Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14080-2021
"Управление парниковыми газами и связанные виды деятельности. Система подходов и методическое обеспечение реализации климатических проектов"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2021 г. N 1033-ст)
Greenhouse gas management and related activities. Framework and principles for methodologies on climate actions
ОКС 13.020.40
Дата введения - 1 января 2022 г.
с правом досрочного применения
Введен впервые
Предисловие
1 Подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2021 г. N 1033-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14080:2018 "Управление парниковыми газами и связанные виды деятельности. Система подходов и методическое обеспечение реализации климатических проектов" (ISO 14080:2018 "Greenhouse gas management and related activities - Framework and principles for methodologies on climate actions", IDT).
Международный стандарт разработан подкомитетом ПК 7 "Управление парниковыми газами и связанная с этим деятельность" Технического комитета ТК 207 "Экологический менеджмент" Международной организации по стандартизации (ИСО).
Перечень терминов, применяемых в климатических проектах, приведен в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Введение
Система подходов, определенная в настоящем стандарте, устанавливает руководящие указания для государств и других заинтересованных сторон по целостному, сопоставимому и прозрачному способу отбора, предложения, использования, корректировки и сопровождения методик по реализации климатических проектов. Такие методики разрабатываются для широкого применения и призваны содействовать климатической деятельности и достижению ее амбициозных целей.
Система подходов оказывает методическую поддержку различным организациям, таким как:
- государственные и негосударственные субъекты, в том числе местные органы власти, промышленные ассоциации, технические учреждения, а также для разработчиков и пользователей методик;
- частные и общественные организации, природоохранные неправительственные организации и организации других типов, использующие методологии по вопросам климатических проектов;
- финансовые учреждения, которые финансируют климатические мероприятия.
В дополнение к методикам настоящая система подходов также может использоваться для установления соответствующих целей политики и разработки климатических проектов.
Разработанную систему подходов также можно использовать для определения потенциальных и обоснованных климатических проектов как для предотвращения изменения климата, так и для адаптации к нему.
Настоящий стандарт способствует реализации многих целей, таких как, например:
- участие на добровольной основе в использовании совместных подходов, которые предполагают применение передаваемой на международном уровне информации о результативности климатических проектов по предотвращению изменения климата, определенных на национальном уровне вкладов;
- содействие устойчивому развитию компании и обеспечению доверия, информационной открытости, в том числе и в сфере управления;
- повышение качества отчетности, например, для предотвращения двойного учета;
- установление целей по повышению адаптивной способности, укреплению устойчивости к изменению климата (социальных, экономических и экосистем) и уменьшению уязвимости к неблагоприятным последствиям изменения климата;
- содействие устойчивому развитию и обеспечение адекватного адаптационного реагирования на изменение температуры окружающей среды;
- сотрудничество на международном уровне по вопросам проектов по адаптации (к неблагоприятным последствиям изменения климата) с учетом потребностей развивающихся стран.
Настоящий стандарт можно использовать для разработки системы подходов, которая будет совместимой с соответствующими местными, национальными, региональными и международными политиками и стратегиями в области изменения климата, как на уровне государства, так и других заинтересованных сторон. Система подходов и связанный с ней методический процесс поддерживают в долгосрочной перспективе важность реализации в полной мере трансфера технологических/нетехнологических инноваций для повышения устойчивости к изменению климата (социальных, экономических и экосистем) и сокращению выбросов. Настоящий стандарт поддерживает подход "обещание и проверка" (pledge and review) в сочетании с мерами, предпринимаемыми для сбора и обобщения соответствующих климатических данных и соответствующей экологической информации, относящихся к долгосрочной перспективе. Настоящий стандарт помогает всем государствам, как развитым, так и развивающимся, лучше понимать и повышать национальные вклады своих стран.
Положения настоящего стандарта направлены на повышение прозрачности измерений, отчетности и верификации (MRV-системы), а также на проведение совместных проектов по предотвращению изменения климата и адаптации к нему. В настоящем стандарте принимается во внимание важность международного сотрудничества в отношении усилий по уменьшению рисков последствий изменения климата и адаптации к ним, а также учета потребностей развивающихся стран.
В настоящем стандарте подчеркивается важность предотвращения, минимизации и устранения потерь и ущерба, связанных с негативными последствиями изменения климата, в том числе с ущербом от экстремальных и медленно развивающихся природных явлений, а также роль устойчивого развития в снижении риска этих потерь и ущерба.
