I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований и правил пожарной безопасности в сфере лесного хозяйства, предусмотренных статьями 8.32 "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах" и 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также профилактики правонарушений в области пожарной безопасности среди правообладателей земельных участков, граничащих с лесом.
II. Квалификация административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.32 и 20.4 КоАП РФ
По своей правовой природе диспозиции статей 8.32 и 20.4 КоАП РФ являются бланкетными и отсылают к другим нормативным правовым актам, содержащим правила и требования пожарной безопасности.
Так, за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), предусмотрена административная ответственность по статье 8.32 КоАП РФ.
Требования пожарной безопасности, нарушение которых влечет административную ответственность по статье 20.4 КоАП РФ, изложены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - Правила противопожарного режима).
Статья 8.32 КоАП РФ содержит 5 частей:
1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
2.1. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
К основным нарушениям правил пожарной безопасности в лесах, за которые устанавливается административная ответственность по вышеуказанной статье, относятся следующие положения Правил пожарной безопасности в лесах:
Общие требования пожарной безопасности в лесах:
- пункт 8. Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
а) использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления;
б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
в) применять при охоте пыжи из горючих (способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) или тлеющих материалов;
г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и другие горючие вещества) в не предусмотренных специально для этого местах;
д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках;
- пункт 9. Запрещается засорение леса отходами производства и потребления;
- пункт 10. Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером;
- пункт 11. Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра;
Требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений:
- пункт 26. При проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются;
- пункт 27. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона;
- пункт 28. В отдельных районах в виде исключения сжигание порубочных остатков допускается в период пожароопасного сезона (при установлении первого класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды) по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления, указанных в пункте 4 настоящих Правил.
При сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков.
Сжигание порубочных остатков сплошным палом запрещается;
- пункт 29. Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
- пункт 30. Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров;
- пункт 31. Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;
40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Требования к пребыванию граждан в лесах:
- пункт 47. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Данные ограничения применяются на основании действующих на определенной территории введенных в соответствии требованиями законодательства особом противопожарном режиме и режиме чрезвычайной ситуации.
Статья 20.4 КоАП РФ в настоящее время содержит 7 частей:
1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
2.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
3-5. Утратили силу.
6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
8. Утратил силу.
9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
К нарушениям требований пожарной безопасности в лесном хозяйстве и участках, граничащих с лесом, за которые устанавливается административная ответственность по вышеуказанной статье относятся следующие положения Правил противопожарного режима:
- пункт 62. При размещении в лесах объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение, заготовление живицы и др.) руководитель организации обязан:
а) предусматривать противопожарные расстояния от указанных объектов до кромки лесных насаждений, устройство минерализованных полос, а также размещение основных и промежуточных складов для хранения живицы в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах, установленными Правительством Российской Федерации;
б) обеспечивать в период пожароопасного сезона (в период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, при получении штормового предупреждения и при введении особого противопожарного режима) в нерабочее время охрану объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов;
в) содержать территорию, на которой располагаются противопожарные разрывы от объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов до кромки лесных насаждений, очищенной от мусора, порубочных остатков, щепы, опилок и других горючих материалов;
- пункт 63. Выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может проводиться в безветренную погоду при условии, что:
участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта защиты;
территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,5 метра;
на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не введен особый противопожарный режим;
лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, постоянно находятся на месте проведения работ по выжиганию и обеспечены первичными средствами пожаротушения.
Принятие решения о проведении выжигания сухой травянистой растительности и определение лиц, ответственных за выжигание, осуществляются руководителем организации, осуществляющей деятельность на соответствующей территории.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Выжигание лесных горючих материалов осуществляется в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах, установленными Правительством Российской Федерации.
Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра;
- пункт 65. Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары;
- пункт 66. На землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов;
- пункт 67. Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы;
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана;
- пункт 68. На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов;
- пункт 69. На территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов;
- пункт 70. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером;
- пункт 73. На территории поселений, городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесов запрещается запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня;
- пункт 74. На объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы и противопожарные расстояния для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов;
- пункт 76. Паспорт населенного пункта, паспорт территории организации отдыха детей и их оздоровления, паспорт территории садоводства или огородничества, которые подвержены угрозе лесных пожаров (далее - паспорт населенного пункта, паспорт территории), ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатываются и утверждаются в соответствии с разделом XX Правил противопожарного режима:
а) в отношении населенных пунктов - органами местного самоуправления поселений, городских и муниципальных округов, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;
б) в отношении городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации;
в) в отношении территории садоводства или огородничества - председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества;
г) в отношении территории организации отдыха детей и их оздоровления - руководителем организации отдыха детей и их оздоровления.
