |
32 |
В соответствии с п. 27.3 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (далее Положение), предмет проверки достоверности определения сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Каким образом будет осуществляться повторная государственная экспертиза проектной документации согласно п. 45(14) Положения в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального ) контракта, если для проведения такой повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и такая сметная документация не откорректирована с учетом утвержденных сметных нормативов федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, на дату предоставления документов для проведения повторной государственной экспертизы? |
В соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение N 145), в случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 01.07.2021, в отношении объектов, указанных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении такого контракта, и внесения соответствующих изменений в проектную документацию таких объектов проводится повторная государственная экспертиза проектной документации указанных объектов в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения. Для проведения такой повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном приказом Минстроя России. При этом вышеуказанный порядок установлен Методикой N 841/пр (в редакции приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр). Согласно пункту 14.3 Методики N 841/пр для контрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн. руб., сметная документация, пересчитанная в соответствии с подпунктом "а" пункта 14.2 указанной Методики N 841/пр, направляется заявителем (техническим заказчиком, застройщиком или уполномоченным кем-либо из них лицом) в уполномоченную организацию по проведению государственной экспертизы для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с пунктом 45(14) Положения N 145. |
33 |
При подготовке сметной документации по п.45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", насколько правомочно применение индексов 2, 3 квартала 2021 года, рассчитанных по ресурсно-технологическим моделям с учетом изменений в сметные нормативы, к недействующим сметным нормативам? |
Для проведения повторной государственной экспертизы на основании пункта 45(14) Положения N 145 при подготовке сметной документации в соответствии с пунктом 14.2 Методики N 841/пр применяются индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату выполнения такого пересчета, размещенные Минстроем России в федеральном реестре сметных нормативов (далее - ФРСН) в соответствии с Приказом N 1470/пр "Об утверждении порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов", и соответствующие по наименованию индексам, принятым в сметной документации, использованной для определения начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК), а также соответствующие той ценовой зоне, для которой эти индексы применялись. |
34 |
Какие документы необходимы для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости согласно п. 45(14) Положения: а) Требуется ли предоставление всех документов согласно п. 16.2 Положения? б) Предоставляются ли сведения об источнике финансирования и размере финансирования согласно п. 13(a) Положения? в) Требуется ли представление документов, подтверждающих, что ресурсы на момент составления расчета не приобретены? г) Требуется ли предоставление документа, подтверждающего принятие высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта? д) Предъявляются ли требования положений Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, к представляемой сметной документации и обосновывающих стоимость ресурсов документов. |
Согласно пункту 45(14) Положения N 145 для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном приказом Минстроя России. Кроме того, при подготовке указанной сметной документации не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ), что должно быть подтверждено застройщиком (техническим заказчиком) в составе представленных материалов для проведения повторной государственной экспертизы. Вместе с тем, при пересчете сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, ценовые показатели которых по данным подрядчика претерпели существенное изменение, определяется по результатам конъюнктурного анализа. Для подтверждения ценовых показателей таких строительных материалов и (или) оборудования по прайс-листам представляются обосновывающие документы, содержащие информацию о цене таких строительных материалов и (или) оборудования, действующей на дату проведения Расчета. В качестве обосновывающих документов представляются коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, необходимые для строительства объекта в рамках заключенного контракта, действующие на дату поставки (предполагаемой поставки) строительных материалов и (или) оборудования, данные торговых площадок. Для подтверждения ценовых показателей позиции перечня строительных материалов и (или) оборудования, определенных для проведения расчета, представляется не менее 3 (трех) обосновывающих документов, за исключением случаев, когда материал и (или) оборудование поставляется единственным поставщиком. Таким образом, вышеуказанное положение Методики N 421/пр соответствует требованиям пунктов 13-15 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр. В качестве справочной информации сообщается, что состав документов, представляемых для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости размещен на официальном сайте федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315). |
35 |
При повторной государственной экспертизе проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости согласно п. 45(14) Положения, учитываются все затраты, предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, или проводится экспертиза в соответствии с контрактом (НМЦК), где при формировании НМЦК работы, предусмотренные проектной документацией, учтены не в полном объеме и сметная стоимость отличается от сметной стоимости объекта, прошедшего ранее экспертизу (например, оборудование, мебель и т.п. приобретаются по отдельной закупке)? |
При повторной государственной экспертизе проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости согласно пункту 45(14) Положения N 145 осуществляется расчет на основании сметной документации, определяющей сметную стоимость всех работ, предусмотренных проектной документацией по объекту строительства, используемой при определении начальной (максимальной) цены контракта и пересчитанной из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000 г), определенного в такой сметной документации (без его пересчета), в уровень цен на дату выполнения расчета с применением индексов изменения сметной строительства, действующих на дату выполнения такого пересчета в соответствии с подпунктом "а" пункта 14.2 Методики N 841/пр. |