В настоящем стандарте принимается во внимание Канкунская система подходов по адаптации [20], включающая выявление и стимулирование применения передового опыта, эффективных методов адаптации, потребностей и приоритетов адаптации, предоставление и получение поддержки в отношении климатических проектов и деятельности по адаптации к неблагоприятным последствиям изменения климата, по преодолению возникающих недостатков и трудностей.
Настоящий стандарт определяет систему подходов для достижения следующих результатов:
- принятие этой методики в качестве одного из передовых методов и наилучших доступных технологий (НДТ);
- повышение качества методики;
- совершенствование процессов разработки методики;
- повышение прозрачности и конкретности климатических проектов.
Рисунок 1 иллюстрирует роль и назначение настоящего стандарта.
Рисунок 1 - Блок-схема настоящего стандарта, иллюстрирующая связь системы подходов и методик
Настоящий стандарт способствует гармонизации действующих международных стандартов (например, ИСО 14001, ИСО 50001, ИСО 14064-1 и ИСО 14064-2), а также других международных стандартов (например, связанных с адаптацией к неблагоприятным последствиям изменения климата), которые можно будет использовать для разработки климатических проектов.
В настоящем стандарте содержатся руководящие указания по проверке результатов применения системы подходов, а также по соответствующим коммуникационным взаимодействиям. Это должно позволить снизить риск возникновения противоречий в отчетности по агрегированным климатическим мероприятиям путем их согласования с различными методиками, коммуникационными мероприятиями и отчетами по опубликованию информации о климатических проектах, тем самым обеспечивая экономию времени и ресурсов.
1 Область применения
В настоящем стандарте содержатся руководящие указания в виде системы подходов и принципов для определения процедур и процессов:
- определения, оценки и пересмотра методик;
- разработки новых методик;
- управления методиками.
Настоящий стандарт применим ко всем климатическим проектам, связанным с изменением климата, включая адаптацию к неблагоприятным последствиям изменения климата и сокращение выбросов парниковых газов для обеспечения устойчивого развития. Такие действия могут быть применены для проектов, организаций, органов государственной власти, отраслей экономики, технологий и продукции, политик, программ и деятельности неправительственных организаций.
Настоящий стандарт не содержит указаний по использованию конкретных методик.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины и определения.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на https://www.iso.org/obp;
- электропедия МЭК доступна по адресу http://www.electropedia.org/.
3.1.1 Общие термины и определения
3.1.1.1 климатический проект (climate action): Инициатива по принятию мер или достижению целей, связанных с изменением климата, основанная на следующих приоритетах: снижение рисков изменения климата и/или адаптация к этим изменениям в рамках политики в области климата.
Примечание - Климатические проекты направлены: а) на сокращение или предотвращение выбросов парниковых газов или на увеличение их поглощения; и b) снижение уязвимости, поддержание и повышение жизнестойкости и адаптивной способности населения и экосистем по отношению к неблагоприятным воздействиям вследствие изменения климата.
3.1.1.2 экологическая целостность (environmental integrity): Экологическое обоснование и активизация таких мер по снижению потенциальных рисков неблагоприятных последствий изменения климата и/или адаптации к этим изменениям, которые не будут приводить к нанесению прямого или косвенного ущерба окружающей среде.
3.1.1.3 критерии пригодности (eligibility criteria): Критерии, используемые для подтверждения того, что меры по снижению потенциальных рисков возникновения последствий изменения климата и/или адаптации к этим изменениям, основаны на соответствующих методиках по снижению текущего и/или будущего риска изменения климата.
3.1.1.4 организация (organization): Лицо или группа людей, которые имеют свои собственные функции, понятные обязанности, ответственность, полномочия и определенные взаимоотношения для достижения их целей.
[ISO 14001:2015, 3.1.4, с изменением - в определении добавлено слово "понятными"]
3.1.1.5 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа людей, заинтересованные в любом решении или деятельности организации (см. 3.1.1.4).
3.1.2 Снижение рисков изменения климата
3.1.2.1 предотвращение изменения климата (climate change mitigation): Вмешательство человека, предпринимаемое с целью сокращения источников выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения.
[Пятый экспертный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), 2014 (AR5)]
3.1.2.2 базовая линия (baseline): Состояние, относительно которого оцениваются изменения.