- пункт 181. Перед созреванием колосовых культур хлебные поля в местах их прилегания к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железным дорогам должны быть обкошены и опаханы полосой шириной не менее 4 метров;
- пункт 190. Скирды (стога), навесы и штабеля грубых кормов размещаются (за исключением размещения на приусадебных участках):
б) на расстоянии не менее 50 метров до зданий, сооружений и лесных насаждений;
- пункт 237. Запрещается складирование сена, соломы и дров:
а) на расстоянии менее 50 метров от мостов, путепроводов, путевых сооружений и путей организованного движения поездов, а также от лесных насаждений;
- пункт 239. Сжигание порубочных остатков и горючих материалов на земельных участках в границах полос отвода и охранных зон железных дорог (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах, в пределах населенных пунктов, на участках, граничащих с особыми природными зонами) может производиться владельцем железнодорожных путей в безветренную погоду при условии, что:
б) участок для сжигания находится на расстоянии не менее 10 метров от леса, объектов железнодорожного транспорта;
- пункт 240. На территории лесных насаждений мосты должны окаймляться минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра по внешнему периметру полосы отвода.
При квалификации административных правонарушений по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ особое внимание необходимо уделять срокам вступления в законную силу решения органа государственной власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 23.34 КоАП РФ полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 КоАП РФ, возложены на органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, в том числе на органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы МЧС России.
При этом согласно статье 28.3 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях по статье 8.32 КоАП РФ осуществляется должностными лицами Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и должностными лицами органов внутренних дел (полиции).
III. Особенности возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ, за нарушения требований пожарной безопасности в сфере лесного хозяйства
Из анализа положений статьи 20.4 КоАП РФ и положений Правил противопожарного режима к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в сфере лесного хозяйства могут быть привлечены все категории субъектов, для которых соответствующими частями статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание: граждане, должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Выявление указанных нарушений требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ возможно в случаях:
- непосредственного обнаружения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения - при осуществлении надзорных мероприятий в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе в рамках рейдового осмотра;
- поступления из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- поступления сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, - при проверке сообщений об иных происшествиях, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 2 мая 2006 г. N 270 (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2006 N 7904) (далее - Инструкция о проверке сообщений).
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, который является основным процессуальным документом по делу об административном правонарушении, фиксирующим административное правонарушение.
В соответствии с частью 2 указанной статьи в протоколе об административном правонарушении указываются следующие сведения: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В обязательном порядке в протоколе об административном правонарушении должно содержаться объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело или соответствующая отметка, в случае если лицо отказывается давать такие объяснения. При составлении протокола об административном правонарушении участникам производства по делу разъясняются под роспись их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, фиксации нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, когда протокол об административном правонарушении рассматривается в отсутствии указанных лиц (при их надлежащем уведомлении) в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Пленум ВС РФ N 5) к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).
Согласно статье 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Кроме этого, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности только в случае его надлежащего уведомления. В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Также необходимо учитывать, что согласно части 1 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Под законными представителями юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ понимаются руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Помимо этого, в соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях") доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность своему представителю на участие в конкретном административном деле.
В целях соблюдения указанных требований законодательства в деле об административном правонарушении в обязательном порядке должны содержаться документы, подтверждающие соблюдение должностным лицом, осуществляющим производство по делу, установленного КоАП РФ порядка извещения.
Согласно статье 28.7 КоАП РФ при осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, проводится административное расследование.
Как указано в пункте 3 Пленума ВС РФ N 5 административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
В том числе, при проведении административного расследование могут осуществляться:
- экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
- взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
- поручения и запросы по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП РФ);
- истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);
- осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ) и др.
Выбор необходимых процессуальных действий непосредственно зависит от конкретного нарушения обязательных требований и связан с установлением события и состава правонарушения.
При этом необходимо обратить особое внимание на то обстоятельство, что механизм осуществления указанных процессуальных действий в отношении неустановленных лиц требованиями законодательства не урегулирован.
В целях соблюдения вышеуказанных требований законодательства целесообразно проводить проверки по фактам возгорания мусора и травяной растительности в соответствии с Разделом VII Инструкции о проверке сообщений, при этом принимать меры по установлению личности лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения его к административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Порядок возбуждения дела и проведения административного расследования определен в статье 28.7 КоАП РФ.
