В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"*, подпунктом 79 пункта 12 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации"**, в целях организации и осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации***, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 декабря 2021 г.
Директор |
Д.В. Кочнев |
------------------------------
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3314; 2018, N 10, ст. 1477.
*** Пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-Ф3 "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2021, N 24, ст. 4188).
------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2021 г.
Регистрационный N 65853
УТВЕРЖДЕН
приказом ФСО России
от "16" сентября 2021 г. N 143
Порядок организации и осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации
I. Общие положения
1. Федеральный государственный метрологический контроль (надзор) на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - государственный надзор), осуществляется Организационно-контрольным управлением Федеральной службы охраны Российской Федерации (ОКУ ФСО России).
2. Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются начальник Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также должностные лица ОКУ ФСО России, в должностные обязанности (регламенты, инструкции) которых входит осуществление государственного надзора (далее - инспекторы).
3. Предметом государственного надзора в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ) является соблюдение обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установленных Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
4. Объектом государственного надзора является:
деятельность структурных подразделений ФСО России, Академии ФСО России, подразделений, входящих в их состав (далее - подразделения), организаций, находящихся в ведении ФСО России, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении ФСО России (далее - контролируемые лица), по выпуску в обращение или обращению средств измерений утвержденного типа, стандартных образцов утвержденного типа или эталонов единиц величин;
деятельность контролируемых лиц по выполнению измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, применению для этих целей средств измерений, стандартных образцов или эталонов единиц величин в областях деятельности, предусмотренных частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ.
5. Государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
6. В целях информационного обеспечения государственного надзора в ОКУ ФСО России ведется учет:
объектов государственного надзора и связанных с ними контролируемых лиц;
сведений о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований;
планирования и (или) проведения мероприятий по осуществлению профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванных нарушениями обязательных требований (далее - профилактические мероприятия), контрольных (надзорных) мероприятий;
результатов проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
7. В ходе организации и осуществления информационного обеспечения государственного надзора обеспечивается защита информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, и исключается ее передача в открытый доступ, в том числе с помощью информационных систем государственного контроля (надзора), созданных в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий
8. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
мониторинговая закупка;
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
выездная проверка;
документарная проверка.
9. Срок проведения выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.
10. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
экспертиза.
Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
11. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
12. Инспекторы при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе имеют право:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны и копии приказа (выписки из приказа) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать территории, здания, помещения, сооружения, расположенные на объектах контролируемых лиц;
привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
13. Должностными лицами ФСО России, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются директор Федеральной службы охраны Российской Федерации и его заместители.
14. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок в органах государственной охраны, утверждаемого директором Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителем.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по решению директора Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителя, принятому по рапорту начальника Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации.
15. Результатом проведения контрольных (надзорных) мероприятий является составление акта проверки, а в случае выявления фактов нарушений обязательных требований - предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку), которое прилагается к акту проверки. Указанные документы составляются в двух экземплярах.
16. Акт проверки и прилагаемое к нему предписание (при его наличии) оформляются на бумажном носителе в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
17. При проведении осмотра в ходе выездной проверки составляются проверочные листы, оформляемые на бумажном носителе.
18. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия и контроль за исполнением прилагаемого к акту проверки предписания (при его наличии) осуществляются инспектором, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие.
19. При проведении выездной проверки, мониторинговой закупки, инспекционного визита и рейдового осмотра инспекторы при фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований при проведении выездной проверки, мониторинговой закупки, инспекционного визита и рейдового осмотра принимается инспектором самостоятельно.
20. При осуществлении видеозаписи на ней фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений обязательных требований и (или) признаков их нарушений.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Электронные носители информации, содержащие фотографии, аудио- и видеофайлы, приобщаются к акту проверки.
III. Проведение профилактических мероприятий
21. При осуществлении государственного надзора проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
22. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
самообследование;
профилактический визит.
Вид профилактического мероприятия в отношении контролируемого лица определяется начальником Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации.
23. ОКУ ФСО России осуществляет информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
24. Обобщение правоприменительной практики проводится ОКУ ФСО России в целях решения следующих задач:
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).
25. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора подготавливается ОКУ ФСО России один раз в год с последующим докладом директору Федеральной службы охраны Российской Федерации и доводится до контролируемых лиц.
26. При наличии в ОКУ ФСО России сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований, а также о признаках их нарушений должностные лица, осуществляющие государственный надзор, направляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку) с предложением мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
27. Контролируемое лицо после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе направить в ОКУ ФСО России возражение в отношении указанного предостережения.
28. Возражение контролируемого лица направляется в ОКУ ФСО России не позднее пяти рабочих дней с даты получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
29. ОКУ ФСО России рассматривает возражение и по итогам его рассмотрения направляет контролируемому лицу мотивированный ответ в течение 20 рабочих дней с даты получения возражения.
IV. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор
30. Решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, принятые и осуществляемые в ходе государственного надзора, могут быть обжалованы.
31. Правом на обжалование решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, принятых и осуществляемых в ходе государственного надзора, обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
32. Жалоба подлежит рассмотрению ОКУ ФСО России в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
33. При обжаловании решений руководства ОКУ ФСО России жалоба рассматривается директором Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителем.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Порядку (пункт 15), утвержденному
приказом ФСО России
от 16 сентября 2021 г. N 143
Рекомендуемый образец
Экз. N____
Федеральная служба
охраны Российской Федерации
_________________________________________________________________________
(наименование подразделения, осуществляющего государственный надзор)
109012, г. Москва
Предписание
об устранении выявленных нарушений обязательных требований
N
"___"__________ 20_ г.