[Пятый экспертный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата МГЭИК), 2014 (AR5)]
3.1.3 Адаптация к неблагоприятным последствиям изменения климата
3.1.3.1 адаптация к неблагоприятным последствиям изменения климата (climate change adaptation): Изменения, проводимые в экологических, социальных и/или экономических системах как ответная реакция на реальные или потенциальные неблагоприятные климатические явления (на их действие или их последствия).
Пример - Изменение в инфраструктуре и/или в некоторых естественных экосистемах, происходящее с целью снижения воздействий, которые связаны с увеличением/снижением количества осадков, повышением температуры, дефицитом воды или учащением штормов.
Примечание 1 - Адаптация к неблагоприятным последствиям изменения климата относится к изменениям в процессах, методиках и структурах с целью смягчения потенциальных убытков или извлечения выгоды путем использования возможностей, связанных с изменением климата.
Примечание 2 - Вмешательство человека может способствовать адаптации в некоторых экологических системах к ожидаемым изменениям климата и их последствиям.
3.1.3.2 климатический сценарий (climate scenario): Правдоподобное и зачастую упрощенное представление климата в будущем, основанное на внутренне согласованной совокупности климатических связей и сформированное для конкретного четко определенного применения при исследовании потенциальных последствий антропогенного изменения климата.
Примечание - Климатические сценарии часто служат исходными данными для моделей воздействий климата.
[Пятый экспертный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), 2014: Изменение климата 2014 (AR5 WG III)]
3.1.3.3 климатический риск (climate risk): Потенциальная возможность возникновения негативных последствий, обусловленных изменением климата, которая отражает связь между степенью уязвимости к подобному изменению, воздействием и опасностью.
Примечание - Климатический риск может снижаться путем повышения адаптивной способности и укрепления жизнестойкости окружающей среды, общества и экономики.
[Пятый экспертный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), 2014: Изменение климата 2007, (AR4)]
3.1.3.4 воздействие климата (exposure): Влияние климата на жизнедеятельность людей, средства их существования, биологические виды или экосистемы, экологические функции, услуги и ресурсы, инфраструктуру, а также на экономику, социальные или культурные вопросы на определенных территориях и при определенных условиях.
[Пятый экспертный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), 2014 (AR5)]
3.1.3.5 адаптивная способность (способность к адаптации) (adaptive capacity): Способность систем, учреждений, людей и других живых существ приспосабливаться к потенциальному ущербу от изменения климата, реагировать на его последствия или использовать благоприятные, связанные с его изменением.
[Пятый экспертный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), 2014 (AR5)]
3.1.3.6 устойчивость к изменению климата (resilience): Способность социальных, экономических и экологических систем справляться с опасным событием, тенденцией или нарушением, реагируя на них или перестраиваясь таким образом, чтобы сохранять свою основную функцию, уникальность и структуру, при этом одновременно сохраняя потенциал к адаптации, обучению и преобразованию.
[Пятый экспертный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), 2014 (AR5)]
3.1.3.7 чувствительность (sensitivity): Степень, в которой система или биологический вид могут подвергаться благоприятному или неблагоприятному влиянию изменений или колебаний климата.
Примечание - Это влияние может быть как прямым (например, изменение урожайности как реакция на изменение средней температуры, ее диапазона или колебаний), так и косвенным (например, из-за ущерба, нанесенного увеличением частоты затопления прибрежных зон при повышении уровня моря).
[Пятый экспертный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), 2014 (AR5)]
3.1.3.8 уязвимость (vulnerability): Склонность или предрасположенность к неблагоприятному влиянию изменений или колебаний климата.
Примечание 1 - Уязвимость к изменению климата охватывает множество понятий и элементов, в том числе чувствительность или восприимчивость к вредным факторам и отсутствие способности справляться с ними и адаптироваться к ним.
Примечание 2 - Уязвимость к изменению климата - это та степень, в которой экологическая, социальная и экономическая системы подвержены или не могут справиться с неблагоприятными последствиями изменений климата, в том числе с его изменчивостью и с экстремальными климатическими явлениями.
3.1.3.9 оценка уязвимости (vulnerability assessment): Выявление и прогнозирование наиболее уязвимых групп, критических районов и регионов, включая оценку вероятности и последствий опасностей, связанных с последствиями изменения климата.
