Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Официальная статистическая методология формирования официальной статистической информации об обороте розничной торговли продуктами питания

Приложение

 

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 08.11.2021 N 777

 

Официальная статистическая методология
формирования официальной статистической информации об обороте розничной торговли продуктами питания

 

Настоящая Методология разработана в целях информационного обеспечения мониторинга состояния продовольственной безопасности Российской Федерации по отдельным показателям, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2021 г. N 296-р.

Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни.

Методология предназначена для формирования показателей "оборот розничной торговли продуктами питания" и "индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания" территориальными органами Росстата исключительно в статистических целях для формирования официальной статистической информации. Оборот розничной торговли продуктами питания является расчетным показателем и формируется с годовой периодичностью на основе данных об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по формам федерального статистического наблюдения.

Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование и предоставление (распространение) официальной статистической информации по показателям "оборот розничной торговли продуктами питания" и "индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания", является Росстат.

В соответствии с позициями 1.22.10 и 1.22.12 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, формирование официальной статистической информации по показателям "оборот розничной торговли продуктами питания" и "индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания" осуществляется на федеральном и региональном уровнях в целом по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации с годовой периодичностью.

 

1. Общие положения

 

Определения и порядок формирования обобщающих (стоимостных) показателей статистики розничной торговли разработаны с учетом содержания вида деятельности "розничная торговля" в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД2) OК 029-2014 (КПЕС Ред. 2), утвержденном приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст.

В соответствии с ОКВЭД2 (класс 47) розничная торговля определяется как деятельность по перепродаже товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. При этом выделяется "торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (код ОКВЭД2 47.11), "торговля розничная пищевыми продуктами, напитками, и табачными изделиями в специализированных магазинах" (47.2), "торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией" (47.81), "торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков" (47.9).

Настоящей Методологией устанавливается, что показателем, используемым для целей федерального статистического наблюдения за состоянием розничной торговли продовольственными товарами является оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, в общем виде представляющий собой выручку от реализации указанных товаров.

В оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями включаются:

стоимость товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, включая вознаграждение;

стоимость товаров, проданных при помощи информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (интернет-торговля, электронная торговля) по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от формы расчета и времени фактической оплаты товара покупателем;

стоимость товаров, проданных по почте; товары высылаются покупателю, который выбирает их по рекламным объявлениям, каталогам, образцам или другим видам рекламы;

стоимость товаров, проданных через торговые автоматы;

стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

стоимость кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, а также покупных товаров, которые были проданы организациями общественного питания через свои объекты розничной торговли (магазины, павильоны, палатки и тому подобное);

стоимость проданной порожней тары.

Оборот розничной торговли показывается, включая стоимость стеклянной посуды, проданной вместе с товаром (за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар.

Стоимость пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и тому подобным с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или другим, включается в оборот розничной торговли.

Не включаются в оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями:

стоимость товаров, выданных своим работникам в счет оплаты труда;

стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и тому подобным) и индивидуальным предпринимателям;

стоимость кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, а также покупных товаров, включенных в меню и проданных в обеденных залах ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров.

Данные об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями представляют как организации розничной торговли, так и организации других видов деятельности, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне товаров (в том числе полученных в соответствии с договором мены) или товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе. В случае отсутствия у организации торговых заведений в обороте розничной торговли учитывается реализация населению товаров собственного производства с применением контрольно-кассовой техники (например, со склада).

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.

Для целей мониторинга обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации рассчитывается показатель "оборот розничной торговли продуктами питания", при этом под продуктами питания для целей настоящей методологии понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями формируется по данным форм федерального статистического наблюдения с месячной и годовой периодичностью, оборот розничной торговли продуктами питания является расчетным показателем и формируется с годовой периодичностью.

 

2. Источники формирования статистической информации

 

Информационной основой формирования показателя "оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями" являются унифицированные формы федерального статистического наблюдения, по которым представляют данные организации всех видов деятельности, и специализированные формы федерального статистического наблюдения, данные по которым представляют только торговые организации.