36 |
При проведении повторной государственной экспертизы согласно п. 45(14) Положения, необходимо ли руководствоваться приказами Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр, от 23.12.2019 N 841/пр, сведения о которых не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что противоречит предмету проверки достоверности определения сметной стоимости (п. 27(3) Положения)? |
Методика N 841/пр и приказ Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр включены в ФРСН пунктами 186 и 187. |
37 |
В соответствии с приказом Минстроя России от 08.06.2018 N 341/пр "Об утверждении Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" оформляются выводы о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Каким образом при проведении повторной экспертизы согласно п. 45(14) Положения, формулируются выводы в заключении экспертизы? В заключении указывается полная стоимость реализации объекта капитального строительства, или стоимость увеличения работ? |
Выводы в заключении повторной государственной экспертизы должны соответствовать пункту 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" и пункту 14.3 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (в редакции приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр) (далее - Методика N 841/пр), а именно, содержать сведения о достоверности (недостоверности) определения сметной стоимости всех работ, предусмотренных проектной документацией по объекту строительства, используемой при определении НМЦК и пересчитанной из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000), определенного в такой сметной документации (без его пересчета), в уровень цен на дату выполнения Расчета (Цнов) с применением индексов изменения сметной стоимости строительства, действующих на дату выполнения такого пересчета. Расчет коэффициента корректировки цены контракта (Ккор) и новой цены контракта (Сн.цена) осуществляется в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 14.2 Методики N 841/пр после получения положительного заключения уполномоченной организации по проведению государственной экспертизы. |
38 |
Возможно ли продление сроков проведения повторной государственной экспертизы в соответствии с пунктом 45(14) Положения? |
Срок государственной экспертизы установлен пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение N 145) и не может превышать 14 рабочих дней. Однако, пункт 45(14) Положения N 145 не регулирует вопрос продления срока, а согласно части 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на двадцать рабочих дней, а в случаях и в порядке, определенных Правительством Российской Федерации, по заявлению указанных лиц еще не более чем на тридцать рабочих дней. В связи с этим, при рассмотрении вопроса о продлении сроков проведения повторной государственной экспертизы в соответствии с пунктом 45(14) Положения N 145 может применяться общий порядок. |
39 |
Каким образом будет рассчитываться плата за проведение повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в соответствии с п. 45(14) Положения? |
Плата за проведение повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение N 145), рассчитывается согласно абзацу второму пункта 45(14) Положения N 145 и определяется с учетом положений пунктов 57(1) и 58 Положения N 145. |
40 |
Для государственных контрактов стоимостью 100 млн руб. в соответствии с положениями с Постановления N 1315 и пунктом 14 3 Приказа N 500/пр, необходимо пересчитанную сметную документацию в соответствии с подпунктом "а" пункта 14 2 направить на согласование в уполномоченную организацию по проведению государственной экспертизы. Прошу дать разъяснения: - какой пакет документов должен быть сформирован для направления на экспертизу; - необходимо ли прикладывать сводный сметный расчет. Если да, то прошу пояснить требования к сводному сметной расчету; - строительство объекта капитального строительства выполняется по нескольким государственным контрактам. Каким образом сформировать комплекты расчетов изменения сметной стоимости в государственную экспертизу, чтобы сохранить данное разделение, и учесть, что расчеты могут быть поданы в разное время, то есть пересчёт цен может быть выполнен разными индексами изменения сметной стоимости? |
Согласно пункту 45(14) Положения N 145 для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в соответствии с Методикой N 841/пр. Состав документов, представляемых для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости размещен на официальном сайте федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315). Согласно пункту 21 Порядка N 841/пр НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений определяется с учетом затрат на работы и услуги, относящиеся к предмету закупки, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства в составе утвержденной проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации. В соответствии с пунктом 29 Порядка N 841/пр НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, осуществляется в виде проекта сметы конкретного контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Из-за роста цен на стройматериалы разрешено увеличивать цены госконтрактов. ФАУ "Главгосэкспертизы России" ответило на самые актуальные вопросы:
- каким образом осуществляется повторная госэкспертиза, какие документы необходимы, как формулируются выводы, как рассчитывается плата, можно ли продлить сроки проведения экспертизы;
- можно ли применять индексы II, III квартала 2021 г., рассчитанные по ресурсно-технологическим моделям с учетом изменений в сметные нормативы, к недействующим сметным нормативам;
- могут ли региональные отделы (центры) ценообразования проводить проверку расчетов по контрактам до 100 млн руб.;
- накажут ли эксперта, если он выдаст заключение, противоречащее предмету достоверности определения сметной стоимости строительства;
- как учесть значительное удорожание стоимости технологического оборудования, если его стоимость определена по состоянию на II квартал 2020 г.
Информация ФАУ "Главгосэкспертиза России" "Таблица вопросов по разъяснению положений постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и приказа Минстроя России от 21 июля 2021 г. N 500/пр "О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр"
Текст информации приводится по публикации на сайте ФАУ "Главгосэкспертиза России" (https://gge.ru) по состоянию на 23 октября 2021 г.