3.2 Сокращения
ВАТ - наилучшая доступная технология;
BAU - сценарий развития ситуации, при котором рост населения и промышленного производства, а также выбросов парниковых газов осуществляется теми же темпами, как и сейчас;
GTP - глобальный температурный потенциал;
GWP - потенциал глобального потепления;
GHG - парниковые газы;
MRV - система измерения, отчетности и верификации;
QA - обеспечение качества;
QC - контроль качества
4 Принципы
Принципы, установленные в настоящем стандарте, носят общий характер и должны применяться в системе подходов к разработке климатических проектов.
a) Актуальность: учет информации о климатических проектах, которая является существенной и актуальной для потребностей предполагаемого пользователя.
b) Согласованность: обеспечение согласованности системы подходов и ее методик, а также соответствие климатических проектов установленным целям, целевым показателям и задачам.
c) Сопоставимость: обеспечение того, что методики, разработанные, выбранные и предоставленные для климатических проектов, позволяют проводить сопоставления конкретных соответствующих результатов.
d) Совместимость: согласование методик по климатическим проектам с целью улучшения группирования и повышения рентабельности их применения.
e) Полнота: учет всех соответствующих выбросов и поглощений парниковых газов и/или мер по снижению рисков изменения климата и адаптации к ним. В поддержку применимых критериев и процедур следует применять всю соответствующую информацию.
f) Консервативность: использование соответствующих допущений, оценок и процедур не должно приводить к завышению эффекта от климатических проектов.
g) Точность: снижение систематической погрешности и неопределенности настолько, насколько это практически возможно.
h) Практичность: концентрация внимания на системе подходов и соответствующих методиках; введение соответствующих показателей или параметров для удовлетворения потребностей предполагаемых пользователей с учетом доступных им ресурсов.
i) Гибкость: возможность для системы подходов и соответствующих методик учитывать наличие данных, а также соответствующий научно-технический потенциал.
j) Достоверность: повышение уверенности посредством повышения доверия, целостности, прозрачности и ответственности в рамках используемых методик и процессов.
k) Прозрачность: раскрытие адекватной и обоснованной информации для ее использования предполагаемыми пользователями и принятия ими решений с достаточной уверенностью в достижении целей, целевых показателей и задач климатических проектов.
5 Система подходов для методик реализации климатических проектов
5.1 Общие положения
Организация должна сформировать систему подходов (стандарт) для разработки методик реализации климатических проектов с использованием следующей информации:
- экологическая политика, стратегия и законодательство в области изменения климата (см. 5.2);
- цели и область применения (см. 5.3).
Примечание 1 - Цели включают в себя целевые показатели и задачи;
- об MRV-системе, которая применяется для сбора данных о выбросах и поглощении парниковых газов, мерах по предотвращению изменения климата и/или по адаптации к нему. Эту информацию необходимо регистрировать в реестрах и отчетах и подвергать проверке или анализу. В приложении F содержатся рекомендации по использованию MRV-системы в рамках системы подходов. В приложении G рассматривается взаимосвязь между внедрением элементов MRV-системы и процессами мониторинга и оценки.
Примечание 2 - MRV-система также служит для оценки, отслеживания и количественного определения эффекта уже выполненных климатических проектов.
Система подходов для методики должна:
- быть разработана с учетом стратегических целей климатических проектов;
- использовать риск-ориентированный подход, в том числе для климатических и финансовых рисков.
Организация должна определить:
- заинтересованные стороны, имеющие отношение к вопросам изменения климата;
- требования и ожидания заинтересованных сторон;
- потребности и ожидания, актуальные для достижения климатических целей.
Организация должна подтвердить результативность своей системы подходов в отношении климатических проектов.
Высшее руководство организации, разрабатывающей систему подходов, должно:
- нести ответственность за ее результативность и обмен информацией с заинтересованными сторонами;
- предоставлять необходимые трудовые, финансовые и материальные ресурсы.
5.2 Экологическая политика, стратегия и законодательство в области изменения климата
При разработке системы подходов для методики организация должна иметь процедуру выявления и анализа следующей информации:
a) об экологической политике и законодательстве в области изменения климата на местном, региональном, национальном и международном уровнях, включая цели и приоритеты, текущие выбросы парниковых газов, текущую деятельность по предотвращению рисков изменения климата и адаптации к нему; тенденции изменения климата; воздействия, уязвимость и устойчивость к изменению климата и формулирование долгосрочных целей или видения;
b) об экологической стратегии в области изменения климата, включая цели, целевые показатели и задачи; прогноз и сценарий для конкретной страны/региона, включая меры, предпринимаемые для предотвращения изменения климата и адаптации к нему (по применимости);
c) об экологической стратегии в области изменения климата для отрасли экономики, включая производственно-сбытовые цепочки (по применимости).