 

Таблица 1

 

Перечень унифицированных форм федерального статистического наблюдения, используемых при формировании показателя "Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями"

 

N
п/п

Формы федерального статистического наблюдения

Индекс

Периодичность

Наименование

1

П-1

месячная

Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг

2

П-5(м)

квартальная

Основные сведения о деятельности организации

3

ПМ

квартальная

Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия

4

МП(микро)*

годовая

Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия

 

______________________________

* В период проведения сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса (один раз в пять лет) форма N МП(микро) признается утратившей силу. Для проведения расчетов за отчетный год используются итоги за год, предшествующий отчетному.

 

Помимо унифицированных форм используются специализированные формы статистического наблюдения.

 

Таблица 2

 

Перечень специализированных форм федерального статистического наблюдения, используемых при формировании показателя "Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями"

 

N
п/п

Формы федерального статистического наблюдения

Индекс

Периодичность

Наименование

1

3-ТОРГ(ПМ)

квартальная

Сведения о продаже товаров малыми предприятиями розничной торговли

2

3-рынок

квартальная

Сведения о числе торговых мест на рынках

3

3-ярмарка

квартальная

Сведения о числе торговых мест на ярмарках

4

Б-1

квартальная

Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничном рынке

5

1-ТОРГ

годовая

Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли

6

1-ИП(торговля)

1 раз в год

Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле

7

1-конъюнктура

квартальная

Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле

 

3. Алгоритм формирования показателя "Оборот розничной торговли продуктами питания"

 

Формирование оборота розничной торговли продуктами питания на региональном уровне производятся по следующей формуле:

 

V прод=V пищ-V алк-V табак, где: (1)

 

V прод - оборот розничной торговли продуктами питания по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;

V пищ - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;

V алк - оборот розничной торговли алкогольными напитками по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;

V табак - объемы розничной продажи табачными изделиями по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей.

На федеральном уровне оборот розничной торговли продуктами питания формируется по формуле:

 

, где: (2)

 

V - оборот розничной торговли продуктами питания по Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;

V продi - оборот розничной торговли продуктами питания по i-му субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;

i = 1, ..., N, N - число субъектов Российской Федерации.

 

3.1 Алгоритм формирования показателя "Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями"

 

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями складывается как сумма оборотов розничной торговли торгующих организаций, индивидуальных предпринимателей вне рынка, объемов продажи на розничных рынках и ярмарках. Оборот розничной торговли торгующих организаций складывается из оборотов крупных и средних организаций, малых и микропредприятий (схема 1):

 

Схема 1

 

 

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, формируется по данным прямого свода формы N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" с годовым уточнением данных по форме N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли". Так как данные по форме N 1-ТОРГ собираются только от организаций, основным видом деятельности которых является розничная и оптовая торговля, включая торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт, то оборот рассчитывается по формуле:

 

V кp=V п-1-V 47/п-1+V 47/1-торг, где: (3)

 

V кp - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

V п-1 - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным формы N П-1 нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

V 47/п-1 - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций с основным видом деятельности "розничная торговля", не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным формы N П-1 нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

V 47/1-торг - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций с основным видом деятельности "розничная торговля", не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным формы N 1-ТОРГ за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей.

Формирование оборота розничной торговли малых предприятий приведено на схеме 2.

 

Схема 2

 

 

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий отслеживается по ежеквартальной форме N З-ТОРГ(ПМ) "Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия" только по предприятиям, основным видом деятельности которых является розничная торговля, включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом. Данные по форме собираются по выборочному кругу организаций с последующим распространением итогов на всю генеральную совокупность малых предприятий с указанными видами деятельности.

Данные унифицированной формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" также собираются с квартальной периодичностью и используются для досчета оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий с основными видами деятельности "розничная торговля, включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами" на полный круг малых предприятий.