В соответствии с указанной статьей решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования оформляется определением.
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
В зависимости от обстоятельств дела об административном правонарушении, а также способов выявления нарушения требований пожарной безопасности в деле могут образовываться следующие виды документов:
- информационные письма от граждан и организаций, правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления о выявленных фактах нарушения требований пожарной безопасности с приложением соответствующих документов, актов, схем, фототаблиц, рапортов, объяснений граждан, должностных лиц и т.д.;
- копии решений органов государственной власти и местного самоуправления о введённом на определённой территории особом противопожарном режиме;
- копии документов, подтверждающих правой статус и целевое назначение земельных участков, на которых допущено нарушение требований пожарной безопасности;
- копии документов, о правообладателях земельных участков, на которых допущено нарушение требований пожарной безопасности;
- копии документов, содержащих данные о личности правонарушителя (паспорт гражданина РФ, приказ о назначении на должность, документы о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- копии документов, подтверждающих надлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о проводимых по делу процессуальных действиях;
- копии документов об оплате административного штрафа или направлении постановления для принудительного исполнения в органы ФССП России;
- иные документы, образующиеся в ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении.
IV. Меры профилактики пожаров, возникающих вследствие нарушений требований пожарной безопасности правообладателями земельных участков, граничащих с лесом
Существует два условия, выполнение которых обеспечивает успешность любой профилактической работы:
- Целенаправленность.
Профилактическая работа должна быть построена по четкому плану, мероприятия в плане в свою очередь должны быть тщательно продуманы и носить конкретный характер.
- Перманентность.
Профилактические мероприятия не должны носить разовый характер. К примеру, агитационные материалы необходимо распространять с определенной периодичностью до наступления пожароопасного периода, во время и после него. Постоянное повторение одной и той же информации, излагаемой в разных формах, приводит к формированию устойчивых знаний у широкого круга граждан, а вовлечение в профилактическую работу органов власти и местного самоуправления позволяет сформировать устойчивый информационный фон, положительно влияющий на повышение уровня законопослушности.
Следует помнить, что основной целью административного наказания является предупреждение совершения новых административных правонарушений, в связи с этим, качественно осуществляемая своевременная административная практика может положительным образом повлиять на пожарную статистику отдельно взятой территории.
Нельзя недооценивать роль профилактических рейдов. Известно, что на сознание граждан и должностных лиц оказывает влияние не столько знание о существовании наказания за проступок и о его размере, сколько неотвратимость этого наказания. Другими словами, периодическое появление должностного лица на подконтрольной территории дает устойчивое ощущение постоянного наблюдения.
Ничто так не расхолаживает, как полное отсутствие контроля.
Органам государственного федерального пожарного надзора на территориях населенных пунктов, имеющих земельные участки, граничащие с лесом, рекомендуется осуществлять следующие мероприятия:
1. В период действия пожароопасного периода на территории субъекта Российской Федерации инициировать создание межведомственного оперативного штаба, включающего в себя представителей территориальных подразделений МЧС России, МВД России, Росгвардии, Россельхознадзора, Минприроды России, а также должностных лиц органов местного самоуправления.
2. В рамках деятельности межведомственного оперативного штаба осуществлять патрулирование территорий межведомственными группами из представителей органов государственного пожарного надзора, в том числе должностных лиц территориальных, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, органов внутренних дел, лесного контроля и представителей органов местного самоуправления.
3. Осуществлять контроль состояния противопожарных водоисточников и подъездных путей к ним, а также пирсов для установки пожарных автомобилей.
4. Организовывать сходы граждан по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
5. Проводить встречи с представителями садоводческих объединений по предупреждению пожаров.
6. Осуществлять размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности и необходимых действий при обнаружении пожаров.
7. Осуществлять контроль за проведением уборки территорий населенных пунктов от мусора, сухой травы и тополиного пуха, а также наличия защитных минерализованных полос.
8. Использовать для мониторинга пожароопасной обстановки беспилотные летательные аппараты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации содержат алгоритм производства по административным делам, связанным с нарушением требований и правил пожарной безопасности в лесах:
- квалификация;
- особенности возбуждения дел;
- меры профилактики;
- рекомендуемые бланки для оформления административного дела.
Методические рекомендации по выявлению, пресечению, документированию административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.32 и 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и профилактике правонарушений в области пожарной безопасности среди правообладателей земельных участков, граничащих с лесом (утв. МЧС России, 2021 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был