Примечание - Производственно-сбытовая цепочка создания ценности охватывает более широкий круг участников, нежели цепочка поставок;
d) о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон в вопросах изменения климата, включая производственно-сбытовые цепочки (по применимости).
5.3 Цели и область применения
При разработке системы подходов организация должна устанавливать долгосрочные цели и область применения, учитывающие все элементы устойчивого развития, например, 17 целей устойчивого развития ООН (SDGs), включенных в план действий на период до 2030 года, а также рассматривать вопрос о том, как система подходов может способствовать получению за счет устойчивого развития экологических, экономических и социальных преимуществ, например:
a) экологических благ: использование продукции и услуг, произведенных с низким уровнем выбросов; внедрение инноваций для повышения эффективности использования природных ресурсов;
b) экономических благ: стимулирование использования местных трудовых ресурсов и развития технических компетенций для экономики замкнутого цикла;
c) социальных благ: стимулирование устойчивого развития в рамках экономики замкнутого цикла; снижение климатических рисков для различных отраслей экономики.
В системе подходов необходимо определить типы климатических проектов для предотвращения изменения климата и/или адаптации к нему. Это могут быть мероприятия, применимые к населению, к секторам экономики, к организациям или проектам, а также к продукции и услугам. На уровне проекта систему подходов можно применять для обязательных или добровольных условий получения углеродных кредитов.
Система подходов должна принимать в расчет возможности исследований, разработок и/или инвестиций в технологические и нетехнологические инновации (например, поведенческие изменения) с целью предотвращения изменения климата и/или адаптации к нему и обеспечения устойчивого развития.
Система подходов должна стимулировать организацию к ведению инновационной деятельности и повышению ее конкурентоспособности в развитии технологических и нетехнологических инноваций, чтобы усилить ее вклад в устойчивый экономический рост. Система подходов должна также оказывать помощь организациям в принятии решений относительно сроков инвестиций в новые и инновационные технологии.
При ожидании финансовой поддержки в систему подходов можно вводить следующую информацию:
- роли, обязанности и полномочия персонала;
- источники финансирования;
- сроки реализации и этапы работ;
- устойчивость с точки зрения финансов и ресурсов;
- другие ключевые показатели эффективности или параметры, например, показатели или параметры, необходимые для мониторинга процессов реализации и оценки результативности проектов.
Если какие-либо климатические проекты реализуются в развивающихся странах, то система подходов должна охватывать соответствующее международное сотрудничество с наращиванием возможностей для передачи технологических и нетехнологических инноваций.
Примечание - В приложениях А и С содержатся указания по разработке целей и области применения системы подходов, предназначенной для разработки климатических проектов по предотвращению изменения климата и/или адаптации к нему.
6 Методика и процесс ее разработки с применением системы подходов
6.1 Общие положения
В рамках своей системы подходов организация должна определить соответствующие методики и процессы их разработки. При этом система подходов должна позволять:
a) выявлять потенциально пригодные методики из числа существующих (см. 6.2);
b) тестировать потенциальные методики на прямую пригодность либо с корректировкой или модификацией (см. 6.3);
c) предлагать новые методики, включая определение их пригодности (см. 6.4);
d) поддерживать и актуализировать существующие методики (см. 6.5);
e) включать процесс обмена информацией в состав методики (см. 6.6).
Примечание - В приложениях В и D содержатся рекомендации, касающиеся методик и процесса их разработки, которые предназначены для проектов по предотвращению изменения климата и/или адаптации к нему.
6.2 Выявление потенциально пригодной методики
Организация, которая предполагает использование системы подходов, должна определить и выбрать потенциальные методики, которые будут соответствовать целям и области применения системы подходов.
Выбор потенциально пригодных методик может происходить на основе:
a) соответствующих стандартных методик;
b) других соответствующих отраслевых методик;
c) наилучших доступных технологий и передовых практик.
Примечание - Для конкретных отраслей экономики и ряда стран утвержденный в Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) стандартизированный базовый документ [19] содержит руководящие указания в отношении коэффициентов выбросов и поглощения парниковых газов, которые можно использовать в помощь при планировании проектов.