Таким образом, общий объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, реализованный малыми предприятиями (за исключением микропредприятий) за отчетный год рассчитывается по формуле:

 

V м=V 47+47/3-торг(пм)+V пм * W 3-торг(ПМ), где: (4)

 

V м - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по малым предприятиям (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

V 47+47/3-торг(пм) - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий с кодами ОКВЭД2, входящими в 47 класс, в группу 45.32, подгруппы 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3 по данным формы N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

V пм - сумма строк 11 "отгружено товаров собственного производства в порядке розничной торговли" и 13 "продано товаров несобственного производства в порядке розничной торговли" по малым предприятиям (распространенные данные) всех видов деятельности кроме предприятий с кодами ОКВЭД2, входящими в 47 класс, в группу 45.32, подгруппы 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3, по данным формы N ПМ нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

W 3-торг(ПМ) - удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в общем обороте розничной торговли малых предприятий с кодами ОКВЭД2, входящими в 47 класс, в группу 45.32, подгруппы 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3, по данным формы N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, %.

Основным источником информации по микропредприятиям является унифицированная форма федерального статистического наблюдения N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия", которая разрабатывается с годовой периодичностью*.

Далее обороты торгующих организаций (организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и малых предприятий (включая микропредприятия)) корректируются на объемы сокрытия (занижения). Для уточнения величины занижения оборота Росстатом используются данные формы N 1-конъюнктура "Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле". Анкета обследования содержит качественные показатели оценки руководителями организаций розничной торговли различных аспектов их экономической деятельности. В анкету обследования включены вопросы о среднем сложившемся (фактическом) уровне торговой наценки (в % к стоимости проданных товаров) и среднем уровне торговой наценки, который был бы достаточным, по мнению предпринимателей, для возмещения затрат и получения прибыли (ответы устанавливаются интервалами). Процент сокрытия определяется как разность между сложившимся и ожидаемым уровнями торговой наценки по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, и малым предприятиям (включая микропредприятия), осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Данные по форме N 1-конъюнктура собираются с квартальной периодичностью, поэтому годовое значение процента сокрытия определяется по формуле среднеарифметического значения:

 

К сред=(К Iкв IIкв IIIкв IVкв)/4, где: (5)

 

К сред - среднегодовая величина сокрытия, %;

К Iкв, К IIкв, К IIIкв, К IVкв - величина сокрытия соответственно за I, II, III и IV кварталы отчетного года, %.

Таким образом, общий объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, реализованный торгующими организациями за отчетный год рассчитывается по формуле:

 

V торг=V кp кр/100+V м*K м/100+V микро*K микро/100, где: (6)

 

V торг - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями торгующих организаций за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

V кp - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

- среднегодовой % сокрытия по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура;

V м - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

- среднегодовой % сокрытия по малым предприятиям (за исключением микропредприятий), осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура, тысяч рублей;

V микро - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями микропредприятий всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

- среднегодовой % сокрытия по микропредприятиям, осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура. Так как форма N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, то на микропредприятия она не распространяется, следовательно, .

Следующий этап - определение объемов продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, а затем формирование данных об объемах рыночно-ярмарочной продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий.

Наблюдение за розничной продажей на рынках проводится с квартальной периодичностью примерно по 70 укрупненным позициям. Для обследования используются формы федерального статистического наблюдения N Б-1 "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на рынке" и N 3-рынок "Сведения о числе торговых мест на рынках".

При формировании объемов продажи на рынках учитываются также объемы розничной продажи товаров на ярмарках. Порядок деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При обследовании ярмарок используется инструментарий, утвержденный для наблюдения за объемами продажи на рынках (форма N Б-1) и форма N 3-ярмарка "Сведения о числе торговых мест на ярмарках".

При этом торговые места, отведенные на рынках и ярмарках юридическим лицам (ООО, ОАО и тому подобным), не учитываются, так как статистическое наблюдение за торговым оборотом этих хозяйствующих субъектов осуществляется в режиме сплошного обследования (формы NN П-1, П-5(м)) коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и выборочного обследования малых предприятий (формы NN ПМ, 3-ТОРГ(ПМ)). Исключение составляют торговые места, выделенные на ярмарках юридическим лицам, зарегистрированным в Белоруссии и Казахстане.