_________________________________________________________________________
(место составления)
На основании приказа________________________________________________
от "___"________ 20__ г. N___"__________________________________________"
(наименование приказа)
в период с "__"_______ 20__ г. по "__"______ 20__ г. должностными лицами,
осуществляющими государственный надзор:
N п/п |
Фамилия, имя, отчество (при наличии) |
Наименование должности |
|
|
|
при участии:
N п/п |
Фамилия, имя, отчество (при наличии) |
Наименование должности |
|
|
|
в присутствии:___________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, иного
должностного лица или
_________________________________________________________________________
уполномоченного представителя лица, в отношении которого проведено
контрольное (надзорное) мероприятие)
проведено_____________ контрольное (надзорное) действие__________________
(указывается вид) (полное наименование
_________________________________________________________________________
подразделения (юридического лица), в отношении которого проведено
контрольное (надзорное) мероприятие)
по соблюдению обязательных требований.
В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлены
нарушения следующих обязательных требований:
N п/п |
Описание выявленного нарушения |
Нормативный правовой акт (наименование органа (органов), его издавшего, вид, наименование, дата подписания (утверждения) и номер), а также положение этого акта (пункт, статья), требование которого нарушено (не соблюдено) |
Лица, допустившие нарушение |
Срок устранения нарушения |
|
|
|
|
|
Подписи инспекторов:
------------------------------------------- ---------------------
(фамилия, имя, отчество (при наличии) (подпись)
------------------------------------------- ---------------------
(фамилия, имя, отчество (при наличии) (подпись)
Подписи должностных лиц, участвовавших в контрольном (надзорном)
мероприятии:
------------------------------------------- ---------------------
(фамилия, имя, отчество (при наличии) (подпись)
------------------------------------------- ---------------------
(фамилия, имя, отчество (при наличии) (подпись)
С предписанием ознакомлен, экземпляр N_ предписания на руки получил.
_________________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя
(начальника) подразделения, иного должностного лица или
_________________________________________________________________________
уполномоченного представителя лица, в отношении которого проведено
контрольное (надзорное) мероприятие)
____________________________ ______________________
(число, месяц, год) (подпись)
От ознакомления с предписанием руководитель (начальник)
подразделения, иное должностное лицо или уполномоченный представитель
лица, в отношении которого проведено контрольное (надзорное) мероприятие,
отказался.
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица,
осуществляющего государственный надзор)
____________________________ ______________________
(число, месяц, год) (подпись)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Порядку (пункт 26), утвержденному
приказом ФСО России
от 16 сентября 2021 г. N 143
Рекомендуемый образец
Экз. N__
Федеральная служба
охраны Российской Федерации
_________________________________________________________________________
(наименование подразделения, осуществляющего государственный надзор)
109012, г. Москва
Предостережение
о недопустимости нарушения обязательных требований
N_______
"__"_________ 20__ г.
_________________________________________________________________________
(место составления)
На основании приказа________________________________________________
от "___"___________ 20___ г. N___"______________________________________"
(наименование приказа)
в период с "__"_______ 20_ г. по "__"_______ 20__ г. должностными лицами,
осуществляющими государственный надзор:
N п/п |
Фамилия, имя, отчество (при наличии) |
Наименование должности |
|
|
|
при участии:
N п/п |
Фамилия, имя, отчество (при наличии) |
Наименование должности |
|
|
|
в присутствии:___________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, иного
должностного лица или
_________________________________________________________________________
уполномоченного представителя лица, в отношении которого проведено
контрольное (надзорное) действие)
проведено__________ контрольное (надзорное) действие_____________________
(указывается вид) (полное наименование
_________________________________________________________________________
подразделения (юридического лица), в отношении которого проведено
контрольное (надзорное) действие)
по соблюдению обязательных требований.
В ходе проведения контрольного (надзорного) действия получены
сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований и (или)
выявлены признаки нарушений обязательных требований:
N п/п |
Описание признаков нарушений обязательных требований |
Нормативный правовой акт (наименование органа (органов), его издавшего, вид, наименование, дата подписания (утверждения) и номер), информация о конкретных действиях (бездействии), которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований |
Описание мер по обеспечению соблюдения обязательных требований |
Срок выполнения мер по обеспечению соблюдения обязательных требований |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подписи должностных лиц, осуществляющих государственный надзор:
------------------------------------------- ---------------------
(фамилия, имя, отчество (при наличии) (подпись)
------------------------------------------- ---------------------
(фамилия, имя, отчество (при наличии) (подпись)
С предостережением ознакомлен, экземпляр N___________ предостережения
на руки получил.
_________________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, иного
должностного лица или
_________________________________________________________________________
уполномоченного представителя лица, в отношении которого проведено
профилактическое мероприятие)
____________________________ ______________________
(число, месяц, год) (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный государственный метрологический контроль (надзор) на объектах органов госохраны и в подведомственных ФСО организациях проводится путем мониторинговой закупки, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной и документарной проверки. Также предусмотрены профилактические мероприятия - информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, самообследование и профилактический визит. Срок выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней. Определены предмет надзора и его объекты. Перечислены права и обязанности проверяющих лиц.
Приказ вступает в силу с 1 декабря 2021 г.
Приказ Федеральной службы охраны РФ от 16 сентября 2021 г. N 143 "Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2021 г.
Регистрационный N 65853
Вступает в силу с 1 декабря 2021 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 ноября 2021 г. N 0001202111160043