Организация должна принимать во внимание, была ли та или иная методика утверждена и/или проверена на практике, а также положительные отчеты о ней, например, официальные протоколы испытаний.
Организация должна обосновывать и документировать выбор потенциально пригодных методик.
6.3 Проверка потенциальных методик на пригодность
Организация должна проверить методики, выбранные в соответствии с 6.2, для подтверждения их соответствия установленным критериям пригодности и совместимости с системой подходов [например, для плана климатических проектов; для национального вклада и других результат-ориентированных способов повышения уровня охраны окружающей среды (экологической целостности) и получения социально-экономических преимуществ].
Если организация при проверке той или иной методики принимает решение об ее отклонении из-за потенциальных ограничений, таких как отсутствие должного объема экономических, технических или трудовых ресурсов, то организация должна выявлять и документировать эти ограничения.
Организация также должна проверять и документировать планируемые результаты.
Пример - Планируемыми результатами применения методики могут быть:
- общее снижение объема и/или интенсивности выбросов парниковых газов, благоприятное для достижения целевых показателей в области предотвращения изменения климата;
- прогнозы и сценарии изменения климата в будущем;
- использование низкоуглеродной продукции и услуг для содействия устойчивому развитию;
- вклад и/или сотрудничество с другими государствами;
- разработка новых и инновационных технологий/методологий для изменения текущей ситуации;
- данные и соответствующая информация, включая оценку и управление неопределенностью;
- обоснование применения целевых показателей и связанных с ними методологий;
- мониторинг результативности, включая оценку инвестиций и выгод.
Организация должна определить, является ли выбранная методика напрямую применимой либо она потребует корректировки.
При необходимости корректировки существующей методики организация должна:
- документально зафиксировать объем корректировки;
- определить, эффективна ли скорректированная методика, а также обеспечиваются ли прозрачность и возможность целостной передачи результатов при ее применении.
Для обеспечения прозрачности и целостной передачи результатов использования скорректированной методики организация должна принимать во внимание ожидания заинтересованных сторон путем:
- проведения публичных консультаций;
- планирования консультаций перед внедрением скорректированной методики;
- использования результатов консультаций для анализа структуры и результатов применения скорректированной методики;
- информирования заинтересованных сторон относительно учета результатов проведенных консультаций.
6.4 Предложение новой методики
6.4.1 Общие положения
При необходимости разработки новой методики организация должна оценивать предложенную методику, в том числе:
a) ресурсы (см. 6.4.2);
c) проверку пригодности новой методики (см. 6.4.4).
6.4.2 Ресурсы
Для разработки новой методики организация должна выделять достаточные человеческие, технические и финансовые ресурсы и выбирать компетентных специалистов для ее разработки.
6.4.3 Концепция методики
При определении концепции методики организация должна принимать во внимание следующие аспекты:
- требования заинтересованных сторон и планируемые результаты, включая повышение экологической целостности и получение социально-экономических преимуществ;
- определение объема и масштаба;
- сроки разработки новой методики.
Организация должна планировать разработку методики с использованием следующей информации:
a) ответственность за разработку новой методики;
b) цель и прогнозируемые результаты;
c) мероприятия по мониторингу:
1) определение базовой линии или проведение оценки уязвимости (например, путем моделирования);
2) сбор данных и соответствующей информации;
3) проверка точности и управление данными (при необходимости);
4) оценка результативности климатических проектов;
d) анализ результатов деятельности по мониторингу и завершению разработки новой методики.
6.4.4 Тест на пригодность новой методики
Организация должна осуществлять тестирование новой методики на ее пригодность, разработанной в соответствии с 6.3.
Организация должна оценить возможности новой методики поддерживать систему подходов к разработке климатических проектов, определению национальных вкладов и результат-ориентированных средств.
Если все климатические проекты финансируются правительственными или финансовыми учреждениями (например, углеродными фондами), то они должны оценивать возможность получения с помощью новой методики ожидаемой результативности для достижения намеченной цели.
Если потенциально пригодная методика предназначена для ее использования отраслевыми ассоциациями, отраслями экономики или общественными организациями (например, неправительственными), то им следует оценивать новую методику для стимулирования совершенствования собственных климатических проектов.
6.5 Сопровождение и актуализация методики
Организация должна скорректировать методику при изменении или обновлении следующей информации:
a) о границах или масштабе своей деятельности;
b) коэффициенты выбросов парниковых газов, потенциал глобального потепления (GWP) или глобальный температурный потенциал (GTP);
c) топливный баланс.