Количество торговых мест на рынках корректируется на процент фактического использования торговых мест, рассчитанный по данным формы N 3-рынок. По форме N 3-ярмарка данные собираются только о количестве фактически занятых торговых мест.

Порядок формирования данных об объемах продажи на рынках и ярмарках приведен на схеме 3:

 

Схема 3

 

 

В основу расчета объемов продажи на розничных рынках и ярмарках положены данные о среднедневной выручке в расчете на одно торговое место, количестве фактически используемых торговых мест на рынках и ярмарках и числе дней работы рынков и ярмарок в отчетном (k-ом) месяце. Ежемесячные расчеты по субъекту Российской Федерации осуществляются по формуле:

 

, где: (7)

 

V Рk - объемы продажи товаров на розничных рынках и ярмарках в k-ом месяце (к = 1 + 12) по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

Wг i - среднедневная продажа на обследуемых рынках i-ой специализации, расположенных в городе, в расчете на одно торговое место (тыс. руб.), по данным формы N Б-1, тысяч рублей;

i = 1, ..., N, N - число специализаций рынков и ярмарок;

I - индекс потребительских цен по группе "Товары", %.

Используется для корректировки среднедневной продажи при формировании данных за месяцы, в которых наблюдение за торговыми местами на рынках не проводилось (при формировании данных за февраль, май, август, ноябрь (I = 1). Например, при формировании данных за март используется "индекс марта к февралю", при формировании данных за апрель - "цепные индексы за март к февралю и апрель к марту" (аналогично для данных за май, август, ноябрь);

Mг i - количество фактически используемых мест на рынках i-ой специализации, расположенных в городе, по данным формы N 3-рынок, мест;

dг i - среднее количество дней работы рынков i-ой специализации, расположенных в городе, в отчетном месяце, по данным формы N Б-1, сутки;

Wrc i - среднедневная продажа на обследуемых рынках i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, в расчете на одно торговое место, по данным формы N Б-1, тысяч рублей;

Mrc i - количество фактически используемых мест на рынках i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, по данным формы N 3-рынок, мест;

drc i - среднее количество дней работы рынков i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, в отчетном месяце, по данным формы N Б-1, сутки;

Mя i - количество фактически используемых мест на ярмарках i-ой специализации, расположенных в городе, по данным формы N 3-ярмарка, мест;

dя i - среднее количество дней работы ярмарок i-ой специализации, расположенных в городе, в отчетном месяце, по данным формы N 3-ярмарка, сутки;

Mяc i - количество фактически используемых мест на ярмарках i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, по данным формы N 3-ярмарка, мест;

dяc i - среднее количество дней работы ярмарок i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, по данным формы N 3-ярмарка, сутки.

Тогда объем рыночно-ярмарочной продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий за отчетный год по субъекту Российской Федерации будет рассчитываться по формуле:

 

, где: (8)

 

V рынки - объем продажи пищевых продуктов, включая безалкогольные напитки, и табачных изделий на розничных рынках и ярмарках по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;

Vр k - объемы продажи товаров на розничных рынках и ярмарках в k-ом месяце по субъекту Российской Федерации тысяч рублей;

Y прод - удельный вес пищевых продуктов, включая безалкогольные напитки, и табачных изделий в общем объеме продажи на обследуемых рынках, по данным формы N Б-1, %;

.

Источником информации о деятельности индивидуальных предпринимателей вне рынка является форма федерального статистического наблюдения N 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле", которая собирается на выборочной основе с годовой периодичностью с последующим распространением данных на все генеральную совокупность. Обследование осуществляется в соответствии с Методологическими положениями по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле, утвержденными приказом Росстата от 13 сентября 2018 г. N 561.

