г.Калуга |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А68-336/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Бессоновой Е.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Центр детской психоневрологии" (г. Тула, ул. Бундурина, д. 43, ОГРН 1027100751919, ИНН 7106022085) - Баранова А.В. (доверенность от 18.01.2024, диплом),
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области (г. Тула, Красноармейский пр-т, д. 7, ОГРН 1027100977584, ИНН 7107026188) - Лободенко О.А. (доверенность от 25.01.2024, диплом),
от третьего лица:
Министерства здравоохранения Тульской области (г. Тула, ул. Оборонная, д. 114, ИНН 7107006311, ОГРН 1027100971083)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Центр детской психоневрологии" на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.10.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А68-336/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение здравоохранения Тульской области "Центр детской психоневрологии" (далее - ГУЗ ТО "Центр детской психоневрологии", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области (далее - ТФОМС, фонд) выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС) от 23.12.2022 с учетом сообщения о результатах рассмотрения возражений учреждения на акт выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 11.01.2023 N 33/08, в части признания использованными не по целевому назначению денежных средств в сумме 169 998,40 руб., требования о перечислении на счет фонда средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа в сумме 16 999,84 руб.
Дело рассматривалось с участием Министерства здравоохранения Тульской области.
Решением суда от 26.10.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ГУЗ ТО "Центр детской психоневрологии", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального, процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение, постановление суда и направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей учреждения, фонда, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании приказа от 24.11.2022 N 68/01-4 комиссией фонда проведена выездная комплексная плановая проверка использования средств обязательного медицинского страхования в учреждении за периоды с 01.07.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021, с 01.01.2022 по 30.09.2022.
По результатам проверки фондом составлен акт от 23.12.2022, в котором указано на выявленные нарушения законодательства по использованию средств обязательного медицинского страхования (средства ОМС), а также в акте указано на необходимость возврата на счет фонда средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 169 998 руб. 40 коп., в том числе:
- в 2020 году - 11 850 руб. (расходы на оказание услуг по повышению квалификации немедицинских работников (бухгалтерия, кадры, охрана труда) в сумме 9400 руб., оплату за оказание услуг по обучению вопросам охраны труда в сумме 2450 руб.);
- в 2021 году - 149 648 руб. 40 коп. (расходы на оказание услуг по повышению квалификации немедицинских работников (бухгалтерия, кадры, охрана труда, закупки, обслуживающий персонал) в сумме 25 780 руб., оплату за оказание услуг по обучению вопросам охраны труда в сумме 3878 руб. 40 коп., на оценку профессиональной квалификации работников на соответствие требованиям профессионального стандарта в сумме 23 000 руб., оплату за оказание услуг по проведению электроэнцефалографии сотрудников в сумме 45 240 руб., осмотр комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического медицинского освидетельствования в сумме 51 750 руб.);
- в 2022 году - 8 500 руб. (расходы на оказание услуг по повышению квалификации немедицинских работников (бухгалтерия, кадры, охрана труда).
Учреждением на акт проверки были направлены возражения от 23.12.2022, которые фонд признал необоснованными и обязал ГУЗ ТО "Центр детской психоневрологии" возвратить денежные средства, а также уплатить штраф в сумме 16 999,84 руб.
Не согласившись с указанным актом, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 10, 13, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьями 20, 26, 30, 34, 35, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), статьями 196, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), Тарифными соглашениями на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Тульской области (далее - Тарифные соглашения), суд первой инстанции счел доказанным факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных учреждением требований.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно исходили из следующего.
Как установлено судом, оспариваемые учреждением затраты на повышение квалификации немедицинских работников, обучение по вопросам охраны труда, на оценку профессиональной квалификации немедицинских работников на сумму 73 008 руб. 40 коп., проведение осмотров комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического освидетельствования и связанное с этим проведение электроэнцефалографии сотрудников на сумму 96 990 руб., не соответствуют критериям, установленным пунктами 184 - 186 Правил N 108н, не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный программой ОМС.
Тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС в конкретно взятом субъекте Российской Федерации устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым в установленном порядке.
Соответственно расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели, являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
При этом, в силу части 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.
Из положений Закона N 326-ФЗ, части 1 статьи 306.4 БК РФ следует, что расходы медицинских организаций в части обучения своих сотрудников, непосредственно не связанных с медицинской деятельностью, предназначены для функционирования заявителя как бюджетного учреждения, имеющего статус юридического лица и обязательства по охране труда, обеспечения безопасности и осуществления закупок за счет средств бюджета.
С учетом изложенного суд правомерно пришел к выводу, что перечисленные расходы осуществляются за счет работодателя и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом по своему назначению эти затраты не относятся к необходимым для обеспечения деятельности именно медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23.06.2016 N 1203-О разъяснил, что часть 4 статьи 196 ТК РФ, возлагая на работодателя обязанность проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, представляет собой гарантию для работников, обеспечивающую повышение уровня их квалификации. Вместе с тем данная норма ограничивает эту обязанность работодателя случаями, когда профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Такое правовое регулирование также направлено на обеспечение баланса интересов сторон трудового договора и не может расцениваться как нарушающее права работников.
Поскольку обучение немедицинского персонала не включено в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по базовой программе ОМС, оплата за счет средств обязательного медицинского страхования обучения сотрудников учреждения, не включенных в перечень медицинских работников, произведена им неправомерно.
В отношении использования средств ОМС на проведение осмотров комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического освидетельствования и связанное с этим проведение электроэнцефалографии сотрудников на сумму 96 990 руб. судом сделан обоснованный вывод о том, что предусмотренные статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Нормы федерального законодательства не предоставляют медицинской организации возможность самостоятельного выбора средств, за счет которых будет производиться возмещение спорных расходов, предусматривая расходование именно собственных средств на указанные цели.
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В силу пункта 6 части 1 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29 "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры", и статьи 214 ТК РФ, расходование средств на проведение осмотров комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического освидетельствования должно производиться за счет собственных средств работодателя.
Поскольку расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели, является нецелевым использованием средств ОМС, то суд в отсутствие правовых оснований для признания недействительными выводов фонда, указанных в пункте 1 акта выездной комплексной плановой проверки использования средств обязательного медицинского страхования учреждения, правомерно отказал в удовлетворении заявления в этой части.
За нецелевое использование средств ОМС к учреждению применены штрафные санкции в размере 10 процентов. Правильность расчета штрафных санкций судом проверена и признана верной.
С учетом изложенного, суды правомерно отказали учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.10.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А68-336/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6 части 1 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29 "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры", и статьи 214 ТК РФ, расходование средств на проведение осмотров комиссией врачей-психиатров в рамках предварительного и периодического освидетельствования должно производиться за счет собственных средств работодателя.
Поскольку расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели, является нецелевым использованием средств ОМС, то суд в отсутствие правовых оснований для признания недействительными выводов фонда, указанных в пункте 1 акта выездной комплексной плановой проверки использования средств обязательного медицинского страхования учреждения, правомерно отказал в удовлетворении заявления в этой части."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2024 г. N Ф10-1256/24 по делу N А68-336/2023