Примечание 1 - Для энергии, выработанной, используемой и подконтрольной организации;
d) энергетический баланс.
Примечание 2 - Для энергии, не подконтрольной организации (например, электроэнергия, поставляемая третьими сторонами);
e) наилучшие доступные технологии (ВАТ);
f) базовая линия;
g) измерение или мониторинг, включая задание показателей или параметров;
h) результаты оценок.
Организация может использовать PDCA-цикл (Plan-Do-Check-Act цикл) для сопровождения и обновления методик.
Организация должна определять периодичность циклов с помощью процедур обеспечения качества (QA) и контроля качества (QC) с целью актуализации, обновления и сопровождения методики.
6.6 Использование структуры методики для обмена информацией
Структуру методики можно использовать для обмена соответствующей информацией между всеми заинтересованными сторонами с целью анализа общего вклада системы подходов, методики и связанных с ними процессов в климатические проекты.
В структуру методики организация должна включать для целей обмена информацией:
a) заголовок;
b) намеченные цели и предполагаемые результаты;
c) область применения;
d) границы;
е) корректировку границ с учетом других проектов (при необходимости);
f) влияние на выбросы парниковых газов и потенциальные эффекты для предотвращения изменения климата и адаптации к нему;
g) тип проекта;
h) оценку базовой линии и уязвимости к изменению климата;
i) процесс разработки методики;
j) перечень методик;
k) критерии пригодности, в т.ч. ключевые показатели или параметры;
l) элементы устойчивого развития;
m) использование низкоуглеродной продукции и услуг для содействия устойчивому развитию (при необходимости);
n) вклад и/или сотрудничество с другими странами или проектами (по применимости);
о) развитие технологических и нетехнологических инноваций (по применимости);
р) политики оценки и управления неопределенностью (по применимости);
q) отчетность (по применимости);
r) стратегии мониторинга результативности и ее оценки (по применимости);
s) верификацию или оценку (по применимости).
В приложении Е приведены примеры структур методик, которые обеспечивают прозрачное информирование о полученных результатах путем применения методик реализации климатических проектов, учета национального вклада (по применимости) и других результат-ориентированных средств.
Организация должна продумать способ эффективной передачи структуры методики всем заинтересованным сторонам.
В приложении Н приведены примеры использования настоящего стандарта совместно с другими связанными международными стандартами.
7 Анализ системы подходов
7.1 Общие положения
Для оценки результативности используемой системы подходов организация должна провести анализ следующих результатов:
a) фактических и ожидаемых результатов, связанных с достижением намеченных целей, целевых показателей и решением задач;
b) прозрачности информирования о результатах применения методик реализации климатических проектов, национального вклада (по применимости), а также других результат-ориентированных средств;
c) проведения общественных консультаций с заинтересованными сторонами;
d) сохраняющейся актуальности и соблюдения соответствующей политики в области изменения климата;
e) сохраняющейся актуальности и пригодности в рыночных условиях.
Организация должна периодически анализировать систему подходов и определять периодичность этого анализа.
Примечание - В соответствии со статьей 14 Парижского соглашения для оценки хода совместной реализации установленных на национальном уровне вкладов каждые пять лет должна проводиться глобальная инвентаризация.
7.2 Анализ целей и области применения
Организация должна анализировать цели и область применения методик в случае их значительных изменений в следующих аспектах:
a) риски для достижения намеченных целей по предотвращению изменения климата;
b) риски для различных климатических сценариев;
c) риски для реализации планов адаптации к последствиям изменения климата;
d) риски для устойчивости к изменению климата и снижения уязвимости к нему;
e) местные, национальные, региональные или международные политики и стратегии в области изменения климата;
f) энергетический баланс;
g) международные цены на сырье;
h) экономический рост или темпы роста;
i) технологический прогресс;
j) национальные приоритеты;
k) структура цен на энергоносители и дотации на ископаемое топливо;
l) схемы регулируемого возмещения расходов (например, для поставщиков);
m) доступ к льготам за энергосбережение (например, за энергоэффективность на стороне потребления);
n) топливный баланс;
о) затраты на реализацию климатических проектов.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14080-2021 "Управление парниковыми газами и связанные виды деятельности. Система подходов и методическое обеспечение реализации климатических проектов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2021 г. N 1033-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2021 г.
Дата введения - 1 января 2022 г. с правом досрочного применения