Таким образом, общий объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями за отчетный год рассчитывается по формуле:

 

V пищ=V торг+V рынки+V инд, где: (9)

 

V пищ - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в отчетном году, тысяч рублей;

V торг - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по всем торгующим организациям за отчетный год, тысяч рублей;

V рынки - объемы продажи пищевых продуктов, включая безалкогольные напитки, и табачных изделий на розничных рынках и ярмарках в отчетном году, тысяч рублей;

V инд - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей в отчетном году, тысяч рублей.

 

3.2 Алгоритм формирования показателя "Оборот розничной торговли алкогольными напитками"

 

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями. Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями. Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках.

Таким образом, оборот розничной торговли алкогольными напитками за отчетный год рассчитывается по формуле:

 

V алк=V алк/торг+V пиво/инд, где: (10)

 

V алк - оборот розничной торговли алкогольными напитками в отчетном году, тысяч рублей;

V алк/торг - оборот розничной торговли алкогольными напитками торгующих организаций в отчетном году, тысяч рублей;

V пиво/инд - оборот розничной торговли пивом и пивными напитками индивидуальных предпринимателей в отчетном году, тысяч рублей.

Оборот розничной торговли алкогольными напитками торгующих организаций формируется аналогично алгоритму оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями указанных хозяйствующих субъектов, приведенному в пункте 2 настоящего раздела. Используются соответствующие данные форм федерального статистического обследования NN П-1, П-5(м), 3-ТОРГ(ПМ), ПМ, МП-микро, 1-ТОРГ, 1-конъюнктура. Расчеты производятся по формуле:

 

V алк/торг=V алк/кp кр/100+V алк/м*K м/100+V алк/микро*K микро/100, где: (11)

 

V алк/торг - оборот розничной торговли алкогольными напитками за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

V алк/кp - оборот розничной торговли алкогольными напитками организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным форм NN П-1, 1-ТОРГ), тысяч рублей;

- среднегодовой % сокрытия по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю алкогольными напитками, по субъекту Российской Федерации (по данным формы N 1-конъюнктура);

V алк/м - оборот розничной торговли алкогольными напитками малых предприятий (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным форм NN 3-ТОРГ(ПМ), ПМ), тысяч рублей;

- среднегодовой % сокрытия по малым предприятиям (за исключением микропредприятий), осуществляющим розничную торговлю алкогольными напитками по субъекту Российской Федерации (по данным формы N 1-конъюнктура);

V алк/микро - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями микропредприятий всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным формы N МП(микро)), тысяч рублей;

- среднегодовой % сокрытия по микропредприятиям, осуществляющим розничную торговлю алкогольными напитками по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура. Так как форма N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, то на микропредприятия она не распространяется, следовательно, .

Оборот розничной торговли пивом и пивными напитками индивидуальных предпринимателей в отчетном году определяется расчетным путем по формуле:

 

V пиво/инд=V алк/м*d пиво/инд, где: (12)

 

V пиво/инд - оборот розничной торговли пивом и пивными напитками индивидуальных предпринимателей в отчетном году, тысяч рублей;

V алк/м - оборот розничной торговли алкогольными напитками малых предприятий (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным форм N N 3-ТОРГ(ПМ), ПМ), тысяч рублей;

d пиво/инд - соотношение выручки индивидуальных предпринимателей с основным видом деятельности "розничная торговля пивом" с выручкой малых предприятий с основным видом деятельности "розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво", рассчитанное по данным сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства один раз в пять лет (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"), %.

 

3.3 Алгоритм формирования показателя "Объемы розничной продажи табачными изделиями"

 

Согласно национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52463-2005 "Табак и табачные изделия. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Ростехрегулирования от 29 декабря 2005 г. N 481-ст, табачное изделие - изделие, полностью или частично изготовленное из табачного сырья, предназначенное для курения или для жевания, сосания, нюханья. К видам табачных изделий относят (включая, но не ограничиваясь) курительные изделия: сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак курительный тонкорезанный, табак трубочный, табак для кальяна, биди, кретек и некурительные изделия: табак жевательный, табак сосательный, табак нюхательный.

Информация об объемах розничной продажи табачных изделий формируется на основании федерального статистического наблюдения, организованного за товарной структурой оборота розничной торговли по формам NN П-1, П-5(м), 3-ТОРГ(ПМ) и 1-ТОРГ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), ОК034-2014 (КПЕС 2008), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст. Согласно ОКПД2 розничная продажа табачных изделий идентифицируются кодом 47.26.10.000.

Объем розничной продажи табачных изделий за отчетный год по субъекту Российской Федерации рассчитывается по формуле:

 

, где: (13)

 

V табак - объем розничной продажи табачных изделий за отчетный год, тысяч рублей;

- объем розничной продажи табачных изделий организациями всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным форм NN П-1 и П-5(м) нарастающим итогом за отчетный год, тысяч рублей;

- объем розничной продажи табачных изделий организациями с основным видом деятельности "розничная торговля", не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным форм NN П-1 и П-5(м) нарастающим итогом за отчетный год, тысяч рублей;

- объем розничной продажи табачных изделий организациями с основным видом деятельности "розничная торговля", не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным формы N 1-ТОРГ за отчетный год, тысяч рублей;

- среднегодовой % сокрытия по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю табачными изделиями, по данным формы N 1-конъюнктура;

- объем розничной продажи табачных изделий малыми предприятиями, представившими форму N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год, тысяч рублей;

V пм - сумма строк 11 "отгружено товаров собственного производства в порядке розничной торговли" и 14 "продано товаров несобственного производства в порядке розничной торговли" по всем малым предприятиям (распространенные данные) кроме предприятий с кодами ОКВЭД2, входящими в 47 класс, в группу 45.32, подгруппы 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3, по данным формы N ПМ нарастающим итогом за отчетный год, тысяч рублей;

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "14" имеется в виду "13"

- удельный вес табачных изделий в общем обороте розничной торговли малых предприятий, представивших форму N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год, %;

- среднегодовой % сокрытия по малым предприятиям (за исключением микропредприятий), осуществляющим розничную торговлю табачными изделиями;

V микро - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по всем торгующим микропредприятиям за отчетный год, тысяч рублей;

- удельный вес табачных изделий в обороте розничной торговли пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий малых предприятий, представивших форму N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год, %;

- среднегодовой % сокрытия по микропредприятиям, осуществляющим розничную торговлю табачными изделиями. Так как форма N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, то на микропредприятия она не распространяется, следовательно, К микро м;

V инд - оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей в отчетном году, тысяч рублей;

- объем розничной продажи табачных изделий на рынках по данным формы N Б-1 нарастающим итогом за отчетный год, тысяч рублей.

В связи с тем, что товарная структура оборота розничной торговли по микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям Росстатом не наблюдается, то предполагается, что удельный вес проданных населению табачных изделий указанными хозяйствующими субъектами (в их общем обороте розничной торговли или в обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями) аналогичен соответствующему показателю по малым предприятиям, представившим форму N 3-ТОРГ(ПМ).

 

3.4 Особенности формирования оборота розничной торговли продуктами питания на региональном уровне

 

При подготовке исходной базы для формирования оборота розничной торговли продуктами питания на региональном уровне могут возникнуть проблемы с отсутствием необходимой статистической информации. В таблице 3 систематизированы подобные проблемы и приведены рекомендации по их решению.

 

Таблица 3

 

Подходы к восстановлению информационных пробелов в исходных данных формирования оборота розничной торговли продуктами питания на региональном уровне

 

N
п/п

Информационные проблемы

Стандартные решения

1

В форме N П-5(м) отсутствуют показатели "оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями", "оборот розничной торговли алкогольными напитками"

Данные показатели рассчитываются, исходя из предположения, что доля перечисленных показателей в общем объеме оборота розничной торговли такая же, как и у организаций, представляющих отчет по форме N П-1

2

Итоги выборочного обследования малых предприятий по форме N ПМ разрабатываются только на три знака ОКВЭД2

Распространенные данные по строкам 11 и 14 по малым предприятиями с кодами ОКВЭД2 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3 формируются как произведение аналогичных распространенных данных по малым предприятиям всех видов деятельности и долю предприятий с кодами ОКВЭД2 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3 по малым предприятиям, попавшим в выборочную совокупность и представившим форму N ПМ (при наличии подобной детализации в АГ ГС ОФСН)#

3

При формировании средствами SPSS на региональном уровне оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей могут быть получены заниженные данные. Такая ситуация может возникнуть из-за того, что в территориальную выборку в основном попали торговые объекты индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю непродовольственными товарами

Необходимо определить объем реализованных предпринимателями пищевых товаров, включая напитки, и табачных изделий по формуле:

 

, где:

 

- годовой оборот розничной торговли пищевыми товарами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей, тысяч рублей;

О инд - годовой оборот розничной торговли

индивидуального предпринимателя (по данным комбинированной выборки), тысяч рублей;

Д инд - удельный вес пищевых продуктов в общем обороте розничной торговли предпринимателя (по данным списочной выборки), %

4

Статистическое наблюдение за товарной структурой оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей Росстатом не осуществляется. В результате отсутствует информация об объемах розничной продажи данными хозяйствующими субъектами табачных изделий

На оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей накладывается удельный вес табачных изделий в обороте розничной торговли пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий малых предприятий, представивших форму N 3-ТОРГ(ПМ)

 

4. Алгоритм формирования показателя "Индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания"

 

Относительным показателем изменения оборота розничной торговли продуктами питания в динамике является индекс физического объема, который также включен в перечень показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2021 г. N 296-р.

Индекс физического объема оборота характеризует совокупное изменение товарной массы в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом и показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.

Индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания (ИФО) на региональном уровне рассчитывается по формуле:

 

ИФО рег=P 1q 1/Di*100/P 0q 0*100, где: (14)

 

ИФО рег - индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания, %;

P 1q 1 - оборот розничной торговли продуктами питания за отчетный год, тысяч рублей;

P 0q 0 - оборот розничной торговли продуктами питания за год, предыдущий отчетному, тысяч рублей;

Di - индекс-дефлятор оборота розничной торговли продуктами питания, %.

На федеральном уровне индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания рассчитывается по формуле:

 

, где: (15)

 

ИФО рег - индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания по i-му субъекту, рассчитанный на региональном уровне, %;

P 1q 1 - оборот розничной торговли продуктами питания за отчетный год по i-му субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

i = 1, ..., N, N - число субъектов Российской Федерации.

 

5. Алгоритм расчета индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания на региональном уровне

 

Расчет индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания на региональном уровне может быть осуществлен одним из двух способов.

Первый способ базируется на использовании модифицированной формулы индекса Э. Ласпейреса:

 

, где: (16)

 

Di - индекс-дефлятор оборота розничной торговли по товарным группам, %;

i = 1, ... ,n, n - число товаров (товарных групп).

- индекс потребительских цен на i-й товар (i-ую товарную группу) за отчетный год в % к предыдущему году, индекс-дефлятор по промежуточной i-ой товарной группе;

p ioq io - стоимость реализованного i-го товара (i-ой товарной группы) в действовавших ценах предыдущего года, тысяч рублей.

При формировании индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания первым способом используются следующие статистические данные:

1) общий объем оборота розничной торговли продуктами питания по полному кругу хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю (сумма объемов розничной продажи торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка, объемов продажи на розничных рынках и ярмарках), за отчетный год;

2) товарная структура оборота розничной торговли продуктами питания по полному кругу хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю (объем продажи основных групп продовольственных товаров), за отчетный год;

3) ассортиментная структура оборота розничной торговли продуктами питания организаций оптовой и розничной торговли (организации с основным видом деятельности, идентифицированным классом 45, 46, 47 по ОКВЭД2, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (объемы продажи по более детализированной товарной номенклатуре), за отчетный год.

Алгоритм расчета индекса-дефлятора оборота розничной торговли приведен в таблице 4.

На первом этапе в таблицу 4 вносятся исходные данные для расчета:

1) в графу "Г" вводятся данные об объеме оборота розничной торговли продуктами питания, об объемах розничной продажи основных продовольственных товаров (товарных групп) по полному кругу хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, за год, предшествующий отчетному (ЭОД по форме N П-1, таблицы Р-2д), Р-4 (кв));

2) в графу "Д" вводятся данные об объемах розничной продажи основных продовольственных товаров организациями торговли в разрезе ассортиментных групп (ЭОД по форме N 1-ТОРГ, таблицы Р-1);

3) в графу "Н" вводятся данные по индексу потребительских цен на отдельные продовольственные товары отчетного года в % к предыдущему году (пункт 1.29.3 Федерального плана статистических работ).

На втором этапе рассчитываются промежуточные итоги по объемам розничной продажи товарных групп (в графах "Г" и "Д"), формируется структура по товарным группам (графы "Е", "Ж" и "И").

На третьем этапе в графе "П" рассчитываются индексы-дефляторы по товарным группам, имеющим ассортиментный разрез. На основе этих индексов и индексов потребительских цен на товарные группы, не имеющим ассортиментной структуры, формируются индексы-дефляторы оборота розничной торговли по продуктам питания.

 

Таблица 4

 

Алгоритм расчета индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания

 

 

 

 

 

 

 

При формировании исходной базы расчета индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания могут возникнуть проблемы на региональном уровне с отсутствием необходимой статистической информации.

В таблице 5 систематизированы подобные проблемы и приведены рекомендации по их решению.

 

Таблица 5

 

N
п/п

Информационные проблемы

Стандартные решения

1

Отсутствие ИПЦ по товару (не ведется наблюдение за розничными ценами на данный товар)

Использовать ИПЦ на товар, схожий по потребительским свойствам, или ИПЦ в целом на товарную группу, в которую входит данный товар

телятина

говядина

животные масла

масло сливочное

льняное масло

подсолнечное масло

кукурузное масло

подсолнечное масло

морепродукты пищевые

рыба и морепродукты пищевые

мороженое и замороженные десерты

мороженое

соль

соль поваренная пищевая

2

Отсутствие ИПЦ по товарной группе

Получить ИПЦ по товарной группе путем перевзвешивания ИПЦ на отдельные товары, входящие в группу, на веса, рассчитанные на основании данных о потребительских расходах населения, используемых для расчета ИПЦ в отчетном году

продукция кисломолочная

йогурт

кисломолочные продукты

безалкогольные напитки

соки фруктовые

вода, минеральная и питьевая

 

Для приведенного метода исчисления индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания необходимо наличие информации по достаточно широкой и полной номенклатуре реализованных товаров.

В соответствии с пунктом 8 Правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства" микропредприятия обследуются с годовой периодичностью по унифицированной форме, содержащей данные об основных показателях их экономической деятельности без учета отраслевой специфики. В связи с этим информация о товарной структуре оборота розничной торговли микропредприятий и индивидуальных предпринимателей формируется по структуре оборота малых предприятий розничной торговли. В случае если в субъекте Российской Федерации микропредприятия и индивидуальные предприниматели формируют от 50% до 100% оборота розничной торговли по основным товарным группам, относящимся к продуктам питания, рекомендуется использовать второй способ расчета индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания.

Второй способ заключается в использовании индекса потребительских цен на продукты питания в качестве индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания.

Выбирая способы расчета индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания, необходимо оценить информационную базу расчетов и объективность полученных расчетов, сопоставив результаты с индексом физического объема оборота розничной торговли пищевыми продуктами питания, включая напитки, и табачными изделиями, индексом физического объема оборота розничной торговли в целом.

 

______________________________

* В период проведения сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса (один раз в пять лет) форма N МП(микро) признается утратившей силу. Для проведения расчетов за отчетный год используются итоги за год, предшествующий